Проект «Мы помним! Мы гордимся!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85»
город Бийск
Проект
«Мы помним! Мы гордимся!»
конкурсный материал
Всероссийского Фестиваля передового
педагогического опыта учителей и воспитателей
«Методическая копилка»
номинация
Проекты по организации гражданско-патриотического,
духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях
воспитатели:
Мурашова Марина Васильевна, первая категория
Соболева Анна Викторовна, высшая категория
(г. Бийск, ул. 232 Стрелковой Дивизии, дом 5, 659321, 89609437964))
2018 год
Тип проекта.
Социально - творческий.
Вид проекта.
Групповой.
Участники.
Дети 4 - 5 лет, 6 - 7 лет, воспитатели группы, родители.
Продолжительность.
Средней продолжительности, 4 месяца (февраль – май).
Актуальность.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Дать первичные знания о празднике Дне Победы, о мемориале «Вечный огонь» нашего города и что мы помним и чтим память героев в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Необходимо рассказывать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.
Объект исследования.
Великая Отечественная война.
Предмет исследования.
История и события Великой Отечественной войны 1941-1945 г., участники Великой Отечественной войны, Дети войны, семейные архивы, архивы семей родственников.
Цель.
Воспитать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста, чувства гордости за свою семью и Родину.
Задачи.
- Формирование у детей патриотических чувств, связанных с гордостью за Великую Победу советского народа, основанных на знакомстве с героями ВОВ, боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
- Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
- Развитие интеллектуальной компетентности ребенка;
- Развитие коммуникативной функции речи;
- Развитие умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности;
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
С помощью знакомства с героями ВОВ, боевыми традициями нашего народа, памятниками боевой славы, произведениями художественной литературы и музыки военных лет можно сформировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к защитникам Родины.
Проблемная ситуация.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых важных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления, о истории нашей Родины, о ее героях.
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа, рассматривание фотографий, инсценировки;
- наглядные: показ предметов обихода солдат.
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем, что была ВОВ.
Что хотим узнать?
Как люди защищали наш город?
Как жили и выживали?
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии.
Спросим у старших детей.
Принципы работы.
- Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Связь с другими видами деятельности.
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и инструменты для проведения исследования:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- дидактические игры;
- подбор стихов, песен;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Предполагаемый результат.
- Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
- Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне;
- Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, оформлении альбома «Победа деда – моя победа»;
- Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.
Этапы реализации проекта.
Этапы
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Взаимодействие с родителями |
1. Подготовительный этап |
1.Ознакомление с темой проекта. 2.Сбор информации из различных источников о данной теме проекта. 3.Определение цели и задач проекта. 4.Составление плана работы над проектом. 5.Составление плана основного этапа проектирования. 6.Предварительная работа с родителями на тему «Как познакомить детей с героическим прошлым России» в виде родительского собрания. 7.Подготовка необходимых материалов. 8. Изучение литературы по данной теме проекта. 9.Помощь в формировании гипотезы. 10.Ознакомление детей с темой проекта. 11.Закрепление, уточнение, систематизация знаний о Великой отечественной войне. 12.Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города - символов ВОВ. 13.Рассматривание альбома, собранного руками воспитателей, родителей и детей группы «Победа была за нами»
|
1.Активное участие в беседах по теме проекта. 2.Выдвижение гипотезы. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города - символов ВОВ. 4.Рассматривание альбома, собранного руками воспитателей, родителей и детей группы «Победа была за нами».
|
1.Ознакомление с темой проекта. 2.Предварительная работа с родителями на тему «Как познакомить детей с героическим прошлым России» в виде родительского собрания.
