Проект «ООО «Свои люди»
МБУ ДО «Центр внешкольной работы Промышленного района
города Ставрополя»
Авторы: Умрихина Юлия Юрьевна, социальный педагог
Ищенко Ольга Сергеевна, заместитель директора по учебной деятельности
Проект «ООО «Свои люди»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
ООО «Свои люди» (Общество общительных и обаятельных «Свои люди») |
Направление проекта |
Просвещение, воспитание, досуг |
Цель деятельности |
Создание условий для полноценного развивающего общения и личностного роста детей |
Форма реализации проекта |
|
Социальный заказчик |
|
Участники проекта |
|
Возраст участников проекта |
|
Количество участников проекта |
|
Срок реализации проекта |
|
Руководитель организации, на базе которой реализуется проект |
|
Разработчики проекта |
|
Команда проекта |
Педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования МБУ ДО «Центр внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя» |
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, НА БАЗЕ КОТОРОЙ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОЕКТ
Центр внешкольной работы Промышленного района города Ставрополя – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования. Оно образовано в соответствии с Постановлением Главы города Ставрополя от 24 апреля 2002 г. № 2631 путём объединения 12 комнат школьников и 6 клубов по месту жительства: футбольного клуба «Космос», шахматного клуба «Белая ладья», спортивного клуба «Щит и меч», военно-патриотического клуба «Юный патриот», туристического клуба «Юность» и клуба художественно-эстетического воспитания «Жар-птица».
Ежегодно в Центре обучается порядка 1800 детей дошкольного и школьного возраста. Спектр детских объединений по интересам представлен по месту жительства в микрорайонах Промышленного района города Ставрополя. На выбор детей предоставляются более 40 дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, технической и социально-педагогической направленностей. Кроме образовательных программ Центр реализует программы досуговой деятельности и психолого-педагогического сопровождения.
Основной идеей при создании Центра было – организация досуга и предоставление дополнительного образования по месту жительства. В объединения Центра внешкольной работы принимаются все дети, желающие заниматься предлагаемыми видами деятельности, без какого-либо отбора. Таким образом решается задача развития «массового» дополнительного образования. Однако, успехи обучающихся – юных шахматистов, художников, гимнасток, туристов, танцоров, которые занимаются в Центре внешкольной работы, свидетельствуют о том, что педагоги выявляют детей со способностями и талантами и создают условия для их развития.
В копилке достижений обучающихся Центра: победы в международных футбольных турнирах; призовые места на российских и международных фестивалях хореографии; дипломы победителей городских и краевых соревнований по спортивному ориентированию; победы на первенствах Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края, России по тхэквондо, дзюдо, айкидо, шахматам; дипломы лауреатов городских и краевых выставок-конкурсов по прикладному творчеству и изобразительному искусству; дипломы победителей и призеров городской и краевой конференций «Отечество» и др.
Разноплановая деятельность Центра внешкольной работы осуществляется коллективом профессионалов своего дела. В штате Центра трудится порядка 50 специалистов сферы дополнительного образования, в том числе кандидаты педагогических наук, «Почетные работники общего образования РФ», «Отличники просвещения СССР», мастера спорта, руководители городской и краевой федераций тхэквондо и айкидо.
Педагогический коллектив Центра занимается решением проблем интеграции основного и дополнительного образования, разработки целостной системы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, создания практико-ориентированной модели социального партнерства и другими.
Инновационные направления деятельности нацелены на развитие профессиональной компетентности педагогов Центра, а также на создание модели эффективной системы патриотического воспитания детей.
Реализация основных направлений деятельности Центра осуществляется на основе тесного сотрудничества с общеобразовательными школами, учреждениями культуры и спорта, высшими учебными заведениями.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль… »
Антуан де Сент-Экзюпери
Современные дети испытывают трудности в самостоятельной организации своей жизни и досуга в том числе. Несмотря на то, что сегодня для реализации личностной активности предлагается много различных форм для реализации личностной активности (занятия в кружках и спортивных секциях, социальные сети и интернет-игры, волонтерские отряды, кино, музеи, театры и пр.), детям крайне трудно сделать правильный, полезный, социально одобряемый выбор.
Зачастую боязнь окружающего мира, трудности взаимодействия с другими людьми, отсутствие четких представлений о своих потребностях и возможностях приводят детей в асоциальные неформальные объединения.
Проект «Свои люди» - это возможность стать участником неформального объединения, в основе деятельности которого положен реджио-подход. Его ведущая идея заключается в том, что дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. А помогают им в этом значимые для них взрослые – педагоги и родители, известные артисты, лидеры молодежного движения, специалисты в различных областях профессиональной деятельности.
