Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Проект организации отдыха и оздоровления детей на территории Ульяновской области "Симбирский край"

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск 

 

Проект организации отдыха и оздоровления детей на территории Ульяновской области "Симбирский край"

 

Ваганов Александр Сергеевич

педагог дополнительного образования

 

Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности

 

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период в последние годы становится одной из важнейших задач государства. Изучение природы, истории, культуры своей малой Родины невозможно построить только на занятиях в классе и по учебникам. Для полного погружения в данный предмет необходимо полностью окунуться в ту атмосферу, побывать в удивительных уголках своей страны, увидеть своими глазами те места, о которых ребята читали в книгах. Так что же делать? Отправляться в исследовательскую экспедицию по родному краю! И тогда перед подростком откроется её красота, уникальность, хрупкость и беззащитность перед человеком!

Проект организации отдыха и оздоровления детей на территории Ульяновской области «Симбирский край» (далее Проект) делает основной упор на посещение и паспортизацию уникальных природных достопримечательностей родного края, относящихся как к объектам природного наследия регионального и муниципального уровня, так и федерального уровня. Для этого разрабатываются специальные туристические маршруты, включающие в себя уникальные объекты природы, истории, религии и культуры. Важной особенностью данного проекта является то, что кроме широко известных туристических объектов в маршрут включены и практически не изученные уголки нашей местности.

Проект не имеет определенных сроков и реализуется бессрочно. В рамках данного проекта на территории Ульяновской области предполагается ежегодное проведение целого ряда летних передвижных эколого-краеведческих экспедиций школьников со своими уникальными и неповторяющимися туристическими маршрутами. Конечной целью проекта является – посещение обучающимися большинства уникальных природных и культурных достопримечательностей родного края с их паспортизацией и составлением полной интерактивной карты уникальных объектов природы, истории, религии и культуры региона.

Неотъемлемой частью проекта является защита окружающей среды. Эффективное формирование экологического сознания возможно лишь при правильно организованном экологическом воспитании, что и делается в экологических экспедициях, организованных учреждениями дополнительного образования детей. Так в рамках проекта предполагается проводить очистку и благоустройство родников, истоков рек, памятников природы, мест обитания редких и краснокнижных видов растений и животных совместно с участием местных органов власти и всех заинтересованных граждан. Кроме того, в ходе каждой экспедиции в рамках проекта попутно собирается материал для написания учебных исследовательских работ, таким образом, ребята могут внести свой посильный вклад в сохранение, защиту и восстановление природных экосистем своего края. Исследовательская работа в летних экологических экспедициях закрепляет основы не только теоретических знаний по биологии, географии, экологии, краеведению, химии, истории и т.д., но и практических умений и навыков.

А для старшеклассников летние исследовательские экспедиции - это ещё и путь к профессионализации. Практика показывает, что обучающиеся УДОД изучающие на протяжении нескольких лет интересующие их темы осознанно выбирают профессию и лучше подготовлены к поступлению в профильные вузы.

Новизна данного проекта заключается в том, что в ходе экспедиций по территории Ульяновской области все встреченные природные или антропогенные объекты, представляющие научную, историческую, эстетическую, культурную ценность, не только паспортизируются, но и панорамируются с помощью специальной фотоаппаратуры с целью создания трёхмерных виртуальных туров.

В конечном итоге по результатам каждой проведенной экспедиций в рамках данного проекта создается виртуальная экскурсия с эффектом присутствия по всему маршруту следования, которая может быть размещена как на сайте, так и может быть использована в учебном процессе объединения или экспонироваться на выставках.

Актуальность данного проекта состоит в том, что познавательная самостоятельность его участников реализуется в условиях «активных методов обучения», к которым относится туристические и исследовательские подходы. Именно благодаря таким подходам происходит переход ребёнка от «зоны актуального развития» в школе в «зону ближайшего развития» с посещением туристических маршрутов, что выводит обучающегося на качественно новый уровень освоения знаний – самостоятельный.

