Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Проект «Дети и театр»

МДОУ детский сад №18 "Сказка" г.Углич

 

Проект «Дети и театр»

Ильмова Лариса Витальевна

воспитатель

 

 

Аннотация проекта:
  1. Проект рассчитан на детей старшего возраста (5-6 лет).
  2. Тема проекта актуальна, поскольку дошкольники мало что знают о театре, его устройстве и видах.  Знакомя дошкольников с театральным искусством, мы стремимся развить их творческие способности.
  3.  Проект долгосрочный. Он рассчитан на учебный год (сентябрь.– май).
  4. Итоговым завершением проекта викторина «Знаешь ли ты сказки?», театрализованное представление по сказке «Красная Шапочка» ко Дню 8 Марта, выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Вопрос о развитии творческих способностей в настоящее время стал очень актуальным, поскольку культурные ценности, накопленные человечеством, - результат созидательной творческой деятельности детей. Насколько продвинется в будущем человечество вперед, будет  определяться запасом творческих возможностей подрастающего человека. Формирование творческих способностей – сложный и длительный процесс. Общеизвестно, что и среда, и знания сами по себе не могут формировать творческие способности. И то, и другое нужно рассматривать как значимые, необходимые, но недостаточные для этого факторы. Здесь основной фактор – то, что побуждает ребенка к творчеству.
   Большая роль в развитии творческих способностей отводится театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет педагогам решать многие задачи. Она является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.  Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания. В результате ребенок познает мир и умом, и сердцем.
   Театрализованная деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате спектакля или интересной игре, так и в самом процессе подготовки, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. С одной стороны, театрализованная деятельность развивает, воспитывает многие положительные качества личности. С другой, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь творческих способностей, способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми.
   Многолетнее общение с дошкольниками показало, что творческие проявления детей ничтожно малы, и в основном, заключаются в подражании нас, взрослых  - работников ДОУ и родителей (речь, мимика, интонация, манеры). Пофантазировать и проявить творчество дети или не могут, или боятся. Творчество в ребенке нужно будить, развивать, всячески поддерживать. А для того, чтобы попытаться это сделать, необходимо создать атмосферу для творчества. Именно в творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Что же, как не театр, может способствовать развитию творческих проявлений детей? Ведь театр – это и музыка, и богатая образная речь, и воображение, а также мыслительная и художественная деятельность.
   Исходя из всего вышесказанного, разработан творческий проект «Дети и театр».
Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства. Проект межпредметный. Он охватывает такие образовательные области, как: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Проект долгосрочный.
   В ходе работы над проектом сформулированы следующие задачи:
 
Образовательные задачи:
  • Познакомить детей с театром, его видами, с театральной терминологией.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Учить импровизировать на темы знакомых сказок.
  • Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.
 
Развивающие задачи:
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,  дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Эмоционально раскрепощать ребенка, «снимать» зажатость и скованность.
 
 
Воспитательные задачи:
  • Воспитывать культуру поведения в театре.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Этапы проекта
Название этапа
Сроки
Ребенок
Педагоги
 
Подготовительный
 
Сентябрь
Рассматривание игрушек, декораций, костюмов для театрализованных представлений. Рассматривание иллюстраций, книг по темам «Сказки», «Театр»
 
Создание развивающей среды
Создание творческой группы: педагоги, муз. руководитель, хореограф.
Проектировочный
Октябрь
Определение тем исследования
Планирование проекта, определение проблемы, постановка предполагаемых задач.
 
Планирование и организация деятельности детей.
Практический
Ноябрь–
апрель
Сбор информации.
Изготовление масок, декораций, атрибутов для театрализованных игр.
Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Посещение театрализованных представлений  в д/с и ДК
Постановка театрализованных представлений в группе
 
Практическая помощь (по необходимости).
Проведение беседы.
Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
Координация работы
Заключительный
 
Май
Театрализованное представление: сказка «Красная Шапочка» к 8 Марта
Постановка сказок для детей младших и средних групп.
Подготовка к презентации
 
Презентация
 
 
Участниками проекта стали родители детей, их бабушки, дедушки и старшие братья и сестры.  Такая организация деятельности не только создала условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволили детям вступить в контакт с другими детьми, взрослыми.
 
Содержание работы участников проекта можно проследить по данным таблицам.
 