Особенности проекта:
- он реализуется по месту жительства, т.е. в шаговой доступности;
- участие детей в мероприятиях проекта не требуют особой подготовки с их стороны;
- участие в мероприятиях не навязывается организаторами, а обеспечивается на основе личного интереса и добровольности;
- участники мероприятий проекта разновозрастные, а это значит, что каждый может внести посильный вклад в коллективное творческое дело, научиться друг у друга, потому что учиться можно не только у взрослых и опытных;
- обязательное условие мероприятий проекта – совместная деятельность детей и взрослых: обычно дети смотрят на взрослых снизу вверх, а взрослые – сверху вниз; одни и те же вещи, явления или события взрослые и дети видят по-разному, а цель мероприятий проекта – такое взаимодействие и общение, когда глаза ребенка и взрослого будут на одном уровне;
- мероприятия проекта очень разноплановые (мастер-классы по прикладному творчеству, встречи с интересными людьми, социальные акции, концерты, благотворительные акции, экскурсии, походы и пр.) и смогу удовлетворить самые разнообразные запросы участников;
- на мероприятиях проекта можно быть активным участником и просто наблюдателем (в зависимости от настроения, желания, интереса), но в любом случае каждое мероприятие даст возможность раскрыться возрастным и индивидуальным особенностям его участников;
- различный формат мероприятий позволит участникам развить навыки коммуникации, лидерские качества, раскрыть творческие способности, найти новых друзей, сориентироваться в мире современных профессий и рынка труда;
- в мероприятиях проекта принимают участие дети и родители, потому что совместные дела помогают выстроить доверительные отношения, а помогут в этом специалисты (психологи, врачи, педагоги);
- участникам проекта предлагается участвовать не только в досуговых мероприятиях, но и осваивать краткосрочные или долгосрочные дополнительные общеразвивающие образовательные программы.
Таким образом, проект носит комплексный характер. Образовательная, воспитательная, развивающая, досуговая компоненты гармонично дополняют друг друга.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА:
Проект адресован детям различного возраста (преимущественно от старшего дошкольного – до старшего школьного), но для достижения цели проекта предполагается, что участниками его могут быть любые желающие, без ограничения в возрасте – родители, педагоги, приглашенные гости, участники общественных организаций, ветераны труда и боевых действий, профессионалы, добившие успеха в выбранной сфере деятельности.
Для реализации различных направлений проекта, для проведения мероприятий проекта формируются группы участников – от 10 до 30 человек. Одни и те же дети и взрослые могут принимать участие в любых мероприятиях (по желанию). Группы формируются без какого-либо отбора на основании предварительных заявок.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание оптимальных условий для полноценного развивающего общения и личностного роста детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создание открытой площадки, ориентированной на развитие и социализацию детей посредством межличностного взаимодействия в различных мероприятиях;
- развитие личностного потенциала и индивидуальности участников проекта;
- расширение кругозора участников, повышение уровня культуры;
- организация деятельного творческого, обогащающего досуга;
- развитие навыков продуктивной коммуникации;
- профессиональная ориентация детей-участников проекта;
- распространение идей благотворительности.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:
- приобретение социально ценного опыта;.
- профилактика асоциального поведения;
- профессиональная ориентация;
- организация занятий по интересам;
- содействие самопознанию и саморазвитию детей;
- содействие развитию детско-родительских отношений;
- формирование здорового образа жизни;
- организация социального партнерства.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- игровые программы;
- мастер-классы;
- учебные занятия;
- выставки рисунков и поделок декоративно-прикладного искусства;
- экскурсии;
- походы;
- творческие встречи;
- благотворительные акции;
- общественно полезные дела;
- досугово-творческие, концертные, праздничные программы;
- психологические тренинги;
- психолого-педагогические, социально-педагогические консультации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Принцип гуманистической направленности - предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности - предполагает, что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности - предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, не противоречит общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает осуществление социально-педагогического процесса в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для формирования навыков сознательной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания и образования на развитие социальной и культурной компетентности личности - предполагает, что стратегия и тактика образования и воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социального опыта и в своеобразном самоопределении в социальном окружении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект стартует в сентябре 2019 года. Информационное сопровождение проекта осуществляется на официальном сайте Центра внешкольной работы (stavcvr.ru), а также в социальных сетях: www.stavcvr.ruinst.@cvr_prom и https://vk.com/club107820761.
