Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118    НАПИСАТЬ НАМ

 

тел. 8-800-100-26-84 

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Летнее чтение с увлечением»
28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Море начинается с причалов…»
05.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Цветочная радуга»
28.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя семья - источник...
20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»

Педагогический проект Тема: Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектно-исследовательской деятельности через танцевальные традиции донского казачества

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Родионово-Несветайского района

«Дом детского творчества»

Педагогический проект

Тема:

Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектно-исследовательской деятельности через танцевальные традиции донского казачества

Номинация:

Проектыпо организации гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях

                                                                                 Выполнила: 

педагог 

                                                                       дополнительного образования 

                                                                      (хореограф) МБУ ДО «ДДТ» 

                                                                   Родионово-Несветайского района

Иванова Майя Радиковна

х. Волошино

2018

Содержание

 

Аннотация………………………………………………………………………………3

Паспорт проекта….………………………………………………………………….…3

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ……………………...….7

Структура занятий………………………………………………………………...……9

Заключение………………………………………………………………………….....12

Список использованных литературных источников………………………………..13

Интернет источники…………………………………………………………………..13

Использованный видеоматериал……………………………………………….…….14

Использованный музыкальный материал…………………………………………...14

Приложения…………………………………………………………………………....15

Аннотация

Данный проект позволит учащимся изучить через танцевальные традиции казачества историю возникновения и культуру предков, заселяющих территории нашего края. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. 

Следует отметить, что введение казачьего танца в учебный план объединения «Аплодис» предполагается только начиная с III этапа программы, так как данный вид танцевального искусства сложный и полностью вытекает из культуры и основных видов жизнедеятельности казачества, однако возможен эксперимент и с детским казачьем танцем, исходя от степени освоения основной программы учащимися.

Реализация проекта даст возможность участникам коллектива с разными природными данными проявить себя в танцевальной деятельности, так как на Дону раньше танцевал и стар, и млад; позволит снять мышечные зажимы, стать более раскрепощенными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает осознавать и смотреть другими глазами на историю местности, в которой он проживает на данном этапе своей жизни.

Паспорт проекта

«О, мудрец, научи меня отличать истину от лжи,

Красоту от безобразия.

Научи меня радости жизни».

Подумал мудрец и научил

Человека… танцевать!

(Восточная притча)

Наименование (тема) проекта

Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектно-исследовательской деятельности через танцевальные традиции донского казачества

Основание для разработки проекта (актуальность)

В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России». 

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. Изучение танцевальной культуры казачества осуществляется во взаимосвязи теоретического и практического материалов. Учебный процесс, постановочная и репетиционная работа в рамках данного плана должны сопровождаться беседой о специфике традиционной культуры казачества, о роли танца в повседневной жизни казаков. Практико-ориентированные занятия по изучению хореографической лексики и манеры исполнения в сочетании с теоретическим материалом позволят обеспечить комплексное изучение культуры казаков, где особое место занимают такие важные на сегодняшний день традиции, как свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др. 

Гипотеза

Можно ли через танцевальные традиции изучить историю возникновения и развития, а также культуру и быт донского казачества

Проблема

Каким образом через танцевальное искусство изучить региональные особенности культуры Донского края

Цель проекта

Определить степень причастности личности обучающегося к культурному наследию Донского края через танцевальные традиции и способствовать ее росту

Задачи проекта

  1. Формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.
  2. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к культурному наследию российского казачества.
  3. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знакомства с танцевальной культурой казачества.
  4. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. 
  5. Обучение пониманию образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества;
  6. Использование всех видов универсальных учебных действий.

Этапы проектно-исследовательской деятельности

  1. Подготовительный этап:
    1. организация 3-х групп;
    2. выявление уровня подготовки обучающихся в изучении данной проблематики (входная диагностика);
    3. анализ научной литературы и изучение существующего педагогического опыта;
    4. планирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
    5. подборка видеоматериала;
    6. подборка музыки;
    7.  мотивирование участников проекта (демонстрация концертов).

