ПРОЕКТ «Мой родной марийский край»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 г. Йошкар-Олы «Елочка»
ПРОЕКТ
«Мой родной марийский край»
АВТОР: Чиркова Т.Л. старший воспитатель
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Мой родной марийский край»
АВТОР: Чиркова Татьяна Леонидовна, старший воспитатель
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творчески- поисковый
НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 г. Йошкар-Олы «Елочка»
РУКОВОДИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА: Чиркова Татьяна Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №55 «Ёлочка»
ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА: республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Добролюбова 88 «а», МБДОУ «Детский сад № 55 «Елочка»
Срок реализации: 1 год
Дата начала проекта: сентябрь
Дата окончания проекта: май
УЧАСТНИКИ:
1. |
Воспитатели всех возрастных групп |
2. |
Специалисты ДОУ |
3. |
родители |
4. |
дети
|
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА: В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной Марийский край!!» Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям
ЗАДАЧИ: Дать знания детям о родном крае, селе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Марийский край.
Расширить знания детей о флоре и фауне Марийского края.
Познакомить с культурой и традициями Марийского края.
Пробудить в детях чувство любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Пополнить знания педагогов и родителей о Марийском крае, о Йошкар-Оле
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
ГИПОТЕЗА: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям нашего края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ : Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
-Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
-Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
-Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
-Педагоги и родители пополнят знания о родном крае, о Йошкар-Оле.
РИСКИ ПРОЕКТА:
Сильные стороны:
стремление педагогов ДОУ к сотрудничеству с родителями через поиск инновационных подходов к организации взаимодействия;
Слабые стороны:
Отсутствие интереса и/или желания у других участников (родителей, педагогов).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП – подготовительный (июнь-август)
II ЭТАП –практический- (сентябрь-апрель)
III ЭТАП – итоговый (май)
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА: ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточным для достижения поставленной цели. Материально-техническое оснащение детского сада соответствует требованиям для реализации данного проекта:
Медиаресурсы:
- интернет – как источник необходимой информации, связи с участниками проекта;
- Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point как средство структурирования, оформления и систематизации информации.
Материально-технические ресурсы:
- Компьютер, принтер;
- Учебно-наглядные пособия и оборудования, учебно-методическая литература.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ п/п |
Наименование |
Имеется |
Требуется |
Цена |
Назначение |
1. |
Компьютер |
3 |
- |
- |
Подготовка документов, печать оформление наглядности и информации для родителей |
|
Оргтехника: - принтер - сканер |
2 1 |
- - |
- - |
|
2. |
Канцелярские товары: - бумага для офисной техники - папки - файлы - фломастеры - альбомы для рисования - ручки - простые карандаши - гуашь, краски |
4
27 |
1*195 10*15 1*180 1*40 - 2*25 2*40
|
195 150 180 40
50 80 |
Подготовка документов, оформление наглядной информации, для практических занятий с детьми и родителями |
3. |
Использование образовательных ресурсов интернета |
|
|
|
Для изучения опыта работы по данной проблеме в регионах России |
4. |
Методическая литература |
6 |
5 |
200 |
|
5. |
Ватман |
|
6*20 |
120 |
Для оформления стенгазет |
6. |
Музыкальный центр |
1 |
- |
- |
Для проведения праздников, развлечений и других мероприятий |
7. |
CD – диски |
|
1 |
20 |
Для записи аудиофайлов |
ИТОГО: |
935 |
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП -подготовительный
|
||||||
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
|||
1. |
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. |
Июнь-август |
Старший воспитатель Воспитатели Специалисты ДОУ |
|||
2. |
Сбор методических материалов, разработка мероприятий: конспектов занятий, семинаров, развлечений и т.д.; |
Июнь-август |
Старший воспитатель Воспитатели Специалисты ДОУ |
|||
3. |
Подготовка и оформление консультаций, памяток, буклетов, наглядных презентаций для работы с родителями |
Июнь-август |
Старший воспитатель Воспитатели Специалисты ДОУ |
|||
4. |
Анкетирование родителей для выявления знания о родном крае, их готовности пополнить эти знания |
Август |
Старший воспитатель Воспитатели |
|||
II ЭТАП –практический (сентябрь-апрель) ЦЕЛЬ: внедрение проекта в деятельность детского сада. |
||||||
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
|||
Формы и методы работы с педагогами
|
||||||
1. |
Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» |
Сентябрь |
Иванова Т.А. |
|||
2. |
Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек» |
Октябрь |
Актуганова Л.М. |
|||
3. |
Организация непосредственно образовательной деятельности «Прогулка по родному городу»; «Что я покажу в городе друзьям» |
Октябрь |
Воспитатели подготовительных к школе групп |
|||
4. |
Консультация о поэтах, писателях, художниках |