Деятельность педагога
-Создание развивающей среды: подборка художественной литературы, иллюстраций,  картинок, игрушек для обыгрывания, музыкальных произведений, изготовление атрибутов, костюмов, декораций.
-Определение тематики, задач и содержания проекта.
-Выявление уровня театрально-игровой деятельности детей (приложение 1)
-Анкетирование детей в начале учебного года «Что ты знаешь о театре?»
- Разработка конспектов занятий и инсценировок:
инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
инсценировка сказки «Красная Шапочка»
инсценировка сказки «Козлята и волки»
инсценировка сказки «Колобок»
конспект занятия по сказке «Колобок»
конспект занятия «Путешествие в страну сказок»
конспект занятия «Путешествие в страну Математика»
конспект занятия «Подарок Деду Морозу» 
 фланелеграф «Как снеговики солнце искали»
настольный театр «Кто сказал мяу?»
«Театрализованные занятия в старшей группе»
-Проведение этюдного тренинга
-Посещение театрализованных представлений, поставленных работниками детского сада и профессиональными артистами детских театров г. Ярославля,  Рыбинска.
-Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
-Подборка дидактических игр: «Какой герой потерялся?», «Отгадай, кто я?», «Из какой сказки этот герой?»
-Составление картотеки присказок для использования перед началом и в конце представления
-Консультации для педагогов:
 «Формирование специальных умений и навыков у дошкольников в театрализованной деятельности»
«Рекомендации к организации театрализованных игр»
-Консультация для родителей «Театр дома»
-Сообщение для родителей «Театр как средство развития творческих способностей ребенка»
-Анкетирование детей в конце учебного года «Что ты узнал о театре и что тебе понравилось?»
 
Деятельность детей
Разделы программы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Участие в театрализованных играх, постановках, этюдном тренинге.
Дидактические игры: «Какой герой потерялся?», «Отгадай, кто я?»,  «Из какой сказки герой?»
Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
Драматизация сказок.
Речевая деятельность
Отработка правильной дикции, звукопроизношения при заучивании стихов, скороговорок, ролей.
Игры на координацию речи с движением «Котик», «Мыши водят хоровод», «Прятки».
Познавательная
деятельность
Анкетирование «Что ты знаешь о театре?» (в начале учебного года)
Знакомство с театральной терминологией: «декорации», «грим», «ширма» и др.
Беседы о видах театра, о поведении в театре.
Посещение театрализованных представлений, поставленных работниками детского сада и профессиональными артистами детских театров г. Ярославля,  Рыбинска. (Сказки «Гуси – лебеди», «Снегурочка», «В гостях и Фили и Степашки» и др.)
Анкетирование «Что ты узнал о театре и что тебе понравилось?» (конец учебного года)
Продуктивная деятельность
Изготовление масок, декораций для театральных представлений.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Лепка  сказочных персонажей из пластилина.
 
Художественная
литература
Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц.
Чтение сказок и художественных произведений (в том числе тех, которые лягут в основу  театральной постановки).
Музыка
Прослушивание музыкальных произведений.
Хореография
Разучивание танцев, пластических этюдов, движений.
 
Деятельность родителей
-Разучивание ролей с детьми дома.
-Изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
-Чтение художественной литературы.
-Разыгрывание сценок, сказок в домашней обстановке.
-Участие в театрализованных представлениях вместе с детьми.
 
 
В ходе работы над проектом  у детей сформировалось представление о театре. Дети узнали о видах театра, познакомились с театральной терминологией, посетили театрализованные представления профессиональных актеров. Дошкольники совершенствовали свои артистические навыки, а также  сами выступали в роли «артистов»   в инсценировке сказки «Красная Шапочка к празднику 8 Марта.  Кроме этого занятия по театрализованной деятельности способствовали развитию речи, движений, а так же  раскрепощению «скованных» детей.
 
Библиография
  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение, 1991, - 125 с.
  2. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу.// Дошкольное воспитание, 1999, №11, с. 68-76.
  3. Бондаренко А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. 2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение , 1983.
  4. Воспитание детей в игре / Под ред. Менджерицкой Д. В. –М.: Просвещение, 1979.
  5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Вопросы теории.//Дошкольное воспитание, 1987, №7, с. 45-50.
  6. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание, 1993, №8, с.5-11.
  7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Вопросы психологии, 1988, №6.
  8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1973.
  9. Караманенко Т. Н. Театральная игротека. Игра.//Дошкольное воспитание, 1978, №7, с.41-42.
  10.  Косенко Ю. А. Формирование творческой активности в игре.//Дошкольное  воспитание, 1989. №12, с.41-43.
  11. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное воспитание, 1995, №10, с. 62-70.
  12. Ляшко Т. А. Игра, творчество, развитие.//Дошкольное воспитание, 1998, №8, с. 45-50.
  13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. Творческий центр Сфера. – М., 2001.
  14. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001.
  15. Неменова Т. И. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр.//Дошкольное воспитание, 1989, №1, с. 19-23.
  16. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989, с. 159.
  17. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  18. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы). Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
  19. Сигуткина Р. Н. Рекомендации к организации театрализованных игр.//Дошкольное воспитание, 1988. № 8, с. 55-58.
  20. Сорокина Н. Ф., Милонович Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.// Дошкольное воспитание, 1996, №9, с.14-20.
  21. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.//Дошкольное воспитание, 1998, №5, с. 127-136.