«Праздник фонариков или акция милосердия и доброты» (социальная деятельность в инклюзивной группе Подросткового клуба «Одиссей»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОИСК»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
«Праздник фонариков или акция милосердия и доброты»
(социальная деятельность в инклюзивной группе Подросткового клуба «Одиссей»)
Руководитель проекта: Юрченко Ольга Владимировна
педагог –организатор подросткового клуба «Одиссей»
Самара
2019-2020
I. Общая информация
1.Наименование проектной инициативы: «Праздник фонариков или акция милосердия и доброты»
2. Информация об учреждении:
Подростковый клуб «Одиссей». Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара (МБУ ДО « ЦВР «Поиск» г.о. Самара).
3. Информация о руководителе проекта
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта: Юрченко Ольга Владимировна
Должность руководителя проекта: педагог –организатор подросткового клуба «Одиссей»
I. Аннотация к проектной инициативе
Данная проектная инициатива осуществляется вПодростковом клубе «Одиссей» МБУ ДО « ЦВР «Поиск» г.о. Самара с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
Статистические данные в отношении детей с ОВЗ, гласят о том, что число детей с особыми образовательными потребностями растет. В подростковом клубе «Одиссей»вместе с нормотипичными детьми занимаются дети с ОВЗ, или особенные дети.
Для успешного включения детей с отклонениями в здоровья, необходимо учитывать характер их физических и умственных нарушений при организации образовательной среды. К числу актуальных задач дополнительного образования относится внедрение инклюзивных проектов. Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, и спрос на внедрение инклюзивного образования повышается. Так как именно в условиях инклюзии дети могут научиться взаимодействовать друг с другом. А истинно общественного человека можно воспитать только в том обществе, где равнозначно представлены и имеют равные права и возможности для всех его членов.
Инклюзия обучающихся с ОВЗ в образовательном пространствеподросткового клуба скажется положительно на формировании толерантного поведения учеников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
Проект предполагает активное взаимодействие педагога и родителей для воспитания детей в инклюзивной, разновозрастной группе.
II. Цели и задачи проекта
1. Цель проекта:: разработка модели инклюзивного образовательного пространства , воспитание у учеников таких личностных качеств, как доброта, милосердие, забота о близких.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через социально-педагогическое направление деятельности.
III. Содержание праздника-акции.
Каждую осень в конце октября в подростковом клубе «Одиссей» МБУ «ЦВР «Поиск» по адресу ул. Осипенко, д. 20, проводится праздник-акция «Праздник фонариков или акция милосердия и доброты».
Проходит он в помещении клуба и на дворовой площадке, находящейся рядом с клубом.
В празднике-акции принимают участие педагог-организатор клуба, учащиеся, родители, и жители микрорайона.
Особенности контенгента— инклюзивная среда ( вместе с обычными учащимися в празднике-акции принимают участие семьи, в которых воспитываются дети- аутисты, дети с целебральным параличом и другие ОСОБЕННЫЕ дети)
Цель праздника-акции — формирование позитивной воспитательной среды в микросоциуме подросткового клуба «Одиссей».
Подготовительный этап.
За месяц до праздника родители и ученики, занимающиеся в студиях клуба и живущие в ближайших домах микрорайона, собираются в клубе.
- Проходят обсуждения, что каждый может сделать важное и доброе для тех, кто нуждается в помощи. Обсуждаются различные инициативы, к примеру, такие, как:
- «Добрые крышечки» по сбору пластиковых крышечек, деньги от которых пойдут на лечение маленьких детей, к примеру, в прошлом году, конкретно, на операцию маленькому мальчику Андрюше,
- помощь приюту «Надежда», где живут бездомные животные,
- «Подари кусочек тепла»- изготовление открыток с теплыми осенними листочками из шерсти для престарелых людей, живущих рядом с клубом.
- Работает открытая мастерская по изготовлению ФОЛШЕБНЫХ ФОНАРИКОВ ,
- разучиваются песни про осень, фонарик, про доброту,
- разрабатывается сценарий праздника,
- проводятся мастер-классы по изготовлению кукол для кукольного спектакля,
- проходят репетиции спектакля и самого праздника-акции.
Этапы проведения праздника-акции.
1. Спектакль с участием детей и родителей (инклюзивный состав).
2. Подведение итогов прошедших инициатив МИЛОСЕРДИЯ: «Добрые крышечки», помощь приюту «Надежда», «Подари кусочек тепла».
3. Шествие с зажженными фонариками.
4. Делимся друг с другом испеченными печеньями.
Роль педагога — использование конструктивного взаимодействия внутри объединения, с семьями учащихся.
Роль родителей — выбор инициатив милосердия и участии в них, в изготовлении фонариков и кукол для спектакля, в совместном участии в спектакле.
Роль детей — участие в акциях милосердия, в изготовлении открыток для престарелых, в изготовлении фонариков, а также участие в самом празднике-акции.