2.             Основной этап: 

2.1.          подготовка и представление учащимися презентаций на выбранные темы, обмен знаниями, обобщение информации ;

2.2.           подготовка каждой группой кусочка казачьего танца, обобщение материала в одну единую постановку.

3.                    Завершающий этап:

3.1.       представление полученного продукта проекта;

3.2.       рефлексия;

3.3.       оценка и анализ результативности проектно-исследовательской деятельности школьников (самооценка полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации, экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями);

3.4.       построение планов на дальнейшее развитие данного проекта.

Классификация проекта

творческий

Форма организации детей

групповая (малая группа, большая группа)

Предметная область

межпредметная (история, литература, музыка, фольклор, хореография)

Ресурсы, необходимые для реализации проекта 

- танцевальный зал;

- аппаратура для трансляции музыки  и видео (ноутбук с колонками, мультимедийный проектор, экран);

- музыкальный и  видеоматериалы;

- литература и интернет  издательства по теме проекта;

- материальные затраты для посещения концерта.

Ожидаемые результаты, целевые показатели проекта

(проектный продукт)

Должны знать: 

üособенности танцевальной культуры казаков в историческом контексте; 

üособенности фольклора казачества;
üособенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма. 

Уметь: 

üсознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного аппарата при исполнении танцевальных движений и композиций; 

üобладать пластикой и выразительностью движений в соответствующей народной манере; 

üсвободно и уверенно чувствовать себя на сцене. 

Владеть: 

üнавыком ансамблевого исполнения;
üкультурой общения с партнером по сцене;
üэмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения.  

Продукт проектно-исследовательской деятельности: казачий танец.

Основные исполнители проекта

Участники 3-го года обучения I этапа программы танцевального объединения «Аплодис» (МБУ ДО «ДДТ» Родионово-Несветайского района) (9-13 лет)

Сроки реализации проекта

Краткосрочный (01.11.18 - 01.12.18)

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

 

Подготовитель ный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий

Осведомленность

Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом

Основной этап

Научность

Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

Системность

Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

Структурированность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

Креативность 

(творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности

Завершающий этап

Презентабельность (публичное представление)

Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

       
 

Все критерии предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. 

Таким образом, общее максимальное количество баллов за все критерии – 130. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом.

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов

Количество набранных баллов

Уровень проекта

до 60 баллов 

  Низкий уровень 

60-90 

  Средний уровень 

91-109

  Выше среднего уровня

110-130 

  Высокий уровень

Структура занятий

Структура занятий была обусловлена этапами проектно-исследовательской деятельности.

Занятие №1 (подготовительный этап):

  1. организация 3-х групп – 13 человек были разделены на 3 группы по их желанию;
  2. выявление уровня подготовки обучающихся в изучении данной проблематики (входная диагностика) – детям был предложен опросник на знания историко-бытовых и культурных вопросов, касающихся Донского края и донского казачества, который показал, что у детей выше среднего уровень знания данной проблематики (см. приложение 1) ;
  3. анализ научной литературы и изучение существующего педагогического опыта – см. список использованной литературы;
  4. планирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся – ребятам было предложено по группам заполнить форму по методике «Семь мы», которая определила гипотезу, цели, тему и задачи проектно-исследовательской работы (см. приложение 2)  ;
  5. подборка видеоматериала – за множество лет мною был собран материал по казачьему танцу, который, к сожалению отсутствует в открытом доступе, поэтому я с большим удовольствием предоставила его ребятам (см. список использованного видеоматериала);
  6. подборка музыки – казачий танец очень многогранный, поэтому и музыкальный материал тоже очень разнообразный; возможно использовать как инструментальное, так и вокально-инструментальное исполнение казачьих песен, а также акапельное пение (см. список использованных музыкальных материалов);
  7. мотивирование участников проекта (демонстрация концертов) – 26 ноября 2018 года группа участников проекта посетили незабываемый концерт Ансамбля песни и пляски «Донские казаки» им. А. Квасова, на котором некоторые ребята впервые услышали и увидели настоящий казачий фольклор. Мальчики были потрясены мужской ролью в казачьем танце, их трюками, навыками владения боевым оружием. Девочки, в свою очередь, обратили внимание на технику вращений и дробушек. Ребята все были в восторге от артистической составляющей ансамбля, то, как они с легкостью понимают тему танца и «настроение» истории. Организаторы концерта, увидав неподдельный интерес и восторг у ребят из «Аплодиса», впустили их единственных в антракте в балетный класс и музей Ансамбля, где представлена историческая коллекция из старинных фотографий, наград, афиш, элементов костюмов и др. Ребята дождались выхода артистов к зрителям и получили автографы и фото на память с ними. Всё вышеперечисленное естественно лучшим образом замотивировало ребят на участие в данном проекте, поставив перед ними проблему – мы не знаем историю казачества и его традиции; а через танцевальные традиции, с которыми мы начали знакомиться на концерте, можно изучить данные вопросы.

