Познавательно-исследовательский проект «Крылатые приключения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Радость» комбинированного вида
структурное подразделение - детский сад № 177
Свердловская обл. г.Нижний Тагил.
Познавательно-исследовательский проект
«Крылатые приключения»
Руководитель:
Швецова Алиса Дмитриевна,
воспитатель.
Квалификационная категория:
высшая.
Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у ребёнка понятия «природа», отношение к природе, которое должны сформировать родители и педагоги ещё в детстве. Проект «Крылатые приключения» был разработан с целью сформировать у детей экологическую грамотность, познавательный интерес к природе и окружающему миру.
А что же может быть в природе прекрасней и интересней таких созданий, как бабочки? Часто наши воспитанники во время летней прогулки задают много вопросов: Кто такие насекомые и как они живут? Какие бабочки живут на Урале? Зачем нужны бабочки? Какую пользу они приносят и как они появляются? На все эти вопросы и многие другие мы смогли найти ответы в нашем проекте.
Вид проекта. Познавательный. Исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта. Дети старшей группы(4-5 лет), воспитатель, родители.
Продолжительность проекта. Среднесрочный (один месяц).
Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста имеют недостаточные представления о насекомых (бабочках), о том, где и как они растут, какую эволюционную цепочку они должны преодолеть, чтобы в итоге родилась бабочка, какие бабочки водятся на Урале и их особенности. Разведение бабочек - перспективная отрасль сельского хозяйства, которая ещё во многом не изучена. В сфере опыления растений эти жизнеутверждающие создания природы занимают второе по важности место после пчел, но из множества разновидностей бабочек только тутовый шелкопряд приручили и научились разводить в неволе.
Цель. Формирование познавательной активности в процессе исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи.
- Сформировать знания об особенностях и разновидностях
бабочек Урала.
- Научиться на практике ухаживать за гусеницами в домашних условиях.
- Развитие познавательных и творческих способностейчерез наблюдениеи изучение эволюции гусеницы в бабочку.
- Сформировать знания обовсех жизненно важных условиях для
гусеницы, куколки и бабочки.
- Обогатить лексическийзапас потеме «Насекомые».
- Побуждать проявлять инициативу и любознательность.
- Научить выполнять индивидуальные и коллективные поручения,
видеть результат своего труда.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Проектная идея. Создать в групповой комнате «Ферму бабочек».
Объект исследования. Гусеница
Оборудование и материал. Стеклянная банка, марля, веточка, нитки, листы крапивы.
Этапы проекта
- Подготовительный этап.
- Подбор материала по теме (сказок, стихов, загадок, пословиц и поговорок, сюжетных картин, иллюстраций, дидактических и настольных игр).
- Исследовательский (практический) этап.
- Поиск гусеницы.
- Поиск информации и изучение особенностей гусеницы крапивницы.
- Гусеница помещена в банку со свежими листами крапивы.
- Наблюдение за жизнью гусеницы.
- Подвязывание куколки к веточке.
- Занятия: рисование «Цветок для бабочки», поделка из бумаги «Бабочка».
- Беседы: «Насекомые», «Как гусеница становится бабочкой», «Человек и природа», «Что такое ответственность и забота?»
- Чтение сказокД. Н. Мамина-Собиряка «Алёнушкины сказки»
- Разучивание стихов, загадок, потешек, чистоговорок о гусенице и бабочке.
- Сюжетно-ролевые игры: «Жизнь гусеницы», «Рождение бабочки» «Бабочка и человек».
- Дидактические игры:«Чудесный сундучок», «Покажи и назови» (насекомые), «Найди пару».
- Настольные игры: лото «Насекомые», «Собери картинку» (пазлы).
- Пальчиковые игры: «Гусеница, гусеница - бабочкина дочка»«Бабочка» «На полянке я сижу во все стороны гляжу».
- Развивающие игры: Игра с движениями «Чок-чок каблучок» , Игра с движениями «Охотник» ,Игра разрезная «Бабочка» , «Угадай кого не стало»,Игра «Гусеница и цветок»
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных бабочек, которые можно вырастить из гусениц в домашних условиях.
- Прослушивание детских песен о бабочках: «Бабочки» (муз. М.Карасёва, сл. Н.Френкель).
- Утренняя гимнастика«Насекомые».
- Подвижные игры: «Гусеницы», «Жуки и бабочки».
Работа с родителями.
- Консультация «Как ухаживать за гусеницей».
- Домашнее задание. Вместе с ребёнком дома вырастить бабочку из гусеницы и сделать фотографии.
- Заключительный этап.
- Рождение бабочки
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
- Оформление выставки детского творчества.
- Оформление фотоальбома.
- Показ презентации проекта на педсовете и родительском собрании.
Результат проекта.
-Появление бабочки из куколки и экологическая акция «Добро пожаловать в природу», в ходе которой все бабочки улетели к своим собратьям.
-Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности.
-Оформление выставки детского творчества.
-Оформление фотоальбома «Ферма Бабочек».
-Создание видеоролика «Бабочки Урала»
-Показ презентации проекта на педсовете и
родительском собрании.
-Защита проекта на городском фестивале научно-исследовательских проектов по натурализму в ГорСЮН ( Диплом I место, 2019 г. Приложение 1.)
В процессе работы над проектом «Крылатые приключения» заложили основу экологической грамотности у старших дошкольников через формирование познавательного интереса к живому объекту природы.
У воспитанников сформировались знания об особенностях и разновидностях бабочек Урала.
Воспитанники получили необходимые знания для того, чтобы на практике вырастить из гусеницы бабочку в домашних условиях.
Дошкольники научились ухаживать за гусеницей, в процессе формирования кокона куколки получили необходимые навыки для создания условий рождения здоровой бабочки.
Воспитанники обогатили свой лексический запас по теме «Насекомые»
В процессе реализации проекта были использованы индивидуальные и коллективные формы работы, применялись современные педагогические технологии. Дошкольники научились сотрудничать, договариваться и распределять поручения между собой.
Список литературы
1. Акимушкин И. «Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные» М. «Мысль»: 1993г.
2. Нуждина Т.Д. «Мир животных и растений» Изд.: Ярославль 2003
3. Пол Стерри «Мир животных. Бабочки и мотыльки» Белфаксиздатгрупп Изд.: 1995г.
4. Ушакова Е.В.: Подвижные игры. - Белгород: БелГУ, 2011
5. https://doshkolnik.pro/publikacii/navyki-chteniya/literatura/rekomenduemaya-literatura-dlya-doshkolnikov.html (Художественная литература для закрепления материала по теме «Природа» «Насекомые»)
Приложение 1.