|
2. Практический этап |
1.Рассматривание материала по теме «День Победы», открыток «Города герои», иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война». 2.Беседа «Знакомство с праздником». 3.Рисование «Вот какой у нас салют!». 4.Чтение детям стихотворений на тему «День Победы»; Занятия в свободной деятельности: «Что такое «героизм»?», «Улицы нашего города: имена героев»
5.Выкладывание с детьми из счетных палочек салюта, самолета, танка (можно использовать метод накладывания); 6.Организация подвижной игры: «Найди свой цвет», игра с платочками "Найди себе пару" (под музыку); 7.Проведение пальчиковой гимнастики «Этот пальчик»; 9.Проведение дыхательной гимнастики «Флажок»; 10.Проведение физкультминутки «Салют»; 11.Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»; 12.Слушание с детьми песен: "Мы идем с флажками" и «Наша Родина сильна» А. Филиппенко, "Песенка о весне" Г. Фрида; 13.Организация ООД на тему: «Детям - о Великой Отечественной войне»; Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину; 14.Организация ООД на тему: «Города - герои»; Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и за-щитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны; 15.Организация сюжетно-ролевой игра « Военные»; 16.Создание дидактической игры «Что в военном пакете?»; 17.Организация подвижной игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?» 18.Проведение сюжетно-ролевой игра «Медсестры», подвижная игры «Переправа через мост», «Переправа через мост»; 19. Организация игр «Найди город на карте», «О каком городе говорю»; 20.Организация игр: сюжетно - ролевой игры «Радисты», дидактической игры «Ордена войны», подвижных игр «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет», сюжетно-ролевых игр «Военный корабль», русских народных игр «Перетягушки», «Крепость», тренировочных игр «Парашютисты», «Капитаны», дидактических игр «Определи род войск»; 21.Организация ООД Рисование «Салют над городом». 22. Организация ООД Аппликация «Рода войск»; 23.Изготовление флажков для украшения группы и участка ко Дню Победы; 24.Организация ООД Рисование «Москва - город герой», «Это наша страна». 25.Организация ООД Лепка «Ордена и медали»; 26.Организация ООД Аппликация «Поздравительная открытка для ветеранов». 27.Организация ООД Рисование «Георгиевская ленточка»; 28.Организация ООД Лепка «Военная техника»; 29.Организация дидактической игры «Подбери картинку», «Воину солдату своё оружие», «Колесо истории», «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт»; 30.Проведение бесед с детьми на темы: «Поклонимся погибшим тем бойцам…», «Солдат – победитель», «Что такое героизм?», «О городах героях», «Москва – город герой 31.Рассматривание с детьми плакатов «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова, рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; 32.Чтение с детьми произведений о войне: Е. Благина «Шинель», чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой», А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке», Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»; 33.Просматривание с детьми презентации «Дети о войне», просматривание видеороликов о войне. 34.Рассматривание иллюстраций: М. Самсонов «Сестрица», В. Жемеркин «Возвращение», Ю.Пименов «Москва военная», А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Лактионов «Письмо с фронта», В. Пантелеев «Дороги войны», П. Кривоногов, «Победа», Г. Логинов, В Памфилов «Знамя Победы», Б. Неменский «Дыхание весны», М. Бельский «Весна 1945 года», Д. Шаландин «Проводы. 1941 год»; 35.Загадывание загадок на военную тематику; 36.Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», разучивание песен, танцевальных движений; 37. Организация Акции «Открытки ко Дню Победы» (для вывешивания на подъезды близлежащих домов) - выполнены руками детей или с участием детей; 38.Организация экскурсии совместно с детьми и родителями. Возложение цветов к Мемориалу вечного огня «Войнам Бийчанам». Цель: прививать детям желание чтить память о погибших воинах - земляках, возлагая цветы к памятнику, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. 39.Изготовление подарков совместно с детьми и родителями для гостей детей – войны. 40.Проведение мероприятия совместно с детьми и родителями и приглашенными гостями «Детьми войны» - Аллой Ивановной, Иваном Павловичем, Валентиной Георгиевной на тему: «Дети войны». Разучивание с детьми стихотворений, песен, сценок для мероприятия. Изготовление с детьми плакатов «Мы за мир на земле!». 41. Создание с детьми стен-газет из фотографий принесенных детьми и родителями со Дня победы на тему: «Деть победы!», «Мы помним! Мы гордимся!», «Как я ходил на День победы!» 42.Организация конкурс –выставки совместных работ детей и родителей на тему «Мы помним! Мы гордимся!»
