ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 53»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой»
Автор проекта
воспитатель: Хафизова Т.Н.
К народным традициям должно
Быть величайшее внимание,
Их надо изучать и воспринимать всей душой,
их надо осваивать.
А.Б.Салтыков
Тип проекта:долгосрочный.
Цель проекта:
Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
Обучающие:
· Познакомить детей с историей возникновения народной куклы; приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
·Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной, русской, тряпичной куклы.
·Формировать умение детей изготовлять куклы своими руками с помощью родителей и педагогов.
· Показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором.
· Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.
Развивающие:
· Развивать все компоненты устной речи.
·Развивать умение проявлять фантазию и творчество.
· Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Воспитывающие:
· Воспитывать у детей интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.
Актуальность проекта:
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка.
Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение. В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребёнок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. « Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», гласит народная поговорка. Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на создание проекта «Народная кукла», посвящённого кукле. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине!
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: октябрь – апрель.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Ожидаемый результат:
· Формирование знаний об истории русской народной куклы, материалах, инструментах необходимых для изготовления разнообразных кукол.
· Совершенствование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
· Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и со сверстниками.
· Повышение интереса дошкольников к культуре русского народа.
· Создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой.
· Развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
· Воспитание в детях любви и уважения к народным традициям .
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный – сбор информации из различных источников. Создание развивающей среды в группе, мониторинг участников проекта.
2 этап – технологический – постановка целей и задач проекта, разработка программы деятельности:
· Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;
· Изучение технологий изготовления народной куклы;
· Разработка форм работы с детьми, родителями;
· Анкетирование родителей «Как и во что вы играете со своими детьми»
· Разработка перспективного плана по теме «Народная кукла»;
· Разработка конспектов ООД и целевых прогулок, экскурсий;
· Разработка и изготовление практического материала для практической деятельности.
3 этап – реализация проекта – содержание проекта.
4 этап – завершающий – создание мини-музея, календарь народной куклы, самоанализ, обобщение опыта работы по проекту.
Ожидаемый результат:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.