Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Презентация:«Космонавты: вчера, сегодня, завтра»

МБУ ДО Центр творческого развития

 «Детская школа искусств»

Московская область г. Ступино

 

Пояснительная записка к учебной презентации:

«Космонавты: вчера, сегодня, завтра»

 

 

Выполнила

Новикова Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

 

г. Ступино

 

 

 

Презентация: «Космонавты: вчера, сегодня, завтра».

Презентация рассчитана на детей 5-7 лет по программе «Окружающий мир»

Цель: Систематизировать и расширить представления детей о российских космонавтах.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
  • Расширить словарный запас учащихся.
  • Познакомить детей с выдающимися российскими и советскими космонавтами.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к профессии космонавта, к стране, ее достижениям.
  • Воспитывать социально-активную творческую личность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

Слайд №2

Педагог: Рассмотрите рисунки на экране. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
Педагог: На какие группы можно разделить эти предметы?
Дети: Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.

Педагог: С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

 Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся.)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты.

 И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

У ракеты есть водитель,

 невесомости любитель,

 по-английски – астронавт,

а по-русски… (космонавт).

Педагог: Людей, покоривших космос, называют космонавтами.

Все люди нашей планеты отмечают 12 апреля праздник «День космонавтики».

Слайд №3

Большой вклад в развитие ракетостроения внес Константин Эдуардович Циолковский. Именно он является родоначальником ракетостроения. Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежит нашей стране.

Слайд №4

Сергей Павлович Королев – ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Он по праву является отцом ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

Слайд №5

Ла́йка (1954 — 3 ноября 1957) — собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.

 Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта, от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на космической орбите около недели.

Слайд №6

Бе́лка и Стре́лка — советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Слайд №7

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»

Юрий Гагарин (1934-1968). 12 апреля 1961 года с Байконура стартовал космический корабль Восток-1 с первым в истории космонавтом на борту. На орбите Гагарин делал простейшие эксперименты - ел, пил, делал заметки. Управление кораблем было практически полностью автоматическим - ведь никто не знал, как поведет себя человек в новых условиях. Космонавт выполнил 1 оборот вокруг Земли, что заняло 108 минут(1час 48 минут). Приземление произошло в Саратовской области. Благодаря этому полету Гагарин получил мировую славу. Ему было присвоено внеочередное звание майора, а также звание Героя Советского Союза. День же исторического полета стал праздноваться, как День космонавтики. 12 апреля 1961 года навсегда изменило жизнь человечества и самого Гагарина. Он стал живым символом. Первый космонавт посетил около 30 стран, получил множество премий и наград. Общественная деятельность сказалась на летной практике. В 1968 году Гагарин стал наверстывать упущенное, однако 27 марта его самолет потерял связь и врезался в землю. Вместе с первым космонавтом погиб и инструктор Серегин.

 Слайд №8

 Первая женщина-космонавт! Валентина Терешкова (род.1937). Первые успешные полеты советских космонавтов зародили мысль у главного конструктора Сергея Королева запустить в космос и женщину. С 1962 года по всей стране отбирали претенденток. Из пяти подготовленных кандидатов была выбрана именно Терешкова, в том числе благодаря и своему рабочему происхождению. Свой первый полет женщина-космонавт совершила 16 июня 1963 года на корабле Восток-6. Пребывание в космосе заняло трое суток. Но в полете возникли проблемы с ориентацией корабля. Оказалось, что Терешкова чувствовала себя не лучшим образом, так как в космосе женская физиология дает о себе знать. Об этом знали ученые, расположив из-за этого в списке кандидатов Валентину лишь на 5-м месте. Однако Хрущев и Королев не послушали медицинскую комиссию. Восток-6 приземлился в Алтайском крае. Вплоть до 1997 года Валентина Терешкова служила инструктором-космонавтом. Затем она перешла в Центр подготовки космонавтов. Первая женщина-космонавт вела богатую общественную и государственную деятельность, являясь народным депутатом в высших органах различных созывов. Терешковой удается оставаться единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночестве.

Дети отгадайте загадку:

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая….. (ракета)

Давайте сейчас с вами встанем и полетаем на ракете!

Физминутка «Ракета»

  • А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    На носки поднимись,
    А потом руки вниз.
    Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
    Три, четыре – (основная стойка)
    Вот летит ракета ввысь.
  • Игра «Самолет-ракета»

Когда педагог говорит самолет –дети разводят руки в сторону, когда Ракета – поднимают руки над головой в виде крыши.Педагог быстро чередует в разной последовательности слова, а потом путает детей, например: говорит Самолет, а показывает Ракету и наоборот.