|
1.Рассматривание материала по теме «День Победы», открыток «Города герои», иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война». 2.Активное участие в беседе «Знакомство с праздником». 3.Рисование «Вот какой у нас салют!». 4.Прослушивание стихотворений на тему «День Победы»; Занятия в свободной деятельности: «Что такое «героизм»?», «Улицы нашего города: имена героев» 5.Выкладывание счетных палочек салюта, самолета, танка (можно использовать метод накладывания); 6.Активное участие в подвижных играх: «Найди свой цвет», игра с платочками "Найди себе пару" (под музыку); 7.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»; 9.Дыхательная гимнастики «Флажок»; 10.Физкультминутка «Салют»; 11.Активное участие в сюжетно-ролевой игре «Моряки»; 12.Слушание песен: "Мы идем с флажками" и «Наша Родина сильна» А. Филиппенко, "Песенка о весне" Г. Фрида; 13.Активное участие в ООД на тему: «Детям - о Великой Отечественной войне»; Знакомство с событиями Великой Отечественной войны. 14.Активное участие в Организация ООД на тему: «Города - герои»; Знакомство с географическим положением городов-героев на карте России, с героическими подвигами жителей и защитников этих городов. 15.Активное участие в сюжетно-ролевой игре « Военные»; 16. Игра в дидактическую игру «Что в военном пакете?»; 17.Активное участие в подвижной игре «Стенка-мишень», «Кто дальше?» 18.Участие в сюжетно-ролевой игре «Медсестры», подвижная игры «Переправа через мост», «Переправа через мост»; 19.Активное участие в играх «Найди город на карте», «О каком городе говорю»; 20.Участие в играх: сюжетно - ролевой игры «Радисты», дидактической игры «Ордена войны», подвижных игр «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет», сюжетно-ролевых игр «Военный корабль», русских народных игр «Перетягушки», «Крепость», тренировочных игр «Парашютисты», «Капитаны», дидактических игр «Определи род войск»; 21.Активное участие в ООД Рисование «Салют над городом». 22.Активное участие в ООД Аппликация «Рода войск»; 23.Изготовление флажков для украшения группы и участка ко Дню Победы; 24.Активное участие в ООД Рисование «Москва - город герой», «Это наша страна». 25.Активное участие в ООД Лепка «Ордена и медали»; 26.Активное участие в ООД Аппликация «Поздравительная открытка для ветеранов». 27.Участие в ООД Рисование «Георгиевская ленточка»; 28.Активное участие в ООД Лепка «Военная техника»; 29.Активное участие в играх «Подбери картинку», «Воину солдату своё оружие», «Колесо истории», «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт»; 30. Участие в беседах на темы: «Поклонимся погибшим тем бойцам…», «Солдат – победитель», «Что такое героизм?», «О городах героях», «Москва – город герой 31.Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова, рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; 32. Прослушивание произведений о войне: Е. Благина «Шинель», чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой», А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке», Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»; 33.Просматривание презентации «Дети о войне», просматривание видеороликов о войне. 34.Рассматривание иллюстраций: М. Самсонов «Сестрица», В. Жемеркин «Возвращение», Ю.Пименов «Москва военная», А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Лактионов «Письмо с фронта», В. Пантелеев «Дороги войны», П. Кривоногов, «Победа», Г. Логинов, В Памфилов «Знамя Победы», Б. Неменский «Дыхание весны», М. Бельский «Весна 1945 года», Д. Шаландин «Проводы. 1941 год»; 35.Отгадывание загадок на военную тематику; 36.Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», разучивание песен, танцевальных движений; 37. Участие детей с родителями в Акции «Открытки ко Дню Победы» (для вывешивания на подъезды близлежащих домов) - выполнены руками детей или с участием детей; 38.Участие в экскурсии совместно с родителями. Возложение цветов к Мемориалу вечного огня «Войнам Бийчанам». 39.Изготовление подарков совместно с родителями для гостей детей – войны. 40.Участие в мероприятии совместно с родителями и приглашенными гостями «Детьми войны» - Аллой Ивановной, Иваном Павловичем, Валентиной Георгиевной на тему: «Дети войны». Разучивание стихотворений, песен, сценок для мероприятия. Изготовление плакатов «Мы за мир на земле!». 41.Создание стен-газет из фотографий принесенных детьми и родителями со Дня победы на тему: «Деть победы!», «Мы помним! Мы гордимся!», «Как я ходил на День победы!» 42. Участие в конкурс –выставке совместных работ детей и родителей на тему «Мы помним! Мы гордимся!» |