Универсальность проекта заключатся в том, что он подходит практически для любой местности и для любого региона нашей страны. Туристическое оборудование и программа экспедиции не предполагают специального обучения детей и руководителей проекта и может быть широко использована в другом месте и при других условиях. Методики паспортизации природных достопримечательностей родного края и объектов культурного наследия также просты и общедоступны. А создание по результатам экспедиции трёхмерных виртуальных туров обуславливает его технологичность и широкое сетевое использование проекта.

Цель проекта: посещение обучающимися Ульяновской области большинства уникальных природных и культурных достопримечательностей родного края с их паспортизацией и составлением полной интерактивной карты уникальных объектов природы, истории, религии и культуры региона.

Задачи проекта:

  • развитие туризма, организация отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период с одновременным посещением объектов природного наследия регионального, муниципального и федерального уровней;
  • ознакомление учащихся с уникальной природной и культурно-исторической территорией Ульяновской области и Среднего Поволжья;
  • разработка специальных туристических маршрутов, включающих в себя уникальные объекты природы, истории, религии и культуры, в том числе и малоизученные уголки нашей местности;
  • паспортизация достопримечательностей родного края и создание трёхмерных виртуальных туров;
  • сбор материалов для подготовки учебных и научных исследовательских работ учащихся в различных образовательных областях;
  • экологическое образование и экологическое воспитание учащихся через практическую природоохранную деятельность;
  • формирование патриотически-направленного сознания детей;
  • укрепление здоровья учащихся в условиях проведения экологических экскурсионных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

 

Главные методы воспитания в условиях исследовательской экспедиции:

- личный пример педагогов при организации проведении экспедиции, реализации исследовательских программ, практической природоохранной деятельности;

- экскурсии к объектам природного и культурного наследия, местам, связанным с памятными датами, другим уникальным уголкам нашего края;

- коллективная природоохранная работа, по уборке и облагораживанию территории природного или культурного наследия;

- организация исследовательской работы с коллективным планированием и обсуждением промежуточных результатов и итогов у разных подгрупп и учащихся;

- организация совместных содержательных мероприятий с местным населением (праздники, концерты, спортивные соревнования и др.);

- проведение спортивных и интеллектуальных соревнований.

Результативность воспитательной работы в условиях исследовательской экспедиции оценивается по следующим основным параметрам:

- освоение на чувственно-эмоциональном уровне неповторимых особенностей района проведения экспедиции, возникновение личностной привязанности к увиденным местам; освоение культурно-исторических особенностей региона, традиционной культуры местного населения;

- развитие способностей поддерживать позитивные отношения с окружающими членами малой группы, развитие таких качеств, как честность, порядочность, обязательность в общении со сверстниками и взрослыми;

- развитие навыка целенаправленного осуществления собственной (исследовательской) деятельности, умения довести начатое дело до конца;

- укрепление здоровья, выносливости, повышение уровня физической культуры.

 

Этапы и сроки реализации проекта

 

Поскольку целью проекта является посещение обучающимися Ульяновской области большинства уникальных природных и культурных достопримечательностей родного края, проект не имеет определенных сроков и реализуется бессрочно. Однако проводимые в рамках проекта ежегодные летние эколого-краеведческие экспедиции имеют определённые этапы и сроки реализации.

Проект рассчитан на широкую аудиторию обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте от 14 до 18 лет. В 2018 году рамках проекта предполагается провести 10 летних краеведческих экспедиций экологической направленности на территории Барышского, Тереньгульского, Ульяновского, Кузоватовского, Николаевского, Новоспасского районов Ульяновской области и г.Ульяновска с общим охватом детей около 600 человек. В дальнейшем предполагается ежегодное проведение подобных краеведческих экспедиций экологической направленности. Каждый год обучающиеся, занятые в Проекте, будут проходить один или несколько новых специально разработанных туристических маршрутов и, таким образом, на несколько лет посетят большинство уникальных природных и культурных достопримечательностей родного края!

Все летние передвижные эколого-краеведческие экспедиции в рамках Проекта проходят ежегодно в летний период с июня по август.