Результаты :
- привлечение внимания родителей к решению проблем социального взаимодействия разновозрастного контенгента в социальной акции;
- формирование позитивных взаимоотношений в инклюзивной среде;
- активизация формирования гражданского самосознания через социальное взаимодействие;
- вовлечение родителей в проектную деятельность, способствующее развитию родительских компетенций.
- приобретение детьми практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.
III. Смысл праздника –акции.
Все праздники в нашем клубе проходят в ритме года. Каждому времени года соответствует определенное настроение. В октябре мы переживаем осеннее настроение, когда дни становятся короче, погода ухудшается, становится холоднее, идут дожди.
Мы идем к Празднику фонариков или празднику милосердия. Для разных возрастов детей мы используем разные истории, разные сценарии. Дошкольники и школьники живут в таком сознании, которое хорошо воспринимает образы. Поэтому, объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо, выстраивать логические объяснения, нет никакой необходимости. Им нужно дать образ, как человек может сделать что-то важное и доброе. И перед праздником фонариков, праздником милосердия мы рассказываем сказочные истории с героями, которые совершают добрые поступки, легенды о святых, которые помогали людям и жили ради других. Мы даем ребенку яркие примеры и образы, которые позволяют пережить, что такое добро.
На этом празднике мы используем еще один яркий образ. Каждое доброе дело — это как ФОНАРИК. Фонарик не просто загорается, мы зажигаем его своей волей, своим переживанием. Зажигаем во тьме. Каждое доброе дело -это кусочек света. Перед праздником мы стараемся сделать какие-то добрые дела, небольшие, каждый в силу своих способностей и возможностей. А по вечерам мы собираемся в клубе, рассказываем о том, что сделали, делаем красивые бумажные фонарики, ставим внутрь свечу. Когда праздник приходит каждый ребенок зажигает свой фонарик, вспоминая, что он сделал для других.
Все вместе мы выходим из клуба и идем шествием по нашему двору. Собирается много людей. Тьму озаряет свет фонарика, свет добра и тепла. Это тепло и добро мы подарили миру. Это шествие производит магическое впечатление. Потом мы раздаем эти фонарики маленьким детям, которые гуляют вместе со своими родителями, молодым людям или бабушкам, которые удивляются: «Что такое происходит?». Мы рассказываем им о том, что такое праздник фонариков. Мы поселяем в душе каждого образы, которые говорят о том, что такое добро, и как важно его творить для других людей.
Понятно, что подростки — это другая история. Для них существует другой подход. Для них этот праздник становится праздником Милосердия в полном смысле этого слова. Каждый учащийся должен направить свои усилия, свою волю на помощь тем, кому хуже, чем нам. Мы садимся в круг и обсуждаем. Это могут быть различные инициативы. Например, собирается группа учащихся, которая идет в приют для животных и строит теплые будки для собак, кто-то собирает теплые вещи для нуждающихся. Была группа ребят, которая узнала, что одна девочка-инвалид нуждается в коляске. Вместе со взрослыми они дали концерт на улице, собранные деньги пошли на покупку коляски. Кто-то организовывает концерт и едет в дом престарелых. Мы в прошлом году участвовали в операции «Добрые крышечки». Деньги от собранных крышечек пошли на операцию мальчику Андрюше.
Такая работа-помогает подросткам выйти к другим людям. Иногда трудно что-то просить для себя, а действовать для других- гораздо легче. И это правильно - помогать другим в первую очередь. Здесь срабатывает эффект — выйти на улицу и что-то сделать там публично. Это очень мощная практика для подростка. Они видят, что, когда ты делаешь доброе дело, то люди на это откликаются. Потому что иногда у молодых ребят есть чувство, что весь мир настолько плох , и никто никому не помогает, все такие плохие, и все вокруг ужасно. НО тут они видят, что другие люди готовы отдать деньги, чтобы помочь кому-то. Это имеет большую воспитательную роль. Я думаю, что нам очень важно воспитывать наших детей в мысли, что всегда есть те, кому нужно помочь, и нужно обязательно делиться с другими тем, что у тебя есть. И это всегда пойдет во благо и им, и тебе. Как символ, образ этой мысли, мы приносим на праздник испеченное нами печенье, делим его пополам и отдаем стоящему рядом. Тот в свою очередь, делит половинку еще и тоже отдает. И так до последней крошки. Важное переживание: даже малым можно поделиться со многими.
Праздник — это состояние души. Чтобы состояние было радостным, нужно создать вокруг определенную среду. Педагог, при решении проблем воспитания наших детей, должен искать, находить и использовать всевозможные творческие подходы. Он должен приложить все свои силы, и все свои таланты, и сделать так, чтобы детям было интересно. Чтобы была не просто имитация делания добра, а чтобы это было реальностью. Чтобы осталось глубокое переживание внутри каждого ребенка, и каждый ощутил радостное состояние праздника от сделанного для других.
Праздник фонариков — это акция добра. Ребенок вместе с педагогом, своими друзьями и близкими совершает много практических конкретных дел. В его сердце и душе остается глубокое светлое переживание, образ добра, свет добра.