Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
МАДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
Воспитатель: Меер Ирина Витальевна
1 квалификационной категории
г. Петропавловск – Камчатский
2016 г
Проект
Тема: «Формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края».
Актуальность: Любовь к Родине начинается с любви Родного края.
Камчатку часто называют страной чудес. С давних пор мореплавателей, путешественников, учёных, промышленников притягивала эта Земля. Ступив на землю Камчатки, люди забывали о тяжёлом и долгом пути. Природа словно воздавала им за перенесённые лишения. Зелёный волшебный ковёр взлетает на вершины каменных нагромождений. Вулканы всегда поражают воображение. Вершины их вечно покрыты снежными шапками. Лето и зима здесь соседствуют рядом. Природе было угодно наделить этот уголок земли множеством разнообразных горячих и холодных источников, создавая курортный полуостров. Камчатка – это благословенный край.
Однако, прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции своего края, жить их интересами и заботами. По словам С. В. Михалкова: «… кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её и стать подлинным патриотом».
Цель: расширять кругозор детей дошкольного возраста и формировать нравственно – патриотические чувства, воспитывать у детей интерес к истории культуры и родного края, всесторонне развивая личность ребёнка.
Принципы:
- Создать благоприятные материально – технические и социальные условия, обеспечивая эмоционально – психологический комфорт для детей;
- Обновить содержание образования, провести отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей, с учётом их возрастных особенностей;
- Обеспечить последовательную ориентацию на культур сообразность образования, формирование духовного мира человека;
- Проводить работу по данному вопросу с семьёй, опираясь на её традиции и опыт;
- Проявлять уважение к личности ребёнка.
Задачи:
1. Учить детей проявлять уважение к людям труда;
2. Расширять представления детей о родном крае и своём городе;
3. Обогащать словарь детей и активизировать его;
4. Развивать у детей интерес к русским традициям родного края и промыслам;
5. Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому родного края;
6. Развивать у детей чувства ответственности и гордости за достижения родного края;
7. Прививать детям чувства толерантности, уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям;
8. Создавать предпосылки для развития творческой активности и самостоятельности;
9. Обеспечить участие семьи в жизни группы и детского сада;
10. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу, краю.
Время проекта: октябрь 2015 года по март 2016 года (старший возраст).
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап – знакомство
- Знакомство с историей родного края рассматривание книг, иллюстраций, картин, буклетов;
- Знакомство с творчеством камчатских писателей, чтение сказок, стихов, рассказов, заучивание стихов о родном крае;
- Знакомство с историей возникновения родного города; с флорой, фауной и животным миром Камчатского края, с традициями и культурой народов крайнего Севера: Беседы: «Мой край»; «Мой город»; «Природа и животный мир Крайнего Севера» (природные заповедники края); «Флора и фауна Камчатского края»; «Профессии нашего региона и их значение»; «Коренное население – его быт и традиции». Рассматривание книжек, иллюстраций, картин и просмотр видеофильмов;
2. Основной этап – реализация
- Беседы
- Творческие задания (участие в краевом конкурсе на тему:
«Поздравление с юбилеем Камчатских заповедников»);
- Игры – викторины;
- Упражнения по развитию выразительности речи;
- Словесное творчество
- Экскурсия в библиотеку;
- Конкурс стихов;
- Продуктивная образовательная деятельность;
- Работа с родителями;
- Досуги, развлечения.
3. Заключительный этап
- Сценарий спортивного праздника;
- Выставки детского творчества;
- Фото и видео презентации.
Октябрь
- Беседа «Мой дом». Составление рассказа на тему: « Моя семья и где мы проживаем».
- Беседа: «Мой родной город Петропавловск - Камчатский»;
- Продуктивная деятельность на тему: «Улицы моего города»;
- Беседа: «Мой родной край ».
- Продуктивная деятельность на тему: «Времена года на Камчатке».
- Творческое задание: конкурс – выставка природного парка «Вулканы Камчатки» на тему: «Поздравление – открытка к юбилею системы природных парков Камчатки» - участник Арестакесян Маринэ Ашотовна (аппликация из бересты) занявшая 2 место.
Ноябрь
- Рассматривание иллюстраций, чтение сказок, стихов о коренных народов Камчатки.
