Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

План – конспект урока по теме: « Политическая социализация личности».

Данный урок рассчитан на учащихся 9-10 классов. Один из цикла уроков предложенного элективного курса «Избирательное право. Избирательный процесс».

 

Тип урока:

1 урок: Изучение новой темы.

2 урок: Деловая игра: Выборы членов школьного парламента.

Цели:

1. Сформировать знания о правовом и политическом статусе личности.

2. Показать возможность включения граждан в политическую жизнь общества, выполнение своих политических ролей.

3. Раскрыть суть политической социализации.

4. Способствовать усвоению форм политического участия и пониманию роли избирателя.

Понятия: политическая социализация, политическая роль, социальный и политический статус, активное и пассивное избирательное право, пропорциональная и мажоритарная система выбора.

Ценностные ориентиры:

-политическая культура личности, её политические ориентации и система ценностей - необходимое условие включение её в политическую жизнь, выполнение политических ролей.

-активное участие каждого члена общества в политической жизни - важное условие освоения им многообразных политических ролей.

-.осуществление роли избирателя требует от человека высокой политической культуры.

-политическая социализация – как процесс формирования гражданина в ходе усвоения содержания политической культуры, обеспечение преемственности политического развития общества.

Оборудование:

 плакаты с афоризмами по теме, доска, мел, схемы. Урна для голосования, документы: удостоверение членов избирательной комиссии, список избирателей, бюллетени для голосования, протоколы голосования, видеоаппаратура.

Эпиграф к уроку:

 

« Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказывать я готов отдать жизнь». Вольтер.

 « Неучастие в политике не освободит вас от её результатов».

 О. Ф. Бисмарк.


План:

  1. Правовой и политический статус личности, её политические роли.
  2. Политическая социализация и её типы.
  3. Формы политического участия, её типы.
  4. Выборы членов школьного парламента.

Для второй части урока даётся опережающее задание и распределяются роли.

  1. 3 кандидата и их доверенные лица по одномандатному избирательному округу.
  2. 3 кандидата и их доверенные лица по партийному списку. Готовят свои избирательные программы, проводят предвыборную агитацию, подписывают подписные листы.
  3. Средства массовой информации (3 человека).
  4. Избирательная комиссия (2-4 человека) Готовят избирательные бюллетени, протоколы для голосования. Составляют списки избирателей, проводят голосование, подсчитывают результаты голосования и сообщают их.
  5. Наблюдатели - администрация школы, приглашённые гости и учителя.

I урок

1.Вводное слово учителя.

«Человек есть мера всех вещей»- изрёк древнегреческий философ Протагор. «Человек есть мера политики»- можем сказать вслед за ним и мы. И это действительно так. Политика как сфера деятельности возникает и существует только потому, что у обычного рядового человека есть потребность в ней. Человек, и никто иной нуждается в регулировании общественных интересов. Он, и только он, приходит к мысли, о необходимости управлять общественными делами. Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, тем самым имеет определённый статус.

Цель урока: Сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть суть политической социализации, сформировать личное отношение к формам политического участия на основе закона, получить в ходе нашей ролевой игры навыки участия в избирательном процессе.

     Варианты взаимоотношений:

Политика и. прежде всего политическая власть видят в рядовом гражданине главный объект своего воздействия. Это и понятно: любая власть зависит от поддержки тех, на кого она направлена. Поэтому политическая власть всегда стремится воздействовать на человека, сформировать у него те черты, которые ей необходимы.

Что же такое статус личности?

           Совокупность прав и обязанностей гражданина, юридического лица, характеризующая его правовое поведение.

Что такое правовой статус личности?

 

              Система прав, свобод, законных интересов и обязанностей, признанных государством.

 

А политический статус личности? 

 

                 Место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав, свобод, обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

 

 

 

В каком документе юридически закреплён политический статус личности?

 

 

   Например: во 2 главе Конституции РФ « Права и свободы человека и гражданина», «Закон об избирательном праве» и т.д.

 

 

Политический статус личности определяет её политическую роль в обществе, то есть поведение человека связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе.

2.Как существо политическое человек выражает разное отношение, разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20 % людей действительно политически активны, 80-90 % политически равнодушны,- это - «зрители политического театра».

 В какие моменты истории появляется больше «актёров» политического театра, а в какие «зрителей»?

Как же разобраться в бесконечном разнообразии отношений?

Попытаемся свести отношение человека в политике к нескольким наиболее распространённым типам: (автор известный польский политолог Ежи Вебер)

Сообщение ученицы, плакат.

Классификация людей по степени и участию в политике.

