Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Применение приемов технологии развития критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Применение приемов технологии развития  критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Номинация: методические материалы

МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»

Гоц Лариса Николаевна, МАУ ДО «ФЦДО»,

педагог дополнительного образования,

ХМАО-Югра, Сургутский район,

гп Федоровский, ул.ю Федорова 3а-40, тел.89026918665

Л.Н. Гоц,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО "ФЦДО", гп.Федоровский

Применение приемов технологии развития  критического мышления на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Работая с обучающимися, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на занятиях в объединениях кулинарной направленности, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

На занятиях кулинарной направленности обучающиеся приобретают не только практические навыки и умения, но и знакомятся с новыми понятиями и технологиями в кулинарии. Дополнительное образование учит  не просто мыслить, а мыслить творчески. Практическое обучение не исключает теоретическое обучение.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

Применение элементов технологии развития критического мышления позволяет оживить занятие, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Основоположниками  технологии развития критического мышления являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получила  распространение в России.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление».
       Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Ситуацию вызова может создать педагог умело задав вопрос, рассказав об увиденном, создав ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Главная задача – мотивировать обучающихся к работе, включить их в активную деятельность.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика. На стадии осмысления, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.       

В ходе работы,  в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

И. В. Муштавинская. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» 11

         Не все методические приемы развития критического мышления применимы в дополнительном образовании. Отлично подходит для любой стадии развития занятия прием «Кластер». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяю  данный прием на занятии:

На стадии "Вызов" занятия в объединении «Повар» по теме «Технология приготовления заправочных супов» можно предложить обучающимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, обучающиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Педагог переводит занятие в стадию "Осмысление" и предлагает обучающимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер «Борщ».

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительном кластере», заполнение его на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, этапами приготовления данного блюда (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

 Синквейн

Прием «Синквейн» подразумевает творческий подход к обобщению полученной информации. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейн использую на стадии рефлексии.
Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Пример кулинарного синквейна, который провожу на занятии по технологии приготовления первых блюд.

Назовите тему занятия одним словом

Солянка

Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют тему урока

Красивая, тематическая

 Назовите 3 действия, которые можно выполнять с этим блюдом (3 глагола)

Нарезать, лепить, украшать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Знания, которые пригодятся каждому

Как можно охарактеризовать тему занятия одним словом?

Дизайн

 

.

 

Список используемой литературы

С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
 

Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
 

Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-2

 «Таблица – ХЗУ»

Стратегия Х-З-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

Перед началом изучения новой темы «Национальная кухня народов мира» узнаю познания обучающихся по данной теме. Предлагаю поработать с небольшим материалом по кулинарным традициям народов мира. Можно выяснить, что знают обучающиеся. А затем завязать разговор по данной теме уже на их интересах.  занятия в объединении «Мир в тарелке» На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

            Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

 

Библиография:

Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. – http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/133/77133/58239?p_page=28

Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. – http://www.psychology-online.net/articles/doc-73.html

  Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://chugreev.ru/forum/topic2449.html

Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. – http://aneks.spb.ru/raznoe/priemy-kriticheskogo-myshleniia-i-triz.html

В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/171918.html

 

 Список используемой литературы

  1. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
     

Комментарии

No Avatar
ovoudiluqowuf on вт, 03/27/2018 - 16:59
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
ujeiwojo on вт, 03/27/2018 - 17:03
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
uqijudo on вт, 03/27/2018 - 17:18
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
igaewiezefuqi on вт, 03/27/2018 - 17:22
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
icovooqops on вт, 03/27/2018 - 17:37
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
irohuriupaqid on вт, 03/27/2018 - 17:43
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
ebehalkua on вт, 03/27/2018 - 17:58
[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] onlinebuycytotec.site.ankor http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/

No Avatar
best erectile d... on пн, 02/04/2019 - 20:59
erectile dysfunction treatment [url=http://edpillsdrugs.com/#]ed pills[/url] best erectile dysfunction pills ed pills