Занятие №2, №3, №4 (основнойэтап) 

  1. подготовка и представление учащимися презентаций на выбранные темы, обмен знаниями, обобщение информации – каждая группа выбрала тему доклада и вела над ним работу, но на защиту ребята решили объединиться, представив в одной общей презентации свои исследования и выводы, тем самым продемонстрировав понимания общности дела, которым они занимаются на данном этапе; участники проекта узнали очень много нового и интересного о своих предках, особенно всех развеселила, когда одна из групп предоставила словарь казачьих терминов, в которых дети узнали много известного, ведь некоторые фразы до сих пор бытуют в семьях;  далее ребятам было предложено нарисовать интерактивную карту, в центре которого находился «казачий танец», тем самым участники проекта структурировали все полученные ими знания и двинулись дальше;
  2.  подготовка каждой группой кусочка казачьего танца обобщение материала в одну единую постановку – просмотрев видео материал, прочитав записи казачьих танцев, ребята не только выявили региональные особенности танцевальных традиций (мелкие, интересные, сложные дробушки и проступи, сильные и мощные мужские хлопушки и трюки и т.д.), но и увидели составляющие всей хореографической лексики казачьего танца (они состоят из тех же базовых движений и композиций, которые мы изучаем на классах народно-сценического танца). Очень удивило, что ребята не раз обращали свое внимание на форму преподнесения элементарных упражнений, которые благодаря этому выглядят широко, вольно, по-казачьи. Затем ребята должны были принять решение о том, какой именно казачий танец они будут ставить. Они выбрали «Станичную кадриль», причем все группы приняли одно и тоже решение, не сговариваясь, но потом придумали выход из данной ситуации – так как кадриль танцуется по фигурам, то они разделили танец на три части и по-очереди сменяли друг друга после определенной фигуры. 

Занятие №5 (завершающий этап):

  1. представление полученного продукта проекта – ребята на сцене Волошинского СДК представили труды своего творчества;
  2. рефлексия– ребята поделились своими мыслями о том, что было интересно, что было сложно (устно и письменно) (см. приложение 3);
  3. оценка и анализ результативности проектно-исследовательской  деятельности школьников (самооценка полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации, экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями) – участники проекта оценили сами свою работу, а потом руководитель проекта обозначил свою оценку, исходя из критериев, которые были представлены выше. Как результат вышло, что каждая группа получила высокий средний бал (119-123б.) (см. приложение 4);
  4. построение планов на дальнейшее развитие данного проекта – участники проекта и одновременно учащиеся 3-го года обучения I этапа танцевального объединения «Аплодис» высказали единогласно желание дальше изучать данный вопрос и решили к маю месяца 2019 года поставить танцевальную картинку по произведениям М. Шолохова.

Заключение

Для достижения поставленной цели – определение степени причастности личности обучающегося к культурному наследию Донского края через танцевальные традиции -были изучены теоретические основы казачьей культуры, а именно история возникновения и развития казачества в России, его традиции, быт. Росту этой степени способствовали все запланированные этапы проектно-исследовательской деятельности, все поставленные задачи выполнены. А выдвинутая гипотеза - можно ли через танцевальные традиции изучить историю возникновения и развития, а также культуру и быт донского казачества – полностью подтвердилась в ходе исследования, что в свою очередь также поспособствовало развитию творческого потенциала учащихся, формированию нравственно-эстетических и патриотических идеалов личности обучающегося.