 

 

 

Типы политических ролей

Компетентные критики

Пассивные граждане

Аполитичные или отчуждённые граждане

Компетентные

Наблюдатели

Активисты

 

 

Активисты

Компетентные наблюдатели.

Компетентные критики

Пассивные граждане

Аполитичные или отчуждённые граждане

Очень активно участвуют в политике. Политика интересует как сфера профессиональной деятельности. Профессиональные политики.

Предпочитают играть в политике роль экспертов. Знают, анализируют, но не стремятся занять официальные политические посты.

Интересуются,

 знают, ищут в политике отрицательные стороны.

(Оппозионеры по призванию).

Осведомлены о политической жизни в самых общих чертах. В целом относятся к политике равнодушно.

Стараются отгородиться от политики, Сознательно не приемлют, политическую деятельность и всячески стараются отдалиться от неё. В отличие от пассивных граждан, сознательно занимают отрицательную позицию.

 

Ещё об одном типе распространённых взаимоотношений в политике нам расскажет следующий ученик.

 

Классификация участников политической жизни по их отношению к существующей власти.

 

 

Реакционеры

Главная политическая цель возврат назад, к прошлым политическим структурам. Ратуют за ужесточение власти.

Консерваторы.

Предпочитают сохранение существующего порядка вещей,

являются приверженцами традиций, стереотипов. Идеал-политическая стабильность.

Реформисты.

Двойственная позиция: выступают за реформы, но боятся слишком быстрых изменений в обществе.

Революционеры.

Жаждут немедленных и быстрых перемен. Ратуют за необходимость быстрого разрушения существующей власти и замене её новой.

Экстремисты.

Люди, стоящие на крайних позициях. По взглядам близки к революционерам, но предпочитают действовать исключительно силой. Не пугает терроризм.

Конформисты.

Особый тип граждан. Важно, прежде всего, выживание в любых политических условиях, приспособление к любой власти.

 

Вывод:

 В полноправной политической жизни присутствуют все типы, это позволяет поддерживать в обществе определённый баланс: с одной стороны не закостенеть в своём развитии, а с другой – удержаться от постоянных изменений и разрушений. В названных типологиях перед нами проходит целый ряд политических портретов. Не будем забывать, что у любого события есть своё политическое лицо.

3.Что такое социализация личности?

Отношения человека с политикой могут складываться по-разному. Даже при полном равнодушие человека политика не перестаёт воздействовать на него. Как заметили психологи, политика вторгается в жизнь человека ещё в детстве. Уже в 3-х летнем возрасте ребёнок способен воспринять первую политическую информацию (Это как бы первый этап). С этого момента политика уже не оставляет человека «в покое». В семье, через сверстников, в школе человек получает всё больше знаний о политике, формирует своё отношение к ней, определяет свою собственную позицию, которую пытается реализовать в своём собственном поведении.

Происходит врастание личности в мир политический - политическая социализация личности.

 

В тетрадь:

 Политическая социализация личности - процесс усвоения и осознания индивидом социальных норм и культурных ценностей той социальной общности, к которой он принадлежит.

 

 

Плюралистический

Гармоничный

               
   

Типы политической социализации

 
 
 
   

Конфликтный

     

Гегемонистский

 

 

 

 

 

 

 

 

Гармоничный

 

Конфликтный

Гегемонистский

Плюралистический

Нормальное отношение человека к институтам власти, уважение к закону.

Межгрупповая борьба взаимозависимых интересов

Негативное отношение к любым социальным и политическим системам кроме своей.

Признанное человеком равноправие с другими гражданами. Способность менять политические пристрастия.

Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения:

 

Какие это права?

 

Право избирать и быть избранным

Право объединяться в политические партии

Право проводить шествия

Принимать участие в управлении государством и т. д.

 

 

Что влияет на политическую социализацию личности? (на степень участия человека в политической жизни?)

Нравственное и идейно политическое воздействие общества

Биопсихологические особенности

Социальный опыт личности

Социальный статус личности

Окружающая социальная среда

Уровень воспитанности и образования

Возраст (молодой, старый)

Пол (мужчина, женщина)

Здоровье (Суворов, Джон Кеннеди)

Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Американский политолог Липсет, считал, что степень политического участия напрямую зависит от благосостояния общества.

Каково на ваш взгляд значение политической социализации?

-осуществление подготовки к реализации прав и обязанностей граждан

-обеспечение преемственности в передаче политических установок и ценностей

-обеспечение политической стабильности устойчивости политической системы.

 

4. Рассуждая о том, что и как движет человеком в его политическом поведении, подводят нас к вопросу о том, каковы его формы?

Задание:

Иными словами, поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, зададимся вопросом: Как в каких формах он это делает?