Основное содержание проекта отражено в календарном плане его реализации. Ежемесячно в «ООО «Свои люди» проходит одно мероприятие. О его точной дате, месте и содержании сообщается в сети интернет, а также с помощью любых средств оповещения (СМИ, телефонограмма, электронная почта, объявления и пр.).
Потенциальные участники сообщают о своем желании принять участие в мероприятии (делают заявку) в письменной или устной форме (на усмотрение организаторов и в зависимости от формата планируемого мероприятия).
Основной базой для проведения мероприятий проекта является комната школьника «Затейник» (ул. 50 лет ВЛКСМ, 16/3).
Кроме мероприятий в рамках проекта реализуются общеразвивающие программы (краткосрочные или долгосрочные). Для освоения программ формируются группы численностью до 15 человек. Для детей занятия – на бюджетной основе, для взрослых – на платной основе. Для зачисления в группы предоставляется заявление и копии документов с персональными данными. Группы формируются по мере набора. С учетом пожелания обучающихся формируется расписание занятий.
Основные принципы реализации проекта:
Принцип гуманистической направленности - предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности - предполагает, что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности - предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, не противоречит общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает осуществление социально-педагогического процесса в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для формирования навыков сознательной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания и образования на развитие социальной и культурной компетентности личности - предполагает, что стратегия и тактика образования и воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социального опыта и в своеобразном самоопределении в социальном окружении.
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Нормативно-правовое обеспечение:
Помимо основных международных (Конвенция о правах ребенка) и российских (Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ») нормативных документов, регламентирующих работу с детьми, в основе реализации проекта «ООО «Свои люди» лежат следующие документы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
2. Письмо министерства образования и науки от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
3. Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»
4. Положение о детском объединении МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»
5. Приказ об организации образовательной деятельности в МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»
Кадровое обеспечение:
В реализации проекта участвуют квалифицированные кадры. Основными профессиональными качествами при подборе кадров определены: навык работы с детьми, знание возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного - старшего школьного возраста, организаторские способности, неординарные творческие способности, владение основами игротехники и т.д.
Подготовка педагогического персонала включает медицинский осмотр, а так же инструктажи по технике безопасности во время организации работы с детьми.
Программно-методическое обеспечение:
Методическое обеспечение реализации проекта – это процесс и результат оснащения деятельности педагогов методическими средствами, которые способствуют эффективному осуществлению работы.
Основу методической поддержки методические разработки, подготовленные с на основе:
учета реальных возможностей и условий обеспечения ресурсами;
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их психического и физического развития;
ориентации на потребности личности и общества в развитии, обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социализации детей в рамках их свободного времени;
принципа корректировки методических разработок (в первую очередь – программ) с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде;
мотивации деятельности детей на основе добровольности включения их по интересам;
индивидуализации, которая предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками и жизненным опытом;
системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность опыта и знаний.
Организационное обеспечение:
Успешная реализация проекта обеспечивается своевременной организационной подготовкой и функционированием системы управления проектом.
Организационная подготовка реализации проекта начинается за три месяца до начала реализации проекта и включает: подготовку локальных нормативных документов, подготовку материальной базы (выбор и обустройство кабинетов, оборудования, расходных материалов и т.д.), подбор и расстановку кадров, подготовку программно-методического обеспечения и организацию набора обучающихся.
Управление реализацией проекта осуществляется группой специалистов. Курирует деятельность проекта заместитель директора по учебно-воспитательной работе, обеспечивая разработку стратегических целей проекта, плана реализации проекта и подготовку ресурсной базы. Непосредственное руководство деятельностью педагогического персонала осуществляет заведующий отделом и социальный педагог.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации образовательных программ в рамках проекта необходимы кабинеты для работы запланированного количества групп с количеством посадочных мест для 10-15 обучающихся. Кабинеты оборудуются мебелью для занятий (столы-парты, стулья), местом для расположения личных вещей детей (шкафчики, гардероб). В каждом кабинете обеспечивается питьевой режим. Кабинеты оснащаются необходимым оборудованием (проектор, компьютер, экран, игровое оборудование, оборудование и расходные материалы для занятий).
Для проведения мероприятий используется зал, музыкальное оборудование, а также проектор, ноутбук, экран. В зависимости от формата мероприятия подготавливаются расходные материалы, оборудование для мастер-классов, встреч и т.д
Значительно расширить материально-технические возможности для реализации проекта помогут договора с музеями, кинотеатрами, театром, библиотеками и другими учреждениями.