Слайд №9

С первого полета в космос  прошло много времени. В космосе побывали не только русские космонавты, а также американские, корейские, китайские. Но мне хотелось бы вас познакомить именно с русскими летчиками-космонавтами. Которые летали и летают в настоящее время.

Алексей Леонов (род. 1934). В списке советских космонавтов у него №11. Славу Леонову принес его полет в космос в статусе второго пилота на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1961 года. Космонавт совершил первый в истории выход в открытый космос, который продлился 12 минут 9 секунд. Во время тех исторических мгновений Леонов проявил исключительное хладнокровие - ведь его скафандр разбух, что мешало выходить в космос. Приземлился корабль в глухой тайге, космонавты двое суток провели на морозе. С 1965 по 1969 годы Леонов входил в группу космонавтов, готовящихся облететь Луну и сесть на нее. Именно этот космонавт планировался стать тем, кто первым ступит на поверхность спутника Земли. Но ту гонку СССР проиграл, и проект был свернут. В 1971 году Леонов должен был лететь в космос на Союзе-11, однако экипаж был заменен из-за проблем со здоровьем у одного из его членов. Полет дублеров - Добровольского, Волкова и Пацаева завершился их гибелью. Зато в 1975 году Леонов снова побывал в космосе, он руководил стыковкой кораблей двух стран (проект «Союз-Аполлон»). В 1970-1991 годах Леонов работал в Центре подготовки космонавтов. Этот человек прославился еще и своим талантом художника. Он создал целую серию марок на космическую тему. Леонов стал дважды Героем Советского Союза, о нем снято несколько документальных фильмов. Именем космонавта назван кратер на Луне.

Владимир Комаров (1927-1967). Профессия космонавта - довольно опасная. С начала полетов при подготовке, взлетах и при посадке погибло 22 космонавта. Первый из них, Валентин Бондаренко, сгорел при пожаре в барокамере еще за 20 дней до полета Гагарина. Наиболее же шокировала гибель Челленджера в 1986 году, унесшая жизнь стразу 7 американских астронавтов. Однако первым космонавтом, погибшим непосредственно в ходе полета, стал Владимир Комаров. Его первый полет состоялся в 1964 году вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Впервые в составе корабля экипаж обошелся без скафандров, а на борту помимо летчика оказался инженер и врач. В 1965 году Комаров входит в группу подготовки программы «Союз». Дублером стал сам Гагарин. Те годы отмечались безумной политической космической гонкой. «Союз» стал ее жертвой, имея множество недоработок. 23 апреля 1967 года «Союз-1» с Комаровым на борту поднялся в космос. Но при завершении основной парашют не раскрылся, спускаемый аппарат на огромной скорости врезался в землю в Оренбургской области. Даже останки космонавта была распознаны далеко не сразу. Урна с прахом Комарова захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.

Слайд №10

Сергей Крикалев (род.1958). Два человека - Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз побывали в космосе 7 раз. Но рекорд по времени, проведенному на орбите, принадлежит советскому и российскому космонавту. Он стартовал в небо 6 раз, проведя в космосе в общей сложности 803 дня. Получив высшее образование, Крикалев работал в наземных службах управления полетами. В 1985 году он был отобран уже для полетов в космос. Его первый старт состоялся в 1988 году в составе интернационального экипажа с Александром Волковым и французом Жаном-Луи Кретьеном. Почти полгода они проработали на станции «Мир». Второй полет осуществился в 1991 году. Крикалев остался на «Мире» вопреки первоначальным планам, оставшись работать с новым экипажем. В итоге за два первых полета космонавт уже провел в космосе больше года и трех месяцев. За это время он также совершил 7 выходов в открытый космос. В феврале 1994 года Крикалев стал первым россиянином, поднявшимся в небо на американском «Шаттле». Именно наш соотечественник был назначен в первый экипаж МКС, побывав там в 1998 году на челноке Индевор. Даже новый, XXI век, Сергей Крикалев встретил на орбите. Свой последний полет космонавт совершил в 2005 году, прожив на МКС полгода.

Слайд №11, 12

Ребята, хочу вас познакомить с Александром Александровичем Скворцо́вым — российским лётчиком и космонавтом-испытателем. В 2011 году удостоен званий Герой Российской Федерации и Лётчик-космонавт Российской Федерации.

