Перспективный план по взаимодействию с родителями в адаптационной группе
МКДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области
Перспективный план
по взаимодействию с родителями
в адаптационной группе
Андреева Лариса Андреевна, воспитатель
Лазарева Людмила Михайловна, воспитатель
Пояснительная записка
Цель:
Повышение компетентности родителей, создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Задачи:
-Обеспечить все необходимые условия для облегчения периода адаптации детей в детском саду.
-Обеспечить фронтальное и индивидуальное психолого - педагогическое просвещение родителей.
-Распространять педагогические знания среди родителей.
-Оказать практическую помощь в воспитании детей.
-Способствовать формированию доверительного отношения: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений по решению задач по воспитанию ребёнка.
Область применения:
Перспективный план по взаимодействию с родителями в адаптационной группе, для воспитателей ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- Сплочённость семьи как системы;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Формы и методы реализации:
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.
Традиционные:
|
-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)
-Памятки
-Буклеты
-Родительское собрание
-День открытых дверей
-Консультации (тематические и индивидуальные)
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания
-Семейные праздники (День матери и др.)
-Занятия с участием родителей
-Папки – передвижки
-Выставки совместного творчества
-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа
|
Инновационные
|
Проектная деятельность («Огород на подоконнике»)
Участие во Всероссийских, Региональных, конкурсах
детского творчества
|
Тематическое содержание:
Представлено в виде таблицы, содержащие в себе следующие разделы:
Месяц, наименование мероприятия, цель, ответственные.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
В свободном доступе в сети интернет находятся методические пособия по работе с родителями детей ДОУ разных возрастов. Вопросы, раскрываемые в методических пособиях, затрагивают различные проблемы: дети с ОВЗ, правовая компетентность родителей, и т.д. Методические пособия содержат анкеты для родителей, конспекты родительских собраний, и др.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой проверяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
С целью создания оптимальных условий для всестороннего развития дошкольников, в ДОУ постоянно обновляется предметно-развивающая среда. Этому вопросу в каждой возрастной группе уделяется серьезное внимание.
Перечень использованной литературы:
Перспективный план разработан в соответствии с программой ДОУ и рекомендациями ФОП. Интернет-ресурсы, методическая литература, и т.д.
-
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
-
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
-
Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2007 г.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
в адаптационной группе
Месяц
|
Наименование мероприятия
|
Цель
|
Ответственные
|
Сентябрь
|
1. Анкетирование родителей: «Детский сад глазами родителей», «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ», «Информация о ребенке и семье».
2. Письменные консультации для родителей. Родительские уголки групп:
«Ваш малыш пришел в детский сад», «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
3. Консультации для родителей: «Что должно быть в шкафчике у ребенка в ДОУ», «Как надо подготовиться родителям ребенка к поступлению в детский сад», «Что же сопровождает период адаптации», «Приемы, облегчающие утреннее расставание».
4. Признаки психоэмоционального напряжения у детей.
5. Памятка родителям от детей: «Мы играем и поем, очень весело живем».
6. Организационное родительское собрание «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению».
7. Фото — выставка «Игра - это здорово!»
8. Совместная подготовка к учебному году:
|
Оценить уровень готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.
Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к группе, воспитателям.
Знакомство родителей с образовательными задачами на текущий учебный год.
Психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к условиям ДОУ.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Октябрь
|
1.Консультации для родителей: «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», «Как приучить ребенка к горшку», «Как научить ребенка умываться», «Режим дня и его значение в жизни ребенка».
2. Индивидуальные беседы: «Гигиенические требования к одежде ребёнка».
3. Папка-передвижка «Как одеть ребёнка осенью».
4. Стендовая консультация «Здоровье всему голова».
5. Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду».
6. Оформление проектов: «Волшебный горшочек Кузя», «Мой веселый, звонкий мяч».
7. Проведение субботника по благоустройству детской площадки в ДОУ.
8. Информирование. Памятка для родителей: «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад», «Что делать, если ваш ребёнок кусает других».
|
Помощь ребенку и родителям в процессе адаптации к детскому саду.
Формирование единого подхода к соблюдению режима дня.
Информирование родителей о важности некоторых вопросов, касающихся детей раннего возраста.
Создание наглядно-информационного стенда в виде папки-передвижки, по вопросу как правильно одевать ребенка в осенний период.
Оказание теоретической помощи в воспитании ребёнка.
Формирование единого подхода к сохранению и укреплению здоровья детей.
Помощь родителям сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Ноябрь
|
1. Консультации: «Культурно-гигиенические навыки детей», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
2. Стендовая консультация «Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания».
3. Мастер-класс для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
4. Рекомендации для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе».
5. Клуб вопросов и ответов.
6.Индивидуальные консультации по запросам родителей.
7.Библиотека для родителей: «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома».
8. Оформление проекта: «Я, моя семья и детский сад».
|
Проведение консультации с родителями, имеющей рекомендательный характер по вопросу развития у детей культурно-гигиенических навыков.
Оказание помощи родителям в вопросах развития самостоятельности и навыков самообслуживания.
Дать рекомендации для родителей, по вопросу подвижных игр на свежем воздухе.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Декабрь
|
1. Стендовая консультация: «Наши привычки – привычки наших детей».
2. Конкурс новогодних поделок: «Новогоднее чудо елочка».
3. Консультация: «Как уберечь ребенка от травматизма на прогулке в зимнее время года», «Чем занять ребенка дома на каникулах?», «Если ребенок капризничает и плачет», «Современный семейный досуг».
