Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором» «Воспитательное мероприятие»

Детский сад «Журавушка» филиал МБДОУ «Детский сад «Чайка» Локтевский район Алтайский край

 

Тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

«Воспитательное мероприятие»

Номинация: «Образовательные инициативы педагогов в этнокультурном и поликультурном образовании и воспитании детей и молодёжи»

 

Степанова Светлана Викторовна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

 

Содержание методической разработки:

Содержание

Введение

Основная часть

Список литературы

Пояснительная записка «… Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия. В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности» - писал М. И. Калинин. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Народная фольклорная культура дает нам возможности для творчества, фантазии. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги зачастую недооценивают присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность, она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные развлечения познавательно-воспитательного характера с использованием всех видов музыкальной деятельности, театрализацией, позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовно-эстетического сознания.

Задачи:

- познакомить детей с русским праздником – Рождеством Христовым; обрядом колядования, святками.

- вызывать у детей желание знакомиться русским народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

- развивать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами русского народного быта, обычаями, играми и песнями, плясками.

- воспитывать у детей чувство причастности к традициям и обычаям русской культуры, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достояние.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Ожидаемые результаты: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к русскому народу. Формирование чувств национального достоинства. Широкое использование всех видов фольклора. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседа : «Святки», «Коляда», «Рождество Христово».

2. Слушание музыки: П.И. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года». Слушание колокольного звона.

3. Чтение детям Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; С. Есенин «Поёт зима».

4.Заучивание колядок, поговорок, разучивание р.н. песен, плясок.

5. Беседы по картинам русских художников: Н. Пиманенко «Святочное гадание»; А. Саврасов «Зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой».

6. Изодеятельность : рисование на тему: «Зимний вечер»; «Святки».

7. Изготовление Рождественских ангелочков, персонажей кукольного театра.

8. Репетиция кукольного театра «Рождественская колядка»

Материально-техническое оснащение: 1. Ноутбук; 2. Аккустическая система; 3. Проектор

Основная часть Ход мероприятия:

Зал празднично украшен под русскую народную избу ( печь, у стены кроватка, стол, шкаф с домашней утварью, на окне расшитые занавески, на полу самотканые половики, русские народные костюмы на ведущих и детях). Под русскую народную мелодию «Коляда» - дети, одетые в русские народные костюмы и скоморохи входят в зал небольшими группами, выстраиваются шеренгой, кланяются и проходят, садятся на места.