Ноябрь |
Мингалеева Р.М. |
|||
5. |
Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы |
Декабрь |
Чиркова Т.Л. |
|||
6. |
Консультации «Красная книга Марийского края», «Символика марийской республики», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
|
В течение года |
Калинина Н.И. Шабалина Р.И. |
|||
Формы и методы работы с детьми |
||||||
Игровая деятельность
|
||||||
1. |
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»; «Расскажи мне о себе» |
В течение года |
Воспитатели всех возрастных групп |
|||
2. |
Сюжетно-ролевые игры «Семья», « Строим город»; «Путешествуем по городу»; «На чем приехали к нам гости»; «Медицинский центр»; «Салон красоты»; «Торговый центр»; «Аталье», «Путешествуем по реке Волга» |
В течение года |
Воспитатели всех возрастных групп |
|||
3. |
Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» |
В течение года |
Воспитатели всех возрастных групп |
|||
Познавательное развитие
|
||||||
1. |
Экскурсии по городу |
Сентябрь-май |
Старший воспитатель Воспитатели |
|||
2. |
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города» |
Октябрь |
Старший воспитатель Воспитатели |
|||
3. |
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек |
Ноябрь |
Музыкальный руководитель |
|||
4. |
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Йошкар-Ола – прошлое и настоящее», «Моя Родина Марийский край!», «Йошкаролинцы – участники ВОВ», «Труд родителей, промышленность марийского края», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»; « Леса, реки края. Элементарные географические сведения»; «Виды транспорта в городе» |
Сентябрь-апрель |
Воспитатели всех возрастных групп |
|||
5. |
«Мой город» (путешествие по фотографиям)
|
Декабрь |
Старший воспитатель Сотрудник музея |
|||
6. |
Краеведческие сведения о Йошкар-Оле. Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
|
Апрель |
Старший воспитатель Сотрудник музея |
|||
Продуктивная деятельность
|
||||||
1. |
Марийская вышивка
|
февраль |
Воспитатели |
|||
2. |
Народное творчество марийского края
|
март |
Воспитатели Специалисты ДОУ |
|||
3. |
Лепка «Животные и птицы нашего края»
|
март |
Воспитатели |
|||
4. |
Создание папки рисунков «Йошкар-Ола глазами детей и родителей»
|
март |
Старший воспитатель |
|||
5. |
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем» |
апрель |
Воспитатели |
|||
6. |
Оформление фотоальбома «Йошкар-Ола – капелька России» |
апрель |
Старший воспитатель
|
|||
Развитие речи
|
||||||
1. |
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Йошкар-Олы» |
март |
Воспитатели |
|||
2. |
Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья» |
Март-апрель |
Воспитатели |
|||
Ознакомление с художественной литературой
|
||||||
1. |
Знакомство с творчеством детских писателей Марийского края (посещение библиотеки СОШ №17) |
Март |
Воспитатели |
|||
2. |
Разучивание стихов о родном крае, городе Йошкар-Оле. |
В течение года |
Воспитатели |
|||
Музыка
|
||||||
1. |
Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Марийского края» |
октябрь |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
|||
2. |
«Пришла коляда накануне Рождества» |
январь |
Музыкальный руководитель |
|||
3. |
«Мы играем в оркестр народных инструментов» |
февраль |
Музыкальный руководитель |
|||
4. |
Оформление музыкального уголка в народных традициях |
март |
Воспитатели |
|||
5. |
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, пляски в хороводе |
В течение года |
Музыкальный руководитель |
|||
Формы и методы работы с родителями
|
||||||
1. |
Провести семинары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». |
Октябрь- декабрь |
Старший воспитатель |
|||
2. |
Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Кто лучше знает свой город», «Завалинка», «Что? Где? Когда?» |
В течение года |
Старший воспитатель Воспитатели |
|||
3. |
Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Йошкар-Олы» -фотографии детей в самых красивых местах города. |
апрель |
Старший воспитатель Воспитатели |
|||
4. |
Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. |
В течение года |
Воспитатели |
|||
5. |
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе» |
декабрь |
Воспитатели |
|||
6. |
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями) |
апрель |
Воспитатели |
|||
7. |
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Марийского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края» |
В течение года |
Воспитатели |
|||
8. |
Информация для родителей «Символика Марийского края», «Экология Марий Эл»; «Родной свой край люби и знай»
|
В течение года |
Воспитатели |
|||
III этап – итоговый ( май) |
||||||
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
|||
1. |
Оформление уголка краеведения «Мой любимый край» |
март |
Воспитатели |
|||
2. |
“Колесо истории”-тематический праздник |
апрель |
Музыкальный руководитель |
|||
3. |
Выставка продуктов детской деятельности. |
апрель |
Воспитатели |
|||
4. |
Презентации проектов, видеороликов. |
май |
Воспитатели |
|||
5. |
Подведение итогов. |
май |
Старший воспитатель |
|||
|
|
6. |
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?” |
апрель |
Воспитатели |
|
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Внесение изменений и дополнений в работу с детьми и родителями по итогам реализации проекта, создание условий для ежегодной реализации проекта в детском саду.
- Возможность внедрения данного проекта в практику других детских садов.