- Беседа «Быт и традиции народов Севера. Традиционная одежда и обувь».
- Продуктивная деятельность: «Одежда коренных народов Севера»; «Обувь коренных народов Севера».
- Экскурсия в библиотеку.
Декабрь
- Чтение Натана Эйдельмана «Что там, за морем – океаном?»; Елена Пешкова «Сказки села Эссо»; Аркадий Нинани «На доброй Земле».
- Рассматривание буклетов, книг, иллюстраций, картин и просмотр видеофильмов о Камчатском крае и её обитателях.
- Продуктивная деятельность «Особенности поведения птиц и зверей Камчатского края зимой».
- Наблюдение на прогулке за воробьями. Акция «Покормите птиц». Подвижная игра «Воробушки и воробьи».
Январь
- Просмотр видеофильма: «Охраняемые животные и птицы Камчатки. Красная книга».
- Продуктивная деятельность: «Природа и животный мир Камчатского края».
- Конкурс стихов о Камчатке с участием родителей.
- Дидактическая игра «Назови детёнышей диких животных Камчатки».
- Пересказ рассказа «Купание медвежат».
- Составление рассказа по картине «Северные олени».
- Продуктивная деятельность «Олежек» - лепка по образцу.
Февраль
- Рассматривание буклетов, иллюстраций, книг на тему: «Командорские острова. Кроноцкий заповедник. Вулканы Камчатки. Красная книга».
- Беседа на тему: «Роль Камчатки в деле защиты Отечества». Чтение книги «Памятники Петропавловска - Камчатского».
- Продуктивная деятельность на тему: «Памятники героям войны на Камчатке».
- Беседа на тему «Профессии Камчатки. Камчатка – край рыбацкий». Рассматривание иллюстраций. Чтение книг, рассказов о рыбаках, Корякских и Ительменских сказок.
- Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».
Март
- Игра – викторина на тему: «Мы живём на Камчатке».
- Беседа на тему: «Животный мир рек, морей и океанов Камчатки».
- Продуктивная деятельность: «Обитатели Командорских островов».
- ОБЖ Беседа на тему: «Что делать при землетрясении?».
- День Здоровья. Познавательно – спортивный досуг на тему: «Как мы спасали вулкан» - с участием родителей.
Вывод: Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, замечательно и народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край. Рассказывая о родном городе, мы показываем детям, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и лучшими людьми. А начинать вводить ребёнка в окружающий его мир необходимо с того времени, когда он только учиться видеть, слышать и познавать окружающий мир. Так как именно с раннего возраста у детей начинают формироваться нравственно – патриотические чувства к истории и культуре родного края.
Итак, воспитывая у детей любовь к своему краю, мы воспитываем в нём любовь к Родине, что помогает ему стать гражданином и патриотом своей страны.
Список литературы:
1) Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
2) Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3) Громова О.Е., Соломатина Г.Н., КабушкоА.Ю.Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4) Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Учебное методическое пособие. Петропавловск – Камчатский. Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение 1992.
5) Лодис Ф.А. Горячие источники Камчатки. Петропавловск – Камчатский. Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение 1976.
6) Мы едем на край света. Фотокнижка. Москва «Детская литература», 1974.
7) Залив Петра Великого \ Владивосток. Дальневосточное книжное издательство, 1982.
8) Гиппенрейтер В.Е. К вулканам Камчатки. Издательство «Планета», Москва 1969.
9) Кроноцкий заповедник. Фотоальбом.\ Издательство «Советская Россия», М., 1979.
10) Камчатка. Фотоальбом/ Издательство «Планета»,1984.
11) Памятники Петропавловска – Камчатского. Петропавловск – Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2007.
12) Корякские и Ительменские сказки. В. Столяров / Холдинговая компания «Новая книга», 2007.
12) Мой город \ Сборник детских рисунков, рассказов и стихотворений о Петропавловске – Камчатском. Холдинговая компания «Новая книга», 2011.
13) Натан Эйдельман «Что там, за морем – океаном?»/ Издательство «Малыш», М., 1984.
14) Аркадий Нинани «На доброй Земле»/ Петропавловск – Камчатский. Холдинговая компания «Новая книга», 2014.
15) Елена Пешкова «Сказки села Эссо» \ Серия камчатское детство. Петропавловск – Камчатский. Холдинговая компания «Новая книга», 2013.