Подготовительный этап (январь – июнь)

– Основной этап (июнь - август)

• Организационный этап (не более одного дня в начале экспедиции)

• Экспедиционный этап (10-15 дней)

• Итоговый этап (1-2 недели)

– Завершающий этап (август-сентябрь)

 

Подготовительный этап (январь – июнь)

Подготовительный этап включает в себя:

  • формирование центрального штаба Проекта организации отдыха и оздоровления детей на территории Ульяновской области «Симбирский край»;
  • рассылку приглашений к участию в Проекте руководителям образовательных организаций области, имеющих учебные объединения естественнонаучной направленности;
  • определение количества летних передвижных эколого-краеведческих экспедиций, участвующих в Проекте и примерного охвата детей;
  • формирование команды руководителей экспедиций;
  • проведение семинаров с руководителями экспедиций;
  • разработку специальных краеведческих туристических маршрутов, включающих уникальные объекты природы, истории, религии и культуры различных уровней, в том числе малоизученные объекты и территории, нуждающиеся в охране и облагораживании;
  • подготовку экскурсионно-образовательных программ экспедиций;
  • согласование программ с администрациями организаций-участников проекта, научными консультантами экологического факультета УлГУ, естественно-географического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова;
  • выбор сроков проведения экспедиций;
  • выбор мест стоянок и путей дневных переходов, с учетом рельефа местности, удобства расположения стоянки (наличие и пригодность источников водоснабжения, наличие мест для купания, наличие тени, удаленность от экскурсионных объектов, наличие сухих дров и т.п.);
  • информирование органов местного управления;
  • составление и утверждение сметы расходов;
  • подготовку и закупку туристического оборудования, оборудования для паспортизации и создания трёхмерных виртуальных туров посещенных достопримечательностей;
  • составление списков детей;
  • проведение семинаров для вожатых;
  • привлечение спонсоров;
  • аренда транспорта для подвозки детей;
  • получение продуктов питания.

 

Основной этап (июнь - август)

Организационный этап (не более одного дня)

Организационный этап проходит непосредственно в ранее обозначенные сроки на месте начала маршрута экспедиции под управлением  руководителей экспедиций и включает в себя: заезд и встречу детей, уточнение списков детей, проверку наличия медицинских справок, проведение вводного инструктажа по технике безопасности, знакомство с режимом дня, знакомство с руководителями экспедиции, знакомство с маршрутом и программой экспедиции.

Экспедиционный этап (10-15 дней) – реализация туристско-краеведческого, естественнонаучного, эколого-просветительского и досугового блоков программы в летних передвижных эколого-краеведческих экспедициях.

Итоговый этап (1-2 недели) – анализ и подведение итогов экспедиции.

Завершающий этап (август-сентябрь)

Сбор и оформление итоговой отчётности центральным штабом Проекта. Списание остатков продуктов питания, неисправного оборудования. Составление электронной базы данных паспортизированных объектов. Создание трёхмерных виртуальных туров пройденных экскурсионных маршрутов.

 

Описание содержания проекта

(формы работы, механизм реализации, план-график мероприятий);

Формы работы с участниками Проекта

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Передвижные эколого-краеведческие экспедиции;

организационно-деятельностные игры

Экскурсии, паспортизация природных достопримечательностей родного края и объектов культурного наследия, проведение учебных исследований, камеральная обработка результатов исследований, практические работы по очистку и благоустройству природных объектов

Работа с научной литературой (определителями), выполнение индивидуальных исследовательских работ, консультации, оформление исследовательских работ, 3D-панорамирование с целью создания трёхмерных виртуальных туров

Механизм реализации Проекта

1. Распределение финансов:

  • составление сметы.

2. Материальные ресурсы и услуги:

  • поиск спонсоров;
  • организация закупок.

3. Человеческие ресурсы:

  • подбор кадров;
  • распределение обязанностей;
  • организация и проведение летних передвижных эколого-краеведческих экспедиций;
  • организация паспортизации природных достопримечательностей родного края и объектов культурного наследия;
  • организация исследовательской деятельности подростков;
  • организация досуговых мероприятий.

4. Здоровьесбережение:

  • оценка риска;
  • предупреждение рисков и снижение вероятности их возникновения.

5. Контроль за использованием средств:

  • аудит;
  • отчёт.

 

Примерный план-график мероприятий передвижных эколого-краеведческих экспедиций Проекта

1 день

1.Заезд детей. Организация рабочих групп.

