Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Проект «Герои былых времен, герои нашего времени…»

МКУДО «Дом детского творчества» с. Усть-Чарышская Пристань Алтайского края

 

Проект

«Герои былых времен, герои нашего времени…»

 

Пантелеева Оксана Петровна

педагог дополнительного образования

 

 

Цели: 
-
расширить знания подрастающего поколения о героическом подвиге устьпристанцев в годы Великой Отечественной войны;
- стимулировать краеведческую исследовательскую деятельность, творческую деятельность участников объединений направлений «журналистика» и «театральная деятельность» МКУДО «Дом детского творчества, силами которых будет реализован данный проект;   
- объединить участников проекта в  процессе подготовке мероприятия;
- привитие чувства патриотизма, гордости малой родиной за счет овладения новой информацией об уникальном творческом опыте земляков как участникам, так и аудитории.

Деятельность участников:

- сбор и обработка информации;
-  подготовка очерковых материалов для публикации в газете «Эксперимент», в СМИ;
-  подготовка устных выступлений на основе материалов;

-  подготовка выступлений в жанре художествнное слово, конферанс мероприятий.
Значимость проекта для участников и аудитории:

- носит исследовательско-постановочный характер для  участников – воспитанников объединений ДДТ «Эксперимент» и «Живое слово»;

- предполагает широкую аудиторию зрителей – от младших школьников до старшего поколения устьпристанцев и имеет конкретную познавательную направленность;

- архив краеведческих материалов объединения «Эксперимент»  будет передан в фонд краеведческого музея для создания дополнительного информационного ресурса. 

Особенности подготовки:  

Проект предполагает:

1. Мероприятие, открывающее реализацию проекта. Состоит из двух частей – патриотически-информационная  - «Герои былых времен» и патриотически-игровая – в форме конкурсной программы для девочек «Проверка на прочность» – март 2020.

2. Выставка «Герои былых времен, герои нашего времени…»  краеведческих материалов ребят – участников газеты «Эксперимент», рассказывающих об устьпристанцах – ветеранах войны, труда, «детях войны», а также о нынешних жителях района,  внесших свой вклад в развитие Родины – апрель 2020.

3. Торжественная линейка, посвященная Году памяти и славы -  май 2020.

На конкурс представлен сценарий мероприятия, а также презентация, сопровождающая мероприятие.

Сценарный ход мероприятия

«Герои былых времен »

Декорации: круглый стол, покрытый скатертью, венские стулья, на столе – старые альбомы с фотографиями и ноутбук с презентацией. На вешалке – пилотка, возле нее – старый чемодан. В левом углу – плакат военного времени. Звучит песня Петра Тодоровского на стихи Геннадия Шпаликова «Рио-рита». Выходят ведущие –девочка и мальчик. Танцуют. Резко мелодию прерывает  «Вставай, страна огромная», мелодия уводится. Ведущие начинают: 

Вед.1: Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Вед.2:Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

 Вед.1: Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Вед.2.: 22 июня 1941 года жизнь нашей страны раскололась на два периода. До и после…

Роберт Рождественский. « Баллада о маленьком человеке» - читает Евдокия Лучковская.

Вед.3 (педагог) выходит и садится за стол, открывает презентацию, одновременно разговаривая со зрителями: Ребята, расскажите, о чем это стихотворение?
Ответьте мне на вопрос: как вы считаете, герой – это кто?
Какие у вас мысли по этому поводу (дети рассуждают, высказывают свои мысли). Ребята, вы знаете Героев из нашего района? (отвечают)
А как вы думаете, наши земляки, которые стали героями, они сразу были особенными мальчиками?
 Сейчас наши ведущие расскажут вам об одном мальчике, который стал Героем. А вы внимательно смотрите на монитор ноутбука, здесь вы увидите иллюстрации к рассказу.

Вед. 1:  Дмитрий Бакуров родился… дважды. Так уж вышло. Его настоящий день рождения – 7 ноября 1923 года. Место рождения - село Новоярки  Новоярковской волости Каменского уезда Новониколаевской губернии. Детство и юность прошли в Панкрушихе, село это осталось в памяти Дмитрия Алексеевича второй родиной. Усть-Пристань, хотя и недолго пришлось жить здесь, он считал своей третьей родиной

Вед.2: Все детство он провел в тренировках: бегал, прыгал, плавал, ходил на охоту. С гордостью носил значки «Готов к труду и обороне», «Юный ворошиловский стрелок». Парень мечтал служить на флоте и, чтобы попасть туда вместе с друзьями, пошел на хитрость — порвал документы и приписал себе почти два года жизни. Без документов возраст тогда определяли народным методом — по зубам, так что юношу определили как 18-летнего.