Просматриваются кадры исторической хроники. (Выборы в первую государственную думу, акции протеста, демонстрации).

Вопрос: Просмотрев хронику, попробуйте сами назвать формы политического поведения.

Типичные формы политического поведения:

  1. Реакция (положительная, отрицательная, нейтральная) на события, происходящие в политической жизни общества. Реакция-это простейшая форма политического поведения.
  2. Участие в выборах в представительные органы власти. Эта форма поведения требует от человека сознательной политической активности.
  3. Участие в конференциях и плебисцитах - связано с непосредственным принятием политических решений.
  4. Форма прямого действия. Обращение к властям с требованиями улучшения своего положения и т. д., митинги, демонстрации, пикеты, бойкоты.
  5. Членство в партиях, движениях. Требует не только активности, но и знаний.
  6. Профессиональная политическая деятельность. Форма политического поведения тех, кого мы называем политиками.

 

«Белое пятно»

Ведомый

Третий лишний

Общественник

               
   

Формы политического участия.

 
 
 
   

Гладиатор

   

Активист

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Выбор между поведением в политике по принципу «как все» и сознательным участием в ней в соответствии со своими интересами, приходится делать почти каждому гражданину. Выбор зтот сугубо индивидуален. Хотелось бы предложить вам несколько правил к руководству.

< >УрокПравила:

 

< >Признавай политическую действительность такой, какая она есть.Опасайся в политике универсальных рецептов, которые действуют «всегда» и «наверняка».В политике ничего не признавай на веру, но не путай веру и доверие.Принимай решения, опираясь на политическую теорию.Соблюдай политические нормы.Руководствуясь полученными знаниями, и может быть данными советами, мы с вами осуществим на практике такую форму политического участия, как выборы в органы местного школьного самоуправления - школьный парламент:

 

Слово предоставляется председателю избирательной комиссии:

Сегодня мы с вами опробуем такую форму участия в политике как участие в выборах:

Для этого вспомним, какая избирательная система действует  в нашей стране?

 

 

Мажоритарная:

 

 
 
 

 

 

Объединение различных

интересов происходит до выборов в парламент

 

 
 
 

 

 

 

Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов

 

 
 
 

 

 

Пропорциональная:

 

 
 
 

 

 

Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие - либо коалиции.

 

 
 
 

 

 

 

Объединение различных интересов происходит после выборов

 

 

 

Действует на основе создания

коалицией групп интересов,

стимулирует существование двухпартийной

или двух коалиционной системы.

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Какова роль выборов в демократическом процессе?

 

  1. Назовите принципы демократических выборов.

 

  1. Каждый из нас обладает избирательным правом.

 

 

Каким?

 

  1. Пассивным: быть избранным.
  2. Активным: избирать.

 

Какие принципы мы должны соблюсти? (всеобщее, равное, тайное голосование).

Выборы наши будут проходить по смешанной избирательной системе.

Что это значит?

 

Мажоритарная

Пропорциональная

 

                   
   

Смешанная

 
 
 
     
 
 

Один кандидат - большинство голосов

   

Партия - больше 5% голосов избирателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Этап. Выдвижения кандидатов был проведен заранее,

все подписные листы были представлены в избирательную комиссию.

Поэтому начинаем сразу со второго этапа.

II Этап. Предвыборная агитация

Порядок выступления: (проводится жеребьёвка)

< >Вторушин Денис 11в.Пенигина Елена 11б                   партия « Абитуриент прав».Смольникова Татьяна 11в.Быкова Оксана 11б Ользонов Алексей11б                партия «ПСШ».Щеглатов Артём 11 в                 партия «Время перемен».Доверенные лица представляют своих кандидатов, затем кандидаты защищают свои программы. СМИ и избиратели задают кандидатам вопросы. Используется агитационный материал - листовки, плакаты, призывы и т.д..

 

III Этап. Голосование и подведение итогов

Раздаются избирательные бюллетени, ставиться урна для бюллетеней, в работу включаются наблюдатели. После окончания голосования урна вскрывается, и избирательная комиссия начинает подсчёт голосов в присутствии наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.

После подсчёта голосов избирком заполняет протокол по итогам голосования.

Затем председатель комиссии объявляет результаты голосования:

По одномандатному округу большинством голосов победу одержала - Смольникова Татьяна 11в,

По партийным спискам - Щеглатов Артём 11в.

В заключение урока подводятся итоги

Домашнее задание: написать эссе, используя в качестве темы эпиграф к уроку.

Подобные уроки раскрывают способности, возможности детей, прививают избирательную культуру, дают практические навыки участия в избирательном процессе, помогают ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.