16) Людмила Поповская Стишки о Камчатке/ Серия камчатское детство. Петропавловск – Камчатский. Холдинговая компания «Новая книга», 2012.
17) Игорь Чернявский «Над Камчатской радуга» \ Серия камчатское детство. Петропавловск – Камчатский. Холдинговая компания «Новая книга», 2013.
Творческое задание: конкурс – выставка природного парка «Вулканы Камчатки» на тему: «Поздравление – открытка к юбилею системы природных парков Камчатки» - участник Арестакесян Маринэ Ашотовна (аппликация из бересты) занявшая 2 место.
МАДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Беседа для детей старшей \ подготовительной к школе групп на тему: «Мой родной город – Петропавловск - Камчатский»
Воспитатель: Меер Ирина Витальевна
г. Петропавловск – Камчатский
2015 г.
Беседа для детей старшей \ подготовительной к школе групп на тему: «Мой родной город – Петропавловск - Камчатский».
Цель: рассказать детям об истории нашего города, познакомить с памятными местами по книгам, иллюстрациям, открыткам и картинам; пояснить детям карту Камчатского края; развивать у детей интерес к обучению истории родного края; воспитывать любовь к родным местам.
Задачи: Расширять представления детей о родном городе, обогащая словарь детей и активизировать его; развивать у детей интерес к традициям родного края и промыслам, а также развивать у детей чувства ответственности и гордости за достижения родного края;
воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице и родному городу.
Предварительная работа: экскурсии по городу, вокруг детского сада; рассматривание книг, иллюстраций, картин, открыток.
Чтение Натана Эйдельмана «Что там, за морем – океаном?»; Людмила Поповская «Стишки о Камчатке»; сборник детских рисунков, рассказов и стихотворений о Петропавловске – Камчатском «Мой город».
Дидактическая игра «Назови свой домашний адрес».
Продуктивная деятельность на тему: «Улицы моего города», «Достопримечательности моего города».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает детям карту и говорит: «Ребята, посмотрите, на каком полуострове мы живём!». Послушайте стихи, которые подготовили наши дети:
К вопросу об очертаниях
Если сверху смотреть на Камчатку – глыбу
Можно увидеть гигантскую рыбу,
С хвостом, головою и плавниками,
Которую, как известно, едят руками.
При некотором напряжении воображения
(Но только прошу, не до головокружения)
Можно увидеть картину иную:
Как бы гигантскую запятую.
А может быть это шлюпка большая
Прибита штормом к пустынному краю,
А может сосулька свисает уныло
С примёрзшего носа земли остылой,
А может быть капля надежды нашей,
Последняя переполняет чашу…
Ребята, послушайте, историю появления нашего города – Петропавловска – Камчатского:
Итак, жил – да был в России могучий царь Пётр 1. Захотел он создать могучую морскую державу и решил освоить новые земли. Для этого он организовал 1 Камчатскую экспедицию, целью которой было достичь берегов Америки, но она не удалась. Тогда была создана 11 Камчатская экспедиция, ею руководил капитан – командор Витус Беринг. Он плыл на корабле (пакетботе) «Святой апостол Пётр», ему помогал в экспедиции (обследование новых мест) Алексей Ильич Чириков, он плыл на Камчатку на другом корабле «Святой апостол Павел». Когда пакетботы приплыли в Камчатскую гавань и построили первое поселение, которое находилось на склоне сопок Никольской, Петровской и Мишенной у озера Култушного (все эти названия были даны группой учёных люде, прибывших с экспедицией на Камчатку).
Итак, был основан город, и назвали его «Петропавловск» по названию кораблей, которые первые приплыли на полуостров. 17 октября 1740 года – этот день считается днём рождения города. Нашему городу 17 октября сего (2015) года исполнилось 275 года. С тех пор город изменился. Сначала выглядел как одна улица (см иллюстрация в книге), а потом стал большим: деревянные постройки заменялись на каменные многоэтажные дома, были построены первые микрорайоны «Горизонт», «Зазеркальный». В 1976 году был построен театр, а в 1990 он был переоборудован (см открытки). На Комсомольской площади была построена гостиница «Авача». Был расширен Морской вокзал (порт, где приставали корабли). Дети давайте подойдём и посмотрим изменения.