Вед.1: Так официальной датой его рождения стал день 7 февраля 1922 года. Но на пути к мечте оказалось непреодолимое препятствие: врачи обнаружили у Дмитрия порок сердца и признали негодным не то, что к службе на флоте, а к армии вообще. Это был для него страшный удар. В 1941 году Бакуровы переехали в Усть-Пристань

Вед. 2:  22 июня 1941 года он весь день провел на рыбалке. Только вечером узнал, что началась война. В июле 1941 он получил направление в Томское артиллерийское училище. После его окончания в октябре 1942 года старший лейтенант Бакуров командовал батареей в строевом полку. Его маленькие пушки были грозой для немцев.

Вед.1: Война продолжалась. Каждый день гибли наши солдаты на фронтах. А дома, в селах и городах Советского Союза о бойцах день и ночь молились мамы. И не было в селе страшнее и желаннее одного человека – почтальонки. Она могла принести письмо от бойца, и тогда в доме воцарялось счастье. А могла принести похоронку. 

Татьяна Черновская «Стихи о почтальонке»  – читает Саша Селютина.

Вед.2: К счастью, в дом Бакуровых почтальонка приносила лишь хорошие вести.

Вед.1: Вот письмо, которое в далекие военные годы получила с фронта мать Дмитрия Алексеевича:

Вед.2: «Алтайский край, с.Усть-Пристань того же района, ул. Обская, 37. Уважаемая Прасковья Осиповна! Я нисколько не думаю, что Вы будете удивлены этим неожиданным письмом, такие письма для трудящихся нашего героического тыла не новость, оно несколько вас порадует. Я хочу сообщить о боевых делах и заслугах Вашего сына, нашего боевого товарища капитана Бакурова. Ваш сын в полку служит с октября 1942 года в должности заместителя командира Батареи. Будучи в наступательных боях, он показал себя мужественным, стойким, решительным и героическим командиром. Уничтожил немало фашистов и техники фашистской Германии, за что награжден правительством орденом «Красной Звезды». Любит своих бойцов и командиров, и они его встречают как родного отца, который во многом поможет, многому научит и расскажет… Командование полка  шлет Вам благодарность за воспитание сына…» Полковник Пырин, 27 июня 1943 года.

Вед.1: . Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года капитану Бакурову Дмитрию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вед.2: Славен боевой путь Дмитрия Алексеевича. Герой Советского Союза Дмитрий Алексеевич Бакуров награждён орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью "За отвагу", многими другими наградами. Он - участник парада Победы на Красной площади в Москве в 1945 году.

Вед. 1: Он ушел от нас в апреле 2019 года. Но многие устьпристанцы сумели с ним пообщаться. В том числе и директор Дома детского творчества Николай Николаевич Редько и педагог Оксана Петровна Пантелеева.

Вед. 2: Сегодня мы попросим  их поделиться с нами воспоминаниями о встречах с Героем.

- диалог со зрителями

Вед. 1: Имена Героев Советского Союза  из Усть – Пристанского района  известны каждому жителю села. Ребята,  вспомним их.

(дети называют имена).

Вед. 2: А сейчас наша тема примет немного другое направление. Мы неслучайно собрали вас в этот мартовский день. Недавно мы отмечали совсем не военный праздник – Международный  женский день. В год Памяти и Славы мы хотим посвятить наше ежегодное праздничное мероприятие женщинам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Вед. 1: Им бы феями с белыми платьями
Кавалеров сердца  покорять,
Но случилось от родины — матери
 Им тяжёлую ношу          принять!

Вед. 2: Женщины, война — больная тема,
Мне её, наверно, не объять,
Приоткрылся краешек проблемы.
Как её осмыслить и понять?

Вед. 1: На фронте в разные периоды сражалось от 600 тысяч до 1 миллиона женщин, 80 тысяч из них были советскими офицерами. 93 участницы Великой Отечественной войны удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Вед. 2.: Но мы сегодня расскажем о жительнице нашего села, чье имя почти никому не известно. Лишь несколько родственников вспоминают ее. Мы решили, что справедливым будет рассказать вам ее историю, восстановить страничку в книге героизма устьпристанцев.

Вед.1: Анна Ивановна  Кравченко родилась на Украине. Спасаясь от голода в 30-е годы ХХ века, её родители Иван Михайлович и Марина Тимофеевна вместе с детьми Алексеем, Анной, Марией и Таисией переехали в Сибирь.

Вед. 2: Анна Кравченко была призвана на фронт в марте 1942 г.  Ей было тогда 23 года.  На фотографии – прекрасная девушка, похожая на нежную принцессу. Ей не суждено было встретить своего принца. Все разрушила война. Но строго и гордо шли девушки военных лет навстречу войне, думая лишь об одном: они должны спасти Родину.

Вед. 1: С 30 марта 1942 Анна  служила  санитаркой в 1328 стрелковом полку 315 стрелковой дивизии, сформированной весной 1942 года в городе Барнауле Алтайского края.  Несколько сотен раненых вынесла с поля боя за годы войны рядовая Кравченко. Это благодаря им, нашим сестричкам милосердия выживали солдаты.