4. День добрых дел «Снежные постройки нашего участка!»
5. Оформление совместного проекта: «Вот как весело живем».
6. Анкетирование родителей: «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ».
7. Родительское собрание: «Показатели адаптации детей к условиям ДОУ».
8. Советы и рекомендации по запросам родителей.
|
Донести до родителей, что дети отражают жизнь и поведение своих родителей, и что нужно формировать у детей хорошие привычки и желательно на своём примере.
Взаимодействие и сплочённость родителей и детей
Объяснение родителям вопросы травматизма на прогулке в зимнее время и как этого избежать
Дать родителям рекомендации по времяпровождению детей дома.
Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. + эмоции всех участников.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Январь
|
1.Консультация письменная: «Витаминная азбука».
2. Индивидуальные беседы: «Волшебство добрых слов».
3. Консультация стендовая «Почему дети ломают игрушки?», «Современный семейный досуг».
4. Папка – передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи вашего ребенка».
5. Организация, создание и пополнение патриотического уголка (создание семейных альбомов, семейного герба, пополнение картотек).
6.Оформление совместного проекта: «Планета детства».
|
Теоретическое информирование родителей по вопросу необходимых витаминов для детского организма.
Побуждать желание у родителей воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
Теоретическое информирование родителей.
Наглядное информирование родителей о важности и влияния пальчиковых игр на развитие ребёнка.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Февраль
|
1.Консультация стендовая: «Роль отца в воспитании детей», «Как научить ребенка одеваться».
2. Памятка «Как научить ребенка дружить».
3. Консультация — буклет: «Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребенка».
4. Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей: «Творческие пальчиковые игры: с использованием песка, пластилина, красок».
5.Стенгазета: «Мой папа самый-самый».
6. Индивидуальные консультации и беседы с родителями (по запросу)
7. Библиотека для родителей. Выставка книг: «Научиться говорить – это легко».
8. Родительский клуб:
«Ценности воспитания детей раннего возраста».
|
Консультирование родителей по вопросу важности и необходимости участия отца в жизни ребёнка.
Побуждать желание родителей воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
Нацелить родителей к активной, совместной и педагогической правильной работе по воспитанию детей в семье.
Объснение родителям плохоговорящих детей важность использования творческих пальчиковых игр в развитие речи.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Март
|
1. Стенгазета: «Мы - мамины помощники».
2. Консультация для родителей стендовая «Капризы и агрессия», «Развитие предметной деятельности и сенсорное развитие детей раннего возраста».
3. Индивидуальные беседы «Можно, нельзя, надо».
4. Родительское собрание-практикум на тему: «Игра в жизни дошкольника».
5. Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).
6.Памятка: «Болезни раннего возраста и их профилактика».
7. Информационный стенд «Расти здоровым, малыш!».
8. Оформление стенда. Советы медицинской сестры: «Роль витаминов в укреплении здоровья детей».
|
Прививать у детей чуткое и доброжелательное отношение к близким людям. Воспитывать желание совершать добрые поступки.
Теоретическая осведомленность родителей по вопросам капризов и агрессии детей.
Индивидуальная помощь родителям в вопросах: что можно, что нельзя, а что надо.
Обсуждение вопросов, связанных с игровой деятельностью ребенка младшего возраста, повышение родительской компетенции.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Апрель
|
1. Конкурс творческих семейных работ «Мир космоса».
2. Мастер – класс «Наши пальчики играют».
3. Консультация: «Какой труд доступен детям?», «Использование дидактических игр в процессе познавательно-речевого развития детей», «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания».
4. Информационный стенд «Книжки в нашем доме».
5. Папка-передвижка: «Весной гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности прогулок!)
6. Родительский клуб: «Развитие речи детей раннего возраста».
7. Оформление стенда «советы психолога: «Детские страхи или как избавить ребенка от страха».
8. Оформление выставки: «Выходной день с мамой и папой».
|
Взаимодействие и установление тесной взаимосвязи родителей с детьми.
Проведение мастер – класса для родителей, чему научились их дети.
Беседа с родителями о том, как важен труд для детей и какой доступен в младшем дошкольном возрасте.
Предложение рекомендаций, способствующих развитию интереса к чтению детям.
Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческу активность.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|
Май
|
1. Консультация «Оздоровление детей в летнее время», «Врожденное и приобретенное в характере ребенка», «Важность летнего отдыха детям».
2. Беседа с родителями: «Как повлияла данная работа на развитие ребёнка?»
3.Анкетирование родителей: «Успехи детей глазами родителей».
4. Оформление выставки: «Вот какие мы большие!»
5.Памятка «Прогулка на свежем воздухе – залог здоровья!», «Успокаивающие игры».
6.День добрых дел: «Оформление участка для прогулок в летний период».
7. Советы медицинской сестры: «Закаливание летом», «Прогулка – это здорово!»
8. Родительское собрание «Успехи и достижения детей первого года в жизни ДОУ».
|
Проведение консультирования родителей по вопросу правильного оздоровления детей в летнее время.
Организация беседы с родителями, по вопросу влияния проделанной работы за год в развитии ребёнка.
Проведение итогового родительского собрания, подведение итогов учебного года, обсуждение важных текущих вопросов.
Планирование летнего оздоровительного периода.
Теоретическое напоминание родителям вопрос организации прогулок на свежем воздухе.
|
Воспитатели, педагог-психолог, мед.сестра
|