Список использованных литературных источников

  1. Методическое пособие для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области «Донская культура как историческое явление. Характерные особенности донского казачьего танца. В.А.Колесникова 2010 г.
  2. Астапенко М. История донского казачества. – Ростов/н/Д: «Менада», 2002.
  3. Гордеев А. А. «Золотая орда и зарождение казачества», «Страстной бульвар». – М., 1991.
  4. Донской народный костюм. – Ростов/н/Д: Ростовское книжное издательство, 1986.
  5. Зикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца.  Часть I. – Орел, 1999.
  6. Казаки (под редакцией Б. А. Алмазова). – Санкт-Петербург: «Золотой век», «Диамант», 1999.
  7. Казачий Дон. Очерки истории, часть II(научный редактор кандидат исторических наук Скорик А. П.). – Ростов/н/Д: Издательство Ростовского ОБЛИУУ, 1995.
  8. Хороши вечера на Дону. Репертуарный сборник. – Ростов/н/Д: Ростовское книжное издательство, 1972.
  9. Ю. Н. Круглов «Многоликий мир казачества» – Ростов/н/ Дону

10.Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. No7. 

11.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004. 

12.Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976. 

13.Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М., 1983. 

14.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003. 

Интернет источники

  1. http://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html
  2. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0. html 
  3. http://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii

Использованныйвидеоматериал

  1. Мастер-класс Л.С.Давыдова «Казачий танец» 2009 г.
  2. Мастер-класс «Донской казачий танец» ОДНТ 2015 г.
  3. Методическое пособие для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области «Донская культура как историческое явление. Характерные особенности донского казачьего танца. В.А.Колесникова 2010 г. («Казачья свадьба» вокально-хореографическая композиция на Шолоховском фестивале в ст. Вешенская)
  4. Методические рекомендации для руководителей самодеятельных хореографических коллективов народного танца Ростовской области «Народный танец – сохранение традиций» 2014 г.
  5. Традиционная казачья кадриль – видеорекомендации. ОДНТ 2013 г.
  6. Видео концертов Ансамбля песни и пляски «Донские казаки» им. А.Квасова и «Легенда»
  7. музыкальный материал

Музыка Ансамбля песни и пляски «Донские казаки» им. А.Квасова, «Легенда», «Криница», «Вольница»

Приложение 1

Опросник

Входной мониторинг

1.Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

2.С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

3.Какой сын является кормильцем родителей?

4.4.Скольколет служил казак в войске?

5.Что было первыми пеленками для ребенка?

6.Зачем отцу на крестинах давали есть “горькую кашу”?

7..Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

8.. Дарили ли мальчикам подарки?

9.Как назывался законодательный и исполнительный орган у казаков?

10.Писатели Донские? Перечислите

11.Назовите хотя бы один предмет донского казака и казачки

Приложение 2

Методика «Семь мы»

  • Мы озабочены….. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание)
  • Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
  • Мы ожидаем … (дается описание предполагаемых целей – результатов)
  • Мы предполагаем …. (представляются идеи, гипотезы)
  • Мы намереваемся … (контекст действий, планируемых поэтапно)
  • Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
  • Мы обращаемся за поддержкой … (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

Приложение 3

Рефлексия по результатам выполнения  проекта

Фамилия, имя____________________________________________________

Название проекта_________________________________________________

Почему я начал работу над проектом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего я работал над проектом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой продукт я хотел  получить?

__________________________________________________________________

Как я работал над проектом:

Какой продукт я получил в результате работы над проектом?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового я узнал, чему научился?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои впечатления от работы над проектом_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

План проектно-исследовательской деятельности

Группа №____

Этапы проекта

Трудности, меры преодоления

Срок сдачи по плану

Срок сдачи

реальный

Само

оценка

Оценка учителя