2.Вечер знакомств «Давайте познакомимся»

2 день

1. Инструктаж по ТБ.

2. Ознакомительная экскурсия и к Баевскому окаменелому дереву. Паспортизация объекта.

3. Семинар «Удивительные загадки природы»

3 день

1.Экскурсия к озеру Зотовскому. Паспортизация объекта. Уборка и облагораживание берегов озера

2.Камеральная обработка собранного материала.

3.Эколого-спортивная эстафета

4 день

1.Экскурсия в Акшуатский Дендропарк. Паспортизация объекта

2. Отработка методик ботанических исследований.

3. Мини-конференция «Флора приволжской возвышенности».

4.Экологическая игра «Зелёный патруль»

5 день

1.Экскурсия к реликтовой аллее сосны обыкновенной и отработка методик исследований.

2.Камеральная обработка собранного материала.

3. Подготовка писем и обращений  во Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF).

6 день

1. Экскурсия к истокам Малой Свияги. Паспортизация объекта. Уборка и облагораживание истоков реки

2. Камеральная обработка собранного материала.

3. Фестиваль талантов «По ступенькам радуги».

7 день

1. Историко-краеведческая экскурсия в школьный краеведческий музей п. Старотимошкино.

2. Игра-путешествие «В поисках клада Степана Разина»

3. Экологическая операция в верхнем течении реки Сизлей «Поможем воде – поможем себе»

8 день

1. Экскурсия к озеру Становому. Паспортизация объекта. Уборка и облагораживание берегов озера

2.Камеральная обработка собранного материала.

3.Экологическая викторина «Голоса птиц».

9 день

1.Экскурсия «Многообразный мир растений» и отработка методик исследований

2.Оформление учебно-исследовательских работ.

3.Эстафета «Весёлые старты»

10 день

1. Экскурсия к озеру Кряж (Крячок). Паспортизация объекта. Уборка и облагораживание берегов озера

2.Камеральная обработка собранного материала.

3. Спортивные игры у воды.

4. «Праздник росы».

 

11 день

1. Фестиваль «День туриста».

2. Экологический праздник  «Чёрного леса» (туристическая полоса препятствий, спортивно-развлекательные игры)

3. Прощальный костёр

12 день

Отъезд участников смены

Кадровое обеспечение Проекта

Начальник штаба Проекта:

  • рассылает приглашения к участию в Проекте руководителям образовательных организаций области, имеющих учебные объединения естественнонаучной направленности;
  • определяет количество летних передвижных эколого-краеведческих экспедиций, участвующих в Проекте;
  • формирует команду руководителей экспедиций;
  • проводит семинары с руководителями экспедиций;
  • производит выбор сроков проведения экспедиций;
  • информирует органы местного управления;
  • арендует транспорт для подвозки детей;
  • утверждает смету расходов всех экспедиций;
  • привлекает спонсоров;
  • следит за исполнением этапов и сроками реализации Проекта.

 

Участники штаба Проекта:

  • разрабатывают специальные краеведческие туристические маршруты, включающие уникальные объекты природы, истории, религии и культуры различных уровней, в том числе малоизученные объекты и территории, нуждающиеся в охране и облагораживании;
  • подготавливают экскурсионно-образовательные программы экспедиций;
  • проводят согласование программ с администрациями организаций-участников проекта, научными консультантами экологического факультета УлГУ, естественно-географического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова;
  • разрабатывают места стоянок и путей дневных переходов, с учетом рельефа местности, удобства расположения стоянки;
  • проводят подготовку и закупку туристического оборудования;
  • проводят семинары для вожатых;
  • получают и распределяют продукты питания;
  • проводят сбор и оформление итоговой отчётности;
  • составляют электронную базу данных паспортизированных объектов;
  • Разрабатывают трёхмерные виртуальные туры пройденных экскурсионных маршрутов.

