Педагогический проект: «Птичья столовая» (для детей старшего дошкольного возраста)
МАДОУ "Детский сад № 3" г. Березники
Педагогический проект: «Птичья столовая» (для детей старшего дошкольного возраста)
Шумилина Вероника Викторовна
воспитатель
Актуальность.
Одним из актуальных вопросов современности является взаимоотношение человека с природой. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, а также формирование экологической культуры, поэтому так важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
В ходе образовательно – воспитательной работы выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зимