Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

"Поём и играем" авторская разработка образовательной программы по вокальному ансамблю

"Школа искусств" в составе МБОУ "Гимназия №94" Московского района г. Казани

 

"Поём и играем" авторская разработка образовательной программы по вокальному ансамблю

 

Майорова Лариса Андреевна

преподаватель хоровых дисциплин

 

 

                              Пояснительная записка                                                                
Данная рабочая программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности, модифицированного вида, однопрофильного содержания, Положения о «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94», типовой программы «Хоровой класс. Коллективное музицирование», Министерство культуры РСФСР, Москва 1988 год, а также на основе богатого педагогического опыта.
Хоровое пение – одно из древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара   людей – так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объясняет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.
        ЦЕЛЬ программы: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, хоровым произведениям русских, советских и зарубежных композиторов.
       ЗАДАЧИ
  1. Обучающие:
формирование певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное        
звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, четкая и ясная дикция);
- формирование тембра голоса как одного из главных средств вокальной                                                                          выразительности.
       2. Развивающие:
         - развитие навыков ансамблевого исполнения без сопровождения, с     сопровождением фортепиано, других музыкальных инструментов;
         -  приобретение навыков самостоятельной работы;
         - развитие навыков работы с музыкальным текстом.
     3. Воспитательные:                                                                                                                                             
          - формирование у воспитанников художественного вкуса;
          - воспитание любви к музыке;
          - воспитание чувства ответственности в коллективном творчестве.
 
Содержание программы.
Актуальность. Основным ресурсом, за счет которого я достигаю ожидаемых результатов, является метод ассоциативно - игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению даже таких детей, у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ. Разработанная мною система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния приносит свои плоды. Дети видят цель создания образа и на время забывают об интонационной выразительности, приоритетным для них становится художественный образ и в результате, исподволь, осваивают требуемую интонацию.
      В реализации данной программы могут участвовать дети 7­-8 лет.  Программа рассчитана на 1 год.
              
Занятия вокального ансамбля мальчиков 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (66 часов в год).
 
Примерные требования:
 
Вокально-интонационные навыки:
Правильное положение корпуса.  Спокойный, без  напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания  и умения  постепенно  его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение  согласных в слове. Слуховое  осознание точной интонации.
Вокально-хоровые навыки:
- вокальные упражнения на поступенное движение и интервалы в пределах квинты,
- скороговорки, речевые интонации на удобных звуках,
- 4-5 несложных песенок-попевок,
- 3-4 коротких песенки.
Ансамблевое пение:
Исполнение 5-6 музыкальных произведений из хорового детского репертуара.
           Ожидаемые результаты:
  - соблюдать певческая установка при пении сидя и стоя;
  - уметь следить за дирижерским жестом;
     одновременного вступления и окончания пения, спокойный,
     бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка
     дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
   - владение штрихами; Legato, non legato;
   - петь без напряжения «мягким» звуком, правильно формировать и     округлять            гласные звуки;
   - овладеть ровным звуковедением;
   - выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения;  
  - свободно владеть навыками  ансамблевого пения.
                      Основные виды учебной деятельности.     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Каждый урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:
          Дыхание. Дыхательная гимнастика.
-  работа над упражнениями по системе А.Н. Стрельниковой.
          - упражнения, построенные на спонтанном голосовом музицировании                                                                                                              (фонопедический метод) в игровом материале.
Вокально – хоровые навыки:
- дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения,
- певческая установка и дыхание.
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения стоя. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание, способствующее достижению красивого звука. Навыки грудобрюшного дыхания, задержка дыхания, экономный и равномерный выдох.
Звуковедение и дикция:
- естественный, свободный звук без крика и напряжения.
Преимущественно мягкая атака звука. Развитие дикционных навыков. Выработка умения единого формирования гласных, одновременное, чёткое произношение согласных.
Ансамбль и строй:
- активный унисон (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада),
-ритмическая устойчивость в умеренных темпах, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Формирование исполнительских навыков:
- анализ словесного текста и его содержания;
- выразительное исполнение, умение донести до слушателя характер и содержание исполняемого произведения.
          - воспитание навыка умения пения без дирижёра.
                Главной целью данной разработки является формирование вокально-хоровых навыков у детей посредством игровых приемов.
Данные наработки используются для решения следующих задач:
                    Формирование у детей :
            - правильного и естественного звукоизвлечения;
            -  певческого дыхания;
            - верной артикуляции, четкой дикции;

