Проект "Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г.Сосногорска
Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.
Тема: «Каким я хочу быть».
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Морозова Наталья Петровна
2017г.
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность.
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении: дом, двор, улица, город, страна.
В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повышается
компетентность воспитателей, воспитанников, родителей, расширяется
воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.
Цель:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России;
- применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в группе, основанных на взаимопомощи;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- эстетическое воспитание.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: 2 месяца (январь - февраль 2017года)
Участники проекта: воспитанники средней группы №5 (4-5 лет), воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Задачи проекта:
- провести занятия, беседы, развлечения по духовно-нравственному воспитанию;
- организовать художественные и фотовыставки по данной тематике проекта;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- использовать в реализации проекта консультации, рекомендации для родителей по данной тематике;
- провести физкультурное мероприятие, посвященное дню здоровья, совместно с родителями воспитанников;
- подбор литературы и иллюстраций с коми сказками и фольклором;
- изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
- изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта:
довести до участников важность данной темы;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по теме проекта;
- организация развивающей среды в группе;
- составление плана работы.
2 этап: Основной:
- ознакомление детей с художественной литературой;
-рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию;
-работа с родителями;
-НОД;
-проведение мероприятий;
-прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
-рисование и аппликация с детьми;
-создание и проведение презентации.
3 этап: Заключительный:
- анализ результатов проекта;
-выставка детских рисунков и фотовыставка;
- выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей:
- семья (родители, кем работают);
- детский сад (название сада, группы);
- родной край (Республика Коми, родной город Сосногорск);
- страна (Россия, столица, символика).
Организация развивающей среды:
- пополнение уголка по нравственно-патриотическому воспитанию (внести куклу в национальном коми костюме, предметы быта, фотоальбом «Мой город», альбом «Православные храмы»);
- пополнение настольных дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию;
- оформление «Стены Добрых дел» (рисунки и фотографии детей);
- пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта (русские народные и коми сказки о добре и зле).
Формы и методы реализации проекта:
Речевое и познавательное развитие.
- НОД:
- «Моя семья»
- «Наш детский сад. Правила поведения»
- «Край, в котором я живу»
-«По улицам города»
-«Моя страна родная. Государственная символика»
-«Коми народный костюм»
- «Православные праздники зимой»
- «Каким я хочу быть»
2. Творческие рассказы:
-«Места нашего города, где я люблю бывать»
-«Я мамин помощник»
- «Мои добрые дела»
3.Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет:
- заучивание потешек с переводом на русский язык, коми народных игр со словами, показ коми национального костюма с помощью куклы;
- чтение коми сказок с сюжетом о добре и зле;
- чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок.
4.Отгадывание загадок:
- о растениях, животных, птицах, насекомых родного края;
- о предметах быта современных и старинных.
Игровая деятельность:
Оформление игротеки дидактических игр:
- «Кто лишний»;
- «Найди животных нашего края»;
- «Назови предмет»;
- «Хорошо – плохо».
Сюжетно – ролевые игры:
- «Моя семья»;
- «Добрые волшебники»;
- «Экскурсия по городу на автобусе».
Трудовая деятельность. Ручной труд:
- «Сувенир для мамы», «Подарок для друга» (поделки из природного и бросового материала);
- дежурство по столовой и в природном уголке;
- «Помоги взрослому», «Поможем малышам» (трудовые поручения)
- подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок
Изобразительная и конструктивная деятельность:
- изготовление закладок для книг с коми орнаментом;
- рисование по мотивам русских народных сказок;
- рисование Российской символики;
- рисование «Я – помощник»;
- лепка «Животные нашего края»;
- лепка «Угощение для гостей»;
- аппликация «Флаг нашей республики»;
- конструирование «Мой дом».
Экскурсии:
- «Улицы нашего города»;
- «Где живут сказки» (в детскую городскую библиотеку).
Здоровье и физическое развитие:
- Утренняя гимнастика, физические упражнения на прогулке;
- народные игры: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Каравай»; коми-народные игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Волк и олени», «Важенка и оленята».
Беседы по ОБЖ:
- «Полезные привычки»;
- «Правила поведения на дороге»;
- «Опасные предметы».
Беседы по ЗОЖ:
- «Здоровые зубки»;
- «Полезная пища»;
- «Будем спортом заниматься, для здоровья закаляться!».
Взаимодействие с родителями:
- фотовыставка «Места нашего города, где мы любим бывать вместе»;
- подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок;
- подготовка к физкультурному мероприятию «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);
- подготовка атрибутов к празднованию «Широкой масленицы» (маски, костюмы).
Открытые мероприятия с приглашением родителей:
- «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);
- праздник «Мой папа – самый лучший» (к дню защитника Отечества).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает положительные результаты. Повышается духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, возрастает интерес родителей к формированию личности ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми (помогать другим, человеческое благородство).
Известно, что основной духовно-нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, воспитании настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.