Финансовое обеспечение:
Финансирование проекта осуществляется на внебюджетной основе (благотворительные, спонсорские средства и др.). Для проведения мероприятий, предполагающих расходы на изготовление поделок, проведения чаепитий и пр. привлекаются целевые взносы в соответствии со сметой расходов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для ребенка:
- организация разностороннего развивающего досуга;
- знакомство со сферой дополнительного образования, его направлениями, возможностями;
- удовлетворение личностно-значимых интересов, развитие склонностей и способностей, раскрытие творческого потенциала;
- овладение конкретными практическими навыками в различных областях деятельности;
- овладение навыками индивидуального творчества и коллективно-творческой деятельности;
- участие в интересных социокультурных событиях;
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
- получение навыков построения отношений в коллективе на основе толерантности и совместной деятельности;
- формирование социально значимой позиции неравнодушия, ответственности, дисциплинированности, навыков взаимопомощи;
- развитие навыков самооценки, саморефлексии и рефлексии;
- профессиональная ориентация.
Для педагогов:
- создание положительной мотивации у детей на активные занятия в течение года различными видами деятельности в учреждении дополнительного образования;
- успешная реализация образовательных программ;
- реклама основных направлений деятельности учреждения, учебных объединений, образовательных программ;
- пополнение методической копилки (образовательные программы, сценарии мероприятий, методические разработки занятий и др.);
- формирование творческого коллектива педагогов, реализующих свои способности и возможности через организацию развивающего досуга детей;
- развитие партнерских связей;
- участие в формировании имиджа учреждения, повышении его престижа;
- профессиональный, карьерный рост.
Для родителей:
- качественная организация досуга детей;
- профилактика безнадзорности, правонарушений;
- создание положительной мотивации у детей на активные занятия в течение года различными видами деятельности в учреждении дополнительного образования;
- расширение информационного поля и формирование и закрепление практических навыков в учебной, игровой, социальной деятельности;
- позитивная социальная адаптация, социализация детей, включение каждого ребенка в систему социальных связей и отношений;
- получение детьми навыков здорового и безопасного образа жизни;
- развитие духовно-нравственных качеств, формирование патриотических чувств у детей;
- формирование мотивации детей к саморазвитию;
- профессиональная ориентация;
- коррекция детско-родительских отношений.
В целом эффективность реализации педагогического проекта «ООО «Свои люди» носит комплексный характер и позволяет выделить ряд параметров, по которым ее можно оценить.
Образовательная эффективность определяется на уровне детей, родителей, педагогов, руководства Центра внешкольной работы и образовательного учреждения в целом.
Образовательная эффективность на уровне детей выражена следующими показателями: целостность знаний детей по предлагаемым образовательным программам; способность детей применить эти знания на практике; повышение уровня общего развития и воспитанности детей, способность осуществить дальнейший выбор образовательной области и программы для реализации творческого потенциала.
На уровне педагогов образовательная эффективность выражается, в повышении уровня квалификации педагогических работников за счет расширения профессионального общения и углубления знаний о методиках и технологиях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
На уровне родителей образовательная эффективность выражается в приобретении знаний о своем ребенке, способов взаимодействия с ним, знаний о вариантах организации развивающего досуга (в том числе совместного) в сфере дополнительного образования.
На уровне руководства и образовательного учреждения в целом образовательная эффективность от реализации проекта выражается в расширении возможностей для различных возрастных категорий детей, обеспечении взаимосвязи и преемственности деятельности в рамках досугово-развивающей, просветительской и воспитательной деятельности, в создании целостного образовательного пространства в учреждении.
Социально-педагогическая эффективность представлена в таких показателях, как способность родителей и детей использовать возможности дополнительного образования в выстраивании образовательного маршрута; в повышении уровня взаимодействия родителей и учреждения в целях обеспечения благополучия детей; в повышении заинтересованности социума, родительской общественности в развитии дополнительного образования.
Экономическая эффективность выражается в рациональном распределении ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.), а также создании условий для развития материально-технической базы дополнительного образования.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Реализация педагогического проекта «ООО «Свои люди» может быть продолжена при сохранении запроса со стороны детей и родителей, социальных институтов города.
Перспективы развития проекта связаны:
с возможностью расширения территории реализации проекта: Центр внешкольной работы располагает помещениями, расположенными в разных частях города;
с развитием содержания образовательной и досуговой деятельности, которое может меняться в зависимости от актуальных запросов;
с привлечением к участию в проекте детей большего количества детей;
с организацией специальных подпроектов для их реализации в период школьных каникул (с увеличением досуговой составляющей) или для различных возрастных категорий детей.