Стихотворение Юлии Друниной «Бинты» читает Полина Шевченко.

Вед. 2: Зимой 1943 года родители получили похоронку на дочь. Горе было безмерным. В 1941 году пропал без вести сын Алексей. И вот теперь Анна.

Вед. 1: Какова же была их радость, когда в 1946 году считавшаяся погибшей дочь вернулась домой.

Вед. 2: Оказалось, что в январе 1943 года 315 стрелковая дивизия принимала участие в боях за освобождение среднего и нижнего Дона. Полк, в котором служила Анна,  оказался в окружении. По донесениям о безвозвратных потерях Анна Ивановна Кравченко считалась погибшей 11 января 1943 года и похороненной в братской могиле у хутора Новая Деревня.

Вед. 1: Но Анна в том бою была ранена. Как свидетельствуют документы, при прорыве обороны немцев с тыла Анна Кравченко вынесла 15 раненых бойцов, но при танковой атаке немцами была тяжело ранена в обе ноги.

Вед. 2: Анна не пала духом, она научилась ходить на протезах. Её племянница Галина Петровна Баранова рассказала: «А Анна действительно пришла с войны на протезах (по рассказам моей мамы), работала в военкомате, в секретном отделе».

Вед. 1: Анна Ивановна Кравченко была представлена к правительственной награде - ордену «Красная Звезда». Она была награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд во время войны 1941 -1945 гг».

Вед. 1: В 1948 году Анна трагически погибла и была похоронена в Усть-Пристани, на старом кладбище. Сегодня место ее захоронения утеряно. И в этом суть страшной трагедии забвения. Далеко на Дону, в маленьком хуторе, имя Анны выбито на братской могиле. Ребята – школьники  торжественно несут ее портрет в шествии «Бессмертного полка», ей посвящена страница в Книге памяти.

Вед. 2: Ребята, запомните имя нашей землячки. Пусть для вас ее подвиг останется бессмертным. Анна Ивановна Кравченко.

Вед. 1: Нет, не может, не будет забвенья,
Всем, кто Землю свою защищал,
Вы герои – без тени сомненья,
До конца от начала начал.

Вед. 2: Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.

Вед. 1:Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!

Вед. 2: Прошу всех встать.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Вед (педагог): Ребята, наши земляки воевали с гитлеровцами ради того, чтобы над вами всегда было чистое небо. Чтобы вы учились, трудились и выросли хорошими людьми. Чтобы радовались жизни. Сегодня мы не будем грустить. Мы отошли от традиции и проведем сегодня небольшую конкурсную программу для девочек - с боевым оттенком. А пока мы к ней подготовимся, давайте все вместе споем! Самую главную песню 2020 года – «День Победы»  Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова.

(ведущие раздают тексты, звучит минусовка песни, все вместе поют).

В это время декорации сменяются конкурсной площадкой.
Ход конкурсной программы «Проверка на прочность »

1. «Спецзадание».

Каждому выдается конверт с загадками о военных профессиях. Необходимо отгадать эти профессии.

1.Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)

2.Самолёт парит, как птица,

Там — воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат — военный (Лётчик)

3. Уважения достоин

Смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться,
Незамеченным остаться,
Всё запомнить, разузнать
Утром в штабе рассказать. (Разведчик)

4.Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте — 
Дружим с рацией не зря (Радист)

2. «Медсестры»

На фронте постоянно приходится оказывать помощь раненым, и от скорости медицинского персонала зачастую зависит жизнь человека. Девочкам предстоит сделать перевязку раненому солдату. Оценивается быстрота, аккуратность.

3. «Снайперы»

Кого, ребята, мы можем назвать снайпером? Какими качествами обладает снайпер?

Участницы  выстраиваются в шеренгу и по очереди играют в дартс.

4. «Война войной, а обед по расписанию»

 На привале солдаты отдыхали, обедали, рассказывали истории, которые происходили во время боя. Участницы должны предположить, что готовили в полевых условиях? На карточках названия продуктов. Из них участницы должны «приготовить» два блюда и описать, как  это делается. (пшено, картофель, морковь, лук, вода, рис, сахар, молоко, соль, капуста, мясо, тушенка, хлеб, перец, свекла, горох)

5. «Разведчицы».

 Во время войны необходимо было добывать  различные сведения. Для этого существовали разведчики, которые храбро пробирались по вражеской территории и добывали нужные сведения.  Задача участниц - найти зашифрованное письмо и расшифровать его. 

 Пока подводятся итоги, зрители отгадывают военные загадки.

Плох тот солдат, который не мечтает…(стать генералом).
Один в поле – не…(воин).
Честь солдата береги…(свято).
Русский солдат не знает…(преград).
Храбрость – сестра…(победы).
Русскую заповедь знай – в бою…(не зевай).
Не страшна врагов нам туча, если армия…(могуча).

Финал: награждение победительниц.