         В основе обучения детей пению на занятиях всегда лежит игровой метод, ведь игра – самый любимый для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
         Все наши занятия, музыкальные игры и упражнения обязательно сопровождаются музыкой: мы сами исполняем попевки, песенки, или концертмейстер сопровождает наши действия игрой на инструменте.         
     Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса.
  1. «Нарисуй мелодию!»
    Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».
  2.  Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.
  3.  Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
      На занятиях в хоре постоянно ведется большая работа по устранению часто встречающихся дефектов в звукообразовании и звуковедении, таких как зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса. Целый ряд упражнений на различные слоги (МА,ЛЮ,КУ,ДА,ДИ) помогает избавиться от этих недостатков.
 В результате обучения дети овладевают различными видами звуковедения : протяжным, связным пением, отрывистым. Все это несомненно помогает овладению техническими трудностями и художественному исполнению разучиваемых произведений.
            Игры на формирование певчески правильного дыхания
                     ( активный, быстрый, бесшумный).
1.  Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко
вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «Свеча!».
а) Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил;
б) Надо задуть свечу с одного выдоха;
в) Надо задуть свечу с двух и трех выдоха.
3. «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). Это упражнение способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук « с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох.
5. «Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же зажать одним пальцем – одну ноздрю, задержать дыхание), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает».              
                Игры для развития дикции и артикуляции. 
            В развитие артикуляции и дикции очень помогают скороговорки.
  1.  Говорим скороговорки с разной звуковысотностью, сольмизация скороговорок;
  2.  Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.   Игра «запускаем снаряд». В этой игре изучаем понятия: тихо, громко, крещендо, диминуэндо.
При разучивании скороговорки мы обращаем внимание детей на то, какие части артикуляционного аппарата задействованы в большей степени, а также какие согласные надо произнести четче, например: «От топота копыт пыль по полю летит» (верхние зубы, кончик языка, твердое нёбо, -т-), «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (верхние и нижние зубы, -ш-,-с-), «Бык тупогуб, тупогуб, тупогубенький бычок» (губы, мягкое нёбо -б-,-п-), «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора» (верхние зубы, нижняя губа, -т-,-р-, -д-).
  1. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
    4. Не забываем так же о навыке отрывания рта:
         а) «Машинка заезжает в гараж»
    Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
б) «Крючок» Делаем из указательного пальца «крючок» и им открываем рот, широко его открыв.
        5. «Позеваем» - упражнение на хорошее раскрытие рта, без напряжения челюсти и губ, особенно хорошо для детей, которые говорят и поют сквозь зубы или зажимают нижнюю челюсть;
        6. «Улыбка» - упражнение для верхней губы, улыбнуться так, чтобы были видны передние зубы, остальные части лица должны остаться в спокойном состоянии.
     Характер певческой дикции зависит от характера музыкального произведения. В спокойных произведениях важно мягко пропевать текст, в произведениях маршевого характера - произносить нарочито четко. В быстрых произведениях слова произносятся легко, активно и близко, в торжественных произведениях слова должны быть подчеркнуто весомыми.
    Артикуляция – это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она тесно связанна с дыханием, звукообразованием и интонацией. Только при хорошей артикуляции текст произведения доходит до слушателя, поэтому её надо развивать. Надо уметь свободно открывать рот, следить, чтобы при пении не было зажатых зубов и челюсти, следить за правильным положением языка и губ во время пения. Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом, на одном занятии мы используем не более трех упражнений.
  
  Младший школьный возраст – это важный этап в развитии ребенка. Это граница между беззаботным детством и началом школьной жизни. В это время ведущей становится учебная деятельность, развивается мышление, память, волевые качества.
        Велика роль музыки и хорового пения в младшем возрасте в развитии творческого потенциала детей. Но в тоже время голосовой аппарат находится в стадии развития и совершенствования. Задача руководителя – бережное отношение к хрупкому детскому организму.
 
Формы и виды контроля.
  Для оценки уровня развития ребенка и приобретение основных умений и навыков в конце каждой четверти проводятся контрольные занятия (знание словарного текста, хоровой партии, умение петь в группе.).
    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, хоровые фестивали и конкурсы.
 