Дети идут к доске, для просмотра иллюстраций.
Посмотрите, как выглядит центр города сегодня. Это вид с Сопки Любви (она так называется, потому что по ней гуляли влюблённые пары молодых людей). У нас также построили музеи – Краеведческий и Боевой Славы, (см иллюстрация) где храниться информация и различные исторические данные о нашем городе. Вы, наверное, все видели монумент Славы пограничникам Камчатки – он был поставлен в память о трёх пограничниках, которые защищали наши берега от врагов (англичан и французов в 1854). А на Красной Сопке был поставлен памятник морякам десантникам, которые защищали порт от врагов, хотевших захватить наш город – это военный катер 456, его очень хорошо видно, так как он установлен на верху сопки (см иллюстрации).
А вот (см. иллюстрация) памятник основателю нашего города – мореплавателю, командору Витусу Берингу. Он стоит в центре города в небольшом парке у главной дороги. А вы знаете, что произошло с этим легендарным человеком? Вот, ребята, посмотрите, какое героическое лицо (см иллюстрацию). Царь Пётр 1 послал его в экспедицию узнать, если пролив между Азией и Америкой. Беринг и Чириков отправились на своих кораблях и открыли много островов (Алеутские и другие) и достигли Северной Америки. Но когда они возвращались, их застала непогода и разлучила. Чириков, успешно вернулся на Камчатку, а судно Беринга разбилось во время шторма (шторм – буря на море) на острове, рядом с нашим. Остров тогда был необитаемым. Беринг умер на нём, а уцелевшие матросы из обломков погибшего корабля сделали судно поменьше и доплыли до Камчатки. А остров был назван Командорским, так как его открыл командор В. Беринг.
Физкультминутка: «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем».
Ребята, а какая улице находиться рядом с нашим детским садом? Правильно, Чубарова! А вы знаете, в честь кого она была названа? В честь Григория Ивановича Чубарова – это командир отряда красноармейцев. Он освобождал нашу страну от бандитов, а также воевал на войне и защищал Родину. Г. И. Чубаров умер в 1950 году от старости. В честь этого героя была названа эта улица и на доме № 4 вывешена мемориальная доска, где кратко рассказана история этого человека.
Итог:
Понравилось вам наше занятие?
В честь каких кораблей назван наш город?
Почему Сопка Любви так называется?
Когда отмечается праздник – День города?
Продуктивная деятельность:
Лепка по образцу (налепы-барельеф) по теме: «Улицы моего города»
МАДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Беседа для детей старшей \ подготовительной к школе групп на тему: «Мой родной Камчатский край»
г. Петропавловск – Камчатский
2015 г.
Беседа для детей старшей \ подготовительной к школе групп на тему: «Мой родной Камчатский край».
Цель: рассказать детям о природе Камчатского края и его окружении – вулканах. Объяснить детям, почему на Камчатке часто бывают землетрясения. Развивать у детей интерес к экологии Камчатского края. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе своего края.
Задачи: Расширять представления детей о родном активизируя и обогащая словарь детей; формировать бережное отношение к родной природе и всему живому родного края; создавать предпосылки для развития творческой активности и самостоятельности; обеспечить участие семьи в жизни группы и детского сада; воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу, краю.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов «Вулканы Камчатки».
Чтение корякских и ительменских сказок и стихов о вулканах.
ОБЖ \ Беседа на тему: «Что делать при землетрясении?»
Цель: объяснить правила, которые дети должны соблюдать при землетрясении (беги к несущей стене, прячься под стол, спрячь лицо руками и т. д.), развиваем у детей мышление и инстинкт самосохранения.
Продуктивная деятельность на тему: «Мой край»; «Природа и животный мир Камчатки».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, отгадайте загадку:
«Стоит гора, вся в снегу,
А наверху столб дыма» (Вулкан).
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? (О вулканах).
Правильно, о вулканах Камчатки. Хочу вам напомнить, что мы живём в окружении вулканов, которые извергаются и это может разрушить наш город. Но учёные постоянно следят за вулканами и стараются предотвратить катастрофу (см иллюстрации и картины).
Посмотрите, как извергается вулкан Толбачек. Когда происходит извержение, из кратера вулкана выходит лава и пепел, а затем начинается землетрясение.