В зале сидят дети старшего дошкольного возраста. Гостей встречает хозяйка, кланяется, предлагает присесть. Хозяйка: День сегодня непростой, праздник к нам пришел святой. Наступило Рождество, начинаем торжество! 1 ребенок. Прислушайтесь, поет звезда! Спешите все туда, туда, Где на соломе, средь яслей, Родился Тот, кто всех светлей, Кто всех прекрасней и мудрей – Спаситель мира, царь царей! 2 ребенок. Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат; Очи Матери с улыбкой В ясли тихие горят. Ни ушей, ни взоров лишних. Вот пропели петухи, И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. 3 ребенок. Мама елку украшает, Зреют в печке пироги. Скоро свечки замигают Под звездою из фольги! Снег пушинками кружится У окошка моего. Будем вместе веселиться Елка! Праздник! Рождество! Хозяйка: . Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого, радостного праздника Рождества Христова. (7 января по новому стилю и 25 декабря по юлианскому календарю) православный праздник. В ночь перед рождеством принято гадать, что никогда не одобрялось православной церковью. Особенно популярны были гадания девушек о будущем замужестве. Праздник отмечается торжественным праздничным ужином. Пришло время светлого, радостного праздника Рождества Христова. С 7 января по 19 наступают Святые дни – святки. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели песни - колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение, то случится беда. /Стук в дверь, входят колядовщики с шумовыми инструментами/ Колядовщиаки: мы и в поле загулялись да сюда забралися На людей посмотреть Себя показать! Дети поют колядку «Овсень». Овсень, овсень ты гулял по всем По заулочкам, по переулочкам. Кому песни поем, тому сбудется Тому сбудется, не минуется! выходи хозяин, выходи боярин! Принимай гостей, Со всех волостей! Скоморох и мальчики : что-то пляска не видна! Скоморох и девочки: Нет, не правда, вот она! Скоморох и мальчики: Плясуны не хороши! Скоморох и девочки: Сам, поди, да попляши! Скоморох и мальчики: мы присядем, ногу в бок! Скоморох и девочки: А мы ногу на носок! Скоморох и мальчики: Топотушками пойдем! Скоморох и девочки: А мы сядем, отдохнем! Скоморох и мальчики: С вами мы плясать пойдем! Скоморох и девочки: И частушки запоем! Девочки и мальчики поют шуточные частушки, на проигрыш играют на музыкальных инструментах. Колядовщики: А сорить у вас тут можно? Хозяйка: Можно, приберемся Колядовщики: сеем, сеем, посеваем С Новым годом поздравляем! Открывайте сундучки Доставайте пяточки (повторяют слова, разбрасывают зерно) Хозяйка: Вот вам гости дорогие печенье да пряники. (дети собирают угощенье в мешок) . Хозяйка: мальчики, выходите гостей веселой песней порадуйте. (исполняется колядка «Коляда -моляда» .) Скоморох: Ай-да мальчики, ай-да затейники! девочки: да мы все не хуже! Скоморох и мальчики: Да вам видно «Старушка-завидушка» покоя не дает. ну тогда ловите. (бросают друг другу шарик, пока он не лопнет-от злости) . Колядовщики: Коляда, коляда-моляда а бывает коляда накануне Рождества! все дети: Пришла коляда Рождество принесла! дети поют колядку: тетенька добренька. подай что-то сдобненько пышку да лепешку да свиную ножку. Хозяйка ничего не вынесла. Дети а мы вам сказочку покажем: Кукольный театр «Рождественская колядка» Хозяйка опять ничего не вынесла колядовальщикам. Дети поют жадным людям плохую колядку: хозяюшка, слезай с печи открывай сундучки вынимай пяточки кто не даст лепешку у того разобьем окошко кто не даст ватрушки расстукаем кадушки кто не даст пирога запрем ворота, уведем корову за рога! Хозяйка: коляда, коляда, не хошь пирога? с луком, с перцем, с комариным сердцем. Колядовщики: не ломай, не ломай весь подавай (берут пирог) жить вам всем вместе, лет до двести, счастья вам хозяюшка! Проводится игра «Пирог». Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать? (выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать. Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек Скажи нам дружочек: Что сбудется, станется? Плохое пусть останется! 1 Скоморох. Хлеб - житье в достатке. 2 Скоморох. Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги. 1 Скоморох. Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется. 2 Скоморох. Монетка - к достатку, жить будешь богато. 1 Скоморох. Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости. 2 Скоморох. Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью. 1 Скоморох. Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие. 2 Скоморох. Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься. Хозяйка: всего один горшочек остался. И мне погадайте. Я тоже счастья хочу! достает из под горшочка веточку. Что это? Растолкуйте! 1 Скоморох: видно к новому помелу! Хозяйка: а теперь поиграем.

Игра: «Чудеса в решете» (играют две команды: «девчушки - веселушки» и «молодцы - удальцы».) Хозяйка: что с ногами не пойму вправо, влево носятся. не стоят они на месте так плясать и просятся! Пляска под русскую народную музыку «Плясовая». 1 Скоморох: людям добрым желаем добра. 2 Скоморох: золота и серебра. Скоморох и мальчики: пышных пирогов, мягоньких блинов! Скоморох и девочки: доброго здоровья, маслица коровья! все колядовщики и дети: кому песни поем, тому сбудется тому сбудется, не минуется! Хозяйка: коляда, коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника Рождества привечая Всех встречая и хлебом и солью Приглашаю участников к чаю! Приглашаю детей к застолью!

/Звучат колокольные звоны. Праздник заканчивается чаепитием/.

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

3. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. – Смоленск,1998

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Метод. пособие / Авт.-сост. Л.С. Куприна,Т.А. Бударина–СПб:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

5.Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14

6. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. – М., 1992

7. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1998

8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998

9.Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

10. Фольклор – музыка – театр: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.