 

Начальник экспедиции:

  • планирует работу и руководит деятельностью экспедиции, отвечает за качество и эффективность работы летней передвижной эколого-краеведческой экспедиции;
  • составляет и представляет в центральный Штаб смету расходов;
  • занимается подбором и расстановкой кадров, определяет перечень обязанностей каждого на время работы экспедиции;
  • составляет списки детей и обеспечивает их информацией о сроках и пути маршрута экологической экспедиции;
  • организует образовательный процесс в целом, обеспечивает выполнение туристско-краеведческого, естественнонаучного, эколого-просветительского и досугового блоков программы областной летней экологической экспедиции по пути маршрута экспедиции;
  • производит выбор места стоянок и путей дневных переходов;
  • контролирует процесс развертывания лагеря на стоянках;
  • организует проведение паспортизации уникальных объектов природы, истории, религии и культуры региона;
  • организует фотопанорамирование с помощью специальной аппаратуры с целью создания трёхмерных виртуальных туров;
  • в рамках Проекта организует очистку и благоустройство родников, истоков рек, памятников природы, мест обитания редких и краснокнижных видов растений и животных;
  • организует обеспечение экспедиции необходимыми продуктами, инвентарём и оборудованием, несёт ответственность за сохранность материальных ценностей;
  • создаёт необходимые бытовые условия детям и сотрудникам экспедиции;
  • несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил и норм охраны труда;
  • утверждает правила внутреннего распорядка экспедиции и издаёт распоряжения, являющиеся обязательными для всех участников экологической экспедиции;
  • ведёт учёт использования денежных средств.

 

Заместитель начальника экспедиции:

  • принимает меры по методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
  • осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процесса в экспедиции;
  • представляет на утверждение начальнику экспедиции расписание  практических занятий, экскурсий, природоохранных мероприятий, досуга;
  • контролирует процесс развертывания лагеря на стоянках;
  • несёт ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • организует взаимодействие с районными администрациями.

 

Методист экспедиции:

  • знакомит участников лагеря с природными и культурно-историческими особенностями посещенных объектов и достопримечательностей родного края;
  • осуществляет методическое руководство программой экспедиции;
  • помогает детям в соборе материала для написания учебных исследовательских работ;
  • осуществляет разработку и установку информационных щитов и предупредительных аншлагов у родников, в истоках рек, у памятников природы, в местах обитания редких и краснокнижных видов растений и животных;
  • обеспечивает наглядный материал для реализации программы летней экспедиции;
  • осуществляет организаторскую работу по всем направлениям;
  • несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.

 

Вожатые экспедиции:

  • осуществляют воспитательную работу с детьми;
  • следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил и норм охраны труда и техники безопасности;
  • организуют досуговые массовые мероприятия.

 

Предполагаемые конечные результаты,

их социальная эффективность

  • Посещение обучающимися занятыми в Проекте большинства уникальных природных и культурных достопримечательностей родного края;
  • Развитие туризма, новых форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
  • Разработка готовых туристических маршрутов, включающих в себя уникальные объекты природы, истории, религии и культуры, в том числе и малоизученные уголки нашей местности;
  • Освоение и тиражирование передового опыта нашего региона в области организации отдыха и оздоровления детей в летний период;
  • Более глубокое изучение в исследовательских экспедициях Проекта обучающимися Ульяновской области природы, истории, культуры своей малой Родины;
  • Формирование патриотически-направленного мышления у детей, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • Улучшение социального здоровья подрастающего населения области;
  • Паспортизация и составление полной интерактивной карты уникальных объектов природы, истории, религии и культуры региона с возможностью проведения виртуальной экскурсии;
  • Освоение методик, необходимых для проведения исследований в конкретных областях знаний;
  • Подготовка учебно-исследовательских работ для участия в региональных этапах Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского; Всероссийского конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российского национального юниорского водного конкурса); Международного детского экологического форума «Зелёная планета»; Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», а также в Областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО»;
  • Экологическое образование и экологическое воспитание учащихся через практическую природоохранную деятельность;
  • Очистка и благоустройство родников, истоков и береговой линии рек, памятников природы, мест обитания редких и краснокнижных видов растений и животных совместно с участием местных органов власти и всех заинтересованных граждан;
  • Подготовка обучающихся к поступлению в профильные вузы;
  • Улучшение психологического и физического здоровья подростков в условиях проведения экологических экскурсионных и физкультурно-оздоровительных мероприятий Проекта.