Вулканы бывают живые – это те, которые извергаются постоянно, а бывают спящие – это вулканы мёртвые, они покрыты ледяным панцирем. Эти вулканы спят и копят силы, а когда они проснуться – начинается сильное извержение из кратера вулкана: выходят огненные фонтаны (это раскалённые пепел и газы, песок и камни). Песок и пепел засыпают всё вокруг, а раскалённые бомбы и лава могут сжечь поля, леса и дома. От этого погибают звери и птицы, гибнут растения и насекомые.
Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя: он и рычит, и кусается, и может натворить много бед людям.
Дети смотрят иллюстрации в фотоальбомах: «Огненное ожерелье»; «Камчатка»; «Вулканы Камчатки».
Физминутка «Спит вулкан».
Конкурс стихов о Камчатском крае и его природе.
Юрий Дружинин «Потухшие вулканы»
Молчат потухшие вулканы,
По склонам бурно распластав
Густых кустарников фонтаны
И водопады дерзких трав.
Молчат вулканы. А веками
Из недр разгневанной земли
Летели огненные камни,
Потоки грозные текли.
И всё, что двигалось,- бежало,
Что оставалось, всё дотла…
Но или старость, иль усталость,
А может, милость пробрала –
Смирились, стихли, отступили…
И, кажется издалека -
Лежат огромные могилы,
Уткнув вершины в облака.
А зелень?
Эта не уступит!
В своём стремлении права,
Неутомимо по уступам,
Ввысь поднимается трава.
Седой вулкан... Стихи о Камчатке
Седой вулкан не спит ночами
Он тихо дышит и дымит
И страшно было жить вначале
Смотреть на то, что он не спит
Но, что поделаешь – привычка
И я привыкла наблюдать
Как будто исполина спичка
Всегда готова поджигать.
Как лава огненная льётся
Всё разрушая на пути
И вниз стремительно несётся
Живому помощь где найти ?
Камчатка
А. В. Соколов, мыс Лопатка.
Камчатка, сопки и вулканы,
Озёра, тундра и медведь,
Рыбой красной с океана
Корабль набивает сеть.
На южном мысе у Лопатки,
У рифов плещется калан,
И проплывают здесь касатки,
Гусей проходит караван.
На северных её просторах
Пасётся табуном олень,
И след от нарты вдаль уходит
Белой лентой в ясный день.
И если ты увидел это,
То не забудешь никогда,
Камчатка, сопки и вулканы
В душе остались навсегда.
Петропавловск-Камчатский
(Р. Алдонина )
Петропавловск живет
У вулкана подмышкой,
Хорошо, у соседа
Пока передышка.
Хорошо б растянулась
На тысячу лет!
Потихоньку дымится
Красавец сосед.
Тут же рядом вздыхает
Большой океан.
Шлет он буйные ветры,
И тихий туман,
Он считает приливы,
Как пульс на руке,
И медуз забывает
На черном песке.
Итог:
Дети, вам понравилось занятие?
Что именно и почему?
Кроме вулканов, чем ещё богат наш край? (Красивой природой).
Каких деревьев больше всего в Камчатском лесу, и какова их особенность?
(Карликовая берёза).
Продуктивная деятельность на тему: «Природа Камчатки - берёзы».
МАДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»
Познавательно – спортивный досуг в старшей группе «Бригантина» на тему: «Как мы спасали вулкан».
Составила: Меер Ирина Витальевна
Воспитатель первой категории
г. Петропавловск – Камчатский
2016г.
Познавательно – спортивный досуг: «Как мы спасали вулкан»
ЦЕЛИ:
- Образовательная - рассказать о природе и о вулканах Камчатки, объяснить, почему бывают землетрясения, расширяя кругозор знаний детей. Продолжать обогащать эмоциональный опыт детей и формировать умения находить средства воплощения двигательного навыка.
- Развивающая – совершенствовать и развивать физические качества (ловкость, быстроту, координацию и т. п.); формировать устойчивый интерес к занятиям музыкальной и физической культурой.