1.Просмотр папки – передвижки «9 мая – День Победы»; 2.Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы»; 3.Помощь в оформлении стенда «Слава тебе победитель солдат»; 4.Получение консультации для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России» 5.Просмотр папки-передвижки «9 Мая»; 6.Активное участие родителей в конкурсе (в группе) рисунков, тема: «День победы!»; 7.Получение информации «Расскажите детям о Великой Отечественной войне»; 8.Составление индивидуальных рассказов с детьми об истории своей семьи в годы ВОВ. 9.Помощь в создании «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями; 10.Получение консультации «Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?»; 11.Получение информации «Расскажите детям о Великой Отечественной войне»; «Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?» 12.Получение консультации «Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?» 13.Чтение с детьми дома произведение о войне: Е. Благина «Шинель», чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой», А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке»; 14. Участие с детьми в Акции «Открытки ко Дню Победы» (для вывешивания на подъезды близлежащих домов) - выполнены руками детей или с участием детей; 15.Участие в экскурсии совместно с детьми. Возложение цветов к Мемориалу вечного огня «Войнам Бийчанам». 16.Изготовление подарков совместно с детьми для гостей детей – войны. 17.Участие в мероприятии совместно с детьми и приглашенными гостями «Детьми войны» - Аллой Ивановной, Иваном Павловичем, Валентиной Георгиевной на тему: «Дети войны». Разучивание с детьми стихотворений, песен, сценок для мероприятия. Изготовление плакатов «Мы за мир на земле!». 18.Подготовка фотографий с праздника «Дня победы» для создания с детьми стен – газеты. 19.Помощь в создании стен-газет из фотографий принесенных детьми и родителями со Дня победы на тему: «Деть победы!», «Мы помним! Мы гордимся!», «Как я ходил на День победы!» 20. Участие с детьми в конкурс –выставке совместных работ детей и родителей на тему «Мы помним! Мы гордимся!» |
3. Заключительный этап |
1.Подведение итогов конкурса – выставки совместных работ детей и родителей на тему «Мы помним! Мы гордимся!» Вручение дипломов. 2.Оформление альбома совместно с детьми и родителями «Победа была за нами». 3.Показ итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, экскурсий, конкурсов и индивидуальной деятельности детей по теме проекта.
|
1.Помощь в оформлении альбома «Победа была за нами» (рисунки детей и родителей); 2.Помощь в оформлении альбома совместно с детьми и воспитателями «Победа была за нами». 3.Просмотр итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, экскурсий, конкурсов и индивидуальной деятельности детей по теме проекта.
|
Вывод:
В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия,
сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
В ходе нашей исследовательской работы мы достигли всех поставленных задач и целей:
- У детей сформировались патриотические чувства, связанные с гордостью за Великую Победу советского народа, основанных на знакомстве с героями ВОВ, боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
- Воспитали у детей чувство любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- Воспитали в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
- Развили интеллектуальную компетентность ребенка;
- Развили коммуникативную функцию речи;
- Развили умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности;
- Обогатили и развили словарный запас детей, познакомили с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — провели работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.
Список используемой литературы:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
- Шорыгина Т. А. «День победы» Москва 2010 г.