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы я использую:
      -  профессионального концертмейстера;
  -  кабинет, оснащённый музыкальным инструментом (фортепиано);
      -  нотную библиотеку;
  -  ноутбук;
  -  диски с музыкальным материалом;
  -  методические пособия.
 
                                    Список литературы:
 
  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Москва. Лань. 2003
  2. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Москва. Институт психологии РАН. 2008
  3. Аверина Н.В. Методика. Москва. Дека-ВС. 2008
 
Календарно – тематический план.
Вокальный ансамбль мальчиков.
1 год обучения
I четверть
Тема
месяц
кол-во часов
1
Вводная беседа.
сентябрь
1
2
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
сентябрь
2
3
Вокально-хоровые навыки. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Р.н.п. «Андрей – воробей», «Коровушка».
сентябрь
4
4
Звуковедение и дикция. Р.н.п. «Не летай .соловей»
сентябрь
3
5
Ансамбль и строй. Гладков « Подарок маме», «Если был бы я девчонкой».
октябрь
4
6
Формирование исполнительских навыков. Поговорки и пословицы – разбор текста.  Баневич «Солнышко».
октябрь
2
7
 Контрольный урок
октябрь
  1
Итого:17
II четверть
Тема
Месяц
Кол-во часов
1
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
ноябрь
1
2
Вокально-хоровые навыки. Р.н.п. «Вдоль по улице молодчик идет», «Как у наших у ворот».
ноябрь
3
3
Звуковедение и дикция. Мягкая атака звука.
ноябрь
2
4
Ансамбль и строй. Выработка активного унисона. Гладков «Песенка Деда Мороза»
ноябрь
3
5
Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. «Машет веткою махнатой».
декабрь
2
6
Певческая установка и дыхание. Посадка хорового певца, положение корпуса и головы.
декабрь
2
7
Контрольный урок
декабрь
 1 Итого:14
                
III четверть
Тема
Месяц
Кол-во часов
1
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
январь
2
2
Вокально-хоровые навыки. Поплянова  «Пых», «Утята».
январь
3
3
Звуковедение и дикция. Округление гласных.
февраль
3
4
Ансамбль и строй. Чистое интонирование диатонических ступеней лада.
февраль
4
5
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста. Ц.Кюи «Сорока», «У Катеньки-резвушки».
март
3
6
Певческая  установка и дыхание. Артикуляция при пении.
март
3
7
Контрольный урок
март
 1
Итого:19
 
 
 
IV четверть
Тема
Месяц
Кол-во часов
1
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
апрель
2
2
Вокально-хоровые навыки. Бах «За рекою старый дом»,
апрель
4
3
Звуковедение и дикция. Формирование гласных в различных регистрах. В. Калинников «Киска», «Царь Картаус».
апрель
2
4
Ансамбль и строй. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах.
май
2
5
Формирование исполнительских навыков. Разбор тонального плана.  Л.Батыр –Булгари «Солнечный день».
май
3
6
Певческая установка и дыхание. Навыки пения стоя и сидя.
май
2
7
 Контрольный урок
май
1
 Итого:16
 
 
 
В год:66
 
Репертуарный список вокального ансамбля:
 
                  Детские народные песни в обработке Й. Брамса
     Колыбельная;
     Спящая красавица;
     Домовой;
     Песочный человечек;
     Наседка;
     Соловей;
     Божья коровка;
    Ангел-хранитель;
                 Виктор Калинников. Детские песни
    Козёл;
    Киска;
    Тень-тень;
    Котик (колыбельная);
    Мишка;
    Зайчик;
    Курочка;
    Царь Картаус;
    Звёздочки;
    Осень
Военно – патриотические песни для вокального ансамбля мальчиков,
Песни военных лет.
Песни татарских композиторов.
Учебно – тематический план занятий ансамбля мальчиков
                                          1 года обучения.
         Наименование раздела      
Всего
часов
 
 
 
теория
практика
итого
1
Вводная беседа.
1
 
1
2
Дыхательная гимнастика.
1
6
7
3
Вокально-хоровые навыки.
2
12
14
4
Звуковедение и дикция.
1
9
10
5
Ансамбль и строй.
1
12
13
6
Формирование исполнительских навыков. Сценическое движение.
1
9
10
7
Певческая установка и дыхание.
1
6
7
8
Контрольный урок.
 
4
4
 
Итого:
8
58
66