- Воспитательная – воспитывать интерес и положительные черты характера: трудолюбие, волю, чувство товарищества и взаимопомощи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
Рассматривание иллюстраций и книжек по Камчатке, активизация словаря, на улице наблюдение за вулканами, игровые приёмы с использованием музыки и двигательных навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрации, открытки и книжки по Камчатке; песня из мультфильма «Лето кота Леопольда», музыка Б.Савельева, слова А.Хайта; музыкальные произведения – полька, вальс, марш; эмблемы команд («Камень», «Шишка»); обручи, флажки, мячи, гимнастические скамейки, мешочки с песком, корзины и мягкие мячики по количеству детей.
ХОД:
1 часть: (дети по форме заходят в зал и садятся на лавки).
Воспитатель загадывает загадку: «Стоит гора, вся в снегу
А наверху – столб дыма».
(Вулкан).
Воспитатель проводит беседу с детьми о вулканах:
Мы живём в окружении вулканов, которые извергаются и могут погубить наш город. Но учёные постоянно следят за вулканами и стараются предотвратить катастрофу (см. иллюстрации и картинки). Вулканы бывают живые – это те, которые извергаются постоянно, а бывают спящие – это вулканы мёртвые, они покрыты ледяным панцирем. Эти вулканы спят и копят силы, а когда они проснуться – начнётся сильное извержение из кратера вулкана: выходят огненные фонтаны (это раскалённый пепел и газы, песок и камни). Песок и пепел засыпают всё вокруг, а раскалённые бомбы и лава могут сжечь поля, леса и дома. От этого погибают звери и птицы, гибнут растения, насекомые, страдают люди. Поэтому, наша миссия, успокоить наш сказочный вулкан, который разбушевался и предотвратить катастрофу, но для этого мы должны выполнить разные задания. Вы готовы? (Да).
2часть: Танцевально – ритмическое упражнение «Неприятность эту мы переживём».
(песня из мультфильма «Лето кота Леопольда», музыка Б.Савельева, слова А.Хайта).
Вступление. Ходьба с высоким подниманием бедра свободно по залу.
1 – й куплет. И.п. – стоя, руки на поясе.1 – наклоны головы вправо - влево (по 2 раза в каждую сторону); 2 – наклоны головы вперёд – назад (по 2 раза); 3 – поднимание и опускание плеч (4 раза); 4 – последовательное выполнение движений; правая рука к правому плечу, левая рука к левому плечу; правая рука вверх, левая рука вверх; затем то же, но в обратной последовательности (2 раза).
2 – й куплет. И.п. – то же. 1 – наклоны туловища вперёд, руки вверх (4 раза); 2 – наклоны туловища вправо – влево (5 раз).
Проигрыш. Полуприседы с полуоборотом туловища вправо – влево.
3 – й куплет. И.п. – сед. 1 – подтянуть согнутые ноги к груди, вернуться в исходное положение (4 раза); 2 – прогнуться, посмотреть вверх, вернуться в и.п. (6 раз).
Игровое упражнение «Слушай – действуй!»
Дети идут по кругу, внимательно слушая отрывки из музыкальных произведений. Педагог объясняет, что играющие должны выполнять действия, соответствующие музыке: под польку – подскоки; под вальс – кружение на месте; под маршевую мелодию – ходьба по кругу. Быстро и правильно справившихся детей с заданием поощряют.
3 часть: Игровые упражнения на внимание.
Путешествие к вулкану очень трудное, для этого вы должны встать в колонну по одному за ведущим и выполнять мои задания. В колонну становись.
1. «Стань первым».
Дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя ребёнка. Все останавливаются и названный быстро становиться первым – ходьба продолжается.
2. «Слушай сигнал».
Дети идут в колонне обычным шагом в чередовании (по сигналу ) с ходьбой на пятках, на носках, «змейкой», со сменой темпа направления.
3. «Великаны и гномы».
Дети идут в колонне, то широкими шагами, как «великаны», то медленными, как «гномы».
4. «Холодно – горячо».
Дети в произвольном порядке ходят по залу. По сигналу «горячо», идут на носках, по сигналу «холодно» - в полуприседе, сохраняя правильную осанку.
5. «Стройся в колонну».
Дети строятся в колонну за ведущим и разбиваются на две команды, каждая из которых встаёт на своё место в зале, отмеченное определённым знаком (красная кегля – «Камень»; синяя кегля – «Шишка»).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Дети смотрим на вулкан и заряжаем глазки.«Метёлки»
Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1 – 5 (4 – 5 раз). Сопровождая моргание текстом: Вы, метёлки, усталость снимите,
Глазки нам хорошо освежите.
