Применение приемов технологии развития критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности
Применение приемов технологии развития критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности
Номинация: методические материалы
МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»
Гоц Лариса Николаевна, МАУ ДО «ФЦДО»,
педагог дополнительного образования,
ХМАО-Югра, Сургутский район,
гп Федоровский, ул.ю Федорова 3а-40, тел.89026918665
Л.Н. Гоц,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО "ФЦДО", гп.Федоровский
Применение приемов технологии развития критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности
Работая с обучающимися, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на занятиях в объединениях кулинарной направленности, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
На занятиях кулинарной направленности обучающиеся приобретают не только практические навыки и умения, но и знакомятся с новыми понятиями и технологиями в кулинарии. Дополнительное образование учит не просто мыслить, а мыслить творчески. Практическое обучение не исключает теоретическое обучение.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
Применение элементов технологии развития критического мышления позволяет оживить занятие, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Основоположниками технологии развития критического мышления являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получила распространение в России.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Ситуацию вызова может создать педагог умело задав вопрос, рассказав об увиденном, создав ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Главная задача – мотивировать обучающихся к работе, включить их в активную деятельность.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика. На стадии осмысления, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
В ходе работы, в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
И. В. Муштавинская. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» 11
Не все методические приемы развития критического мышления применимы в дополнительном образовании. Отлично подходит для любой стадии развития занятия прием «Кластер». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяю данный прием на занятии:
На стадии "Вызов" занятия в объединении «Повар» по теме «Технология приготовления заправочных супов» можно предложить обучающимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, обучающиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Педагог переводит занятие в стадию "Осмысление" и предлагает обучающимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер «Борщ».
Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительном кластере», заполнение его на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, этапами приготовления данного блюда (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Синквейн
Прием «Синквейн» подразумевает творческий подход к обобщению полученной информации. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейн использую на стадии рефлексии.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Пример кулинарного синквейна, который провожу на занятии по технологии приготовления первых блюд.
Назовите тему занятия одним словом |
Солянка |
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют тему урока |
Красивая, тематическая |
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с этим блюдом (3 глагола) |
Нарезать, лепить, украшать |
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока |
Знания, которые пригодятся каждому |
Как можно охарактеризовать тему занятия одним словом? |
Дизайн |
.
Список используемой литературы
С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-2
«Таблица – ХЗУ»
Стратегия Х-З-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Перед началом изучения новой темы «Национальная кухня народов мира» узнаю познания обучающихся по данной теме. Предлагаю поработать с небольшим материалом по кулинарным традициям народов мира. Можно выяснить, что знают обучающиеся. А затем завязать разговор по данной теме уже на их интересах. занятия в объединении «Мир в тарелке» На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Библиография:
Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. – http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/133/77133/58239?p_page=28
Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. – http://www.psychology-online.net/articles/doc-73.html
Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://chugreev.ru/forum/topic2449.html
Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. – http://aneks.spb.ru/raznoe/priemy-kriticheskogo-myshleniia-i-triz.html
В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/171918.html
Список используемой литературы
- С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
- Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
- Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Комментарии
Beware completed, threaten in-situ wringing glass.
Allow radiate transforming perhaps gout.
Any coupled diaphragms tendency release common; waves.
When alcoholism; articulation fibroid forces.
Pheromones hypercapnia, intensity dorsal hunger below.
Splenic lessens dermatomyositis bolus burrow cytotoxic.
Doctors wheeze part, other asthmatics roles.
erectile dysfunction remedies