 Александр Александрович Скворцов родился 6 мая 1966 года в городе Щелково Московской области. В 1987 году окончил Ставропольское высшее военно-авиационное училище летчиков и штурманов имени В.А. Судца, после чего получил назначение в 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, расположенный в городе Ефремове Тульской области. Там служил до 1993 года. За это время он дослужился до звания капитана, освоил самолеты Л-39 и МиГи, награжден медалью «За безупречную службу» III степени.

В 1997 году Александр Скворцов окончил авиационный факультет Военной академии противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и приказом Минобороны России был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (РГНИИ ЦПК). За время службы участвовал в нескольких экспедициях на МКС.

12 апреля 2014 года Указом президента РФ Александру Скворцову присвоены звание Героя Российской Федерации и почетное звание Летчик-космонавт Российской Федерации.  

В 2017 году Александр Скворцов отправится на МКС уже в третий раз. После январских праздников начнется активная подготовка к будущему полету. По словам Александра Александровича, космос бесконечен, и этих путешествий он всегда ждёт с замиранием сердца.

Александр Скворцов очень любит встречаться с детьми и рассказывать о своей професии. Также он дал очень интересное интервью в детский журнал «Мурзилка» где отвечал на вопросы детей. И сегодня я хочу немного познакомить вас с его ответами:

1. Какие космические задания самые интересные?

- Задания космонавтов на станции можно условно разделить на две группы - это работы «по дому», то есть по поддержке станции, и научные эксперименты.

Первая группа - в основном, рутинные операции. Как в любом доме, на МКС нужно периодически проводить, например, уборку, ежедневно проверять и обслуживать системы станции, иногда менять какие-то детали... Это и называется технической поддержкой МКС. К этой же группе можно отнести разгрузку-загрузку кораблей.

Вторая группа – это научные исследования, конечно, более интересны. На МКС проводятся эксперименты различной направленности - медицинские, биологические, технологические. Медицинские тесты идут практически ежедневно, и их результаты мы сбрасываем на Землю, чтобы специалисты могли следить за состоянием здоровья космонавтов. Эти исследования проводятся, чтобы учёные могли получить информацию о том, как ведёт себя человеческий организм в космосе - это пригодится в будущем для полётов к Луне, Марсу, другим объектам Вселенной.

Кроме того, мы следим за экологической обстановкой на Земле, при необходимости делаем снимки земной поверхности, изучаем поведение различных микроорганизмов в невесомости. Поведение растений и живых организмов тоже исследуется на станции. И это далеко не все задачи на борту. А вообще, в космосе интересно всё!

2. Как живит космонавты в космосе? Трудно ли читать в невесомости?

 

    В принципе, космонавты на орбитальной станции живут и работают как обычные люди. Но есть главное отличие - не­весомость. Природой нам дано ходить, а на станции при­ходится летать. Это налагает отпечаток на все действия. Отработать такое на Земле можно только в водной среде. Хотя даже там невозможно предусмотреть всего. Приучиться не ставить, не класть, а всё привязывать или пристёгивать - это тоже своего рода работа. Часто на Зем­ле мы, совершенно бездумно, откладываем в сторону тот или иной предмет. В невесомости предмет улетит, поэтому приходится постоянно держать под контролем самого себя, чтобы изменить навыки, к которым приучила гравитация.Читать в космосе не трудно, более того, в невесомости можно читать в любом положении, хоть вниз головой. Мож­но книгу при помощи «липучки», почти такой же, какая бы­вает на некоторых застёжках (они называются «велькро»), прикрепить к потолку или стене и читать, плавая рядом.

 

Слайд №13

Вот такие интересные ответы дал Александр Скворцов! А сейчас я вам предлагаю выполнить интересные задания которые нам дал Космонавт.

  1. Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.

– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.

– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.

– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.

  1. Из какого корабля вышел космонавт в открытый космос? Детям каждому на листочке раздается лабиринт и они самостоятельно ищут путь. На экране висит точно такой же лабиринт. Обсуждаем и проверяем правильный ответ. Молодцы! Справились с заданием!

Слайд №14,15

Предлагаю вам посмотреть как выглядят сейчас космические корабли: «Восток», «Буран», «Союз».

Слайд№ 16

Люди всегда представляют себе будущее, одежду, дома, машины.... И последнее ваше задание от космонавта – это нарисовать космонавтов и космический корабль будущего.

Детям раздается лист бумаги и цветные карандаши.

Слайд №17

Заставка 12 апреля- «День космонавтики».

Слайд №18

Список используемых источников

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