4 часть: Игра – эстафета
1. «Донеси – не урони»
Дети кладут на голову мешочек с песком идут до флажка и обратно быстрыми шагами, стараясь не уронить мешочек.
2. «Докати обруч до флажка»
Дети поочерёдно прокатывают обруч до флажка и обратно, передовая эстафету.
3. «Быстро возьми, быстро положи».
Дети поочерёдно бегут до флажка берут его и бегут обратно передовая флажок следующему, который бежит и ставит его обратно, быстро передовая эстафету.
4. «Через обруч к флажку».
Первый участник каждой команды по сигналу бежит к флажку, по пути пролезая через обручи. Обегает вокруг флажка и возвращается. Передаёт эстафету лёгким хлопком по плечу второму игроку и встаёт в конец команды. Второй делает то же, что и первый м т. д.
5. «Передача мяча».
Первый участник по сигналу передаёт мяч стоящему за ним. Последний в команде получает мяч и бежит с ним в начало колонны и передаёт мяч следующему, игра идёт до тех пор, пока ведущий не окажется впереди.
6. «Скорый поезд».
Первый участник в команде бежит к флажку, обегает его и возвращается на место, где за него цепляется второй участник, и дети бегут вдвоём. Затем возвращаются и берут третьего и т. п. до тех пор, пока вся команда не пробежит вокруг флажка.
7. Эстафета «Полоса препятствий».
Первый участник в команде ползёт на животе по гимнастической скамейке, затем пролезает в обруч, обегает флажок и передаёт эстафету следующему.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«Маятник».
Покачивание головой вперёд – назад. На каждое покачивание делается энергичный и порывистый вдох. Упражнение выполняется 10 секунд.
Проводятся итоги эстафеты, побеждает «Дружба», команды садятся на лавки.
Итог: Благодаря вашему трудолюбию, настойчивости, ловкости и смелости, мы смогли успокоить вулкан и предотвратили катастрофу. Теперь мы стоим на страже вулкана и охраняем его. А сейчас дети расскажут стихи о нашем крае.
СТИХИ:
Юрий Дружинин «Потухшие вулканы»
Молчат потухшие вулканы,
По склонам бурно распластав
Густых кустарников фонтаны
И водопады дерзких трав.
Молчат вулканы. А веками
Из недр разгневанной земли
Летели огненные камни,
Потоки грозные текли.
И всё, что двигалось, - бежало,
Что оставалось, всё дотла…
Но или старость, иль усталость,
А может, милость пробрала –
Смирились, стихли, отступили…
И, кажется издалека -
Лежат огромные могилы,
Уткнув вершины в облака.
А зелень?
Эта не уступит!
В своём стремлении права,
Неутомимо по уступам,
Ввысь поднимается трава. Седой вулкан... Стихи о Камчатке
Седой вулкан не спит ночами
Он тихо дышит и дымит
И страшно было жить вначале
Смотреть на то, что он не спит
Но, что поделаешь – привычка
И я привыкла наблюдать
Как будто исполина спичка
Всегда готова поджигать.
Как лава огненная льётся
Всё разрушая на пути
И вниз стремительно несётся
Живому помощь где найти ?
Камчатка
А. В. Соколов, мыс Лопатка.
Камчатка, сопки и вулканы,
Озёра, тундра и медведь,
Рыбой красной с океана
Корабль набивает сеть.
На южном мысе у Лопатки,
У рифов плещется калан,
И проплывают здесь касатки,
Гусей проходит караван.
На северных её просторах
Пасётся табуном олень,
И след от нарты вдаль уходит
Белой лентой в ясный день.
И если ты увидел это,
То не забудешь никогда,
Камчатка, сопки и вулканы
В душе остались навсегда.
Петропавловск-Камчатский
(Р. Алдонина )
Петропавловск живет
У вулкана подмышкой,
Хорошо, у соседа
Пока передышка.
Хорошо б растянулась
На тысячу лет!
Потихоньку дымится
Красавец сосед.
Тут же рядом вздыхает
Большой океан.
Шлет он буйные ветры,
И тихий туман,
Он считает приливы,
Как пульс на руке,
И медуз забывает
На черном песке.
Дети под музыку выходят из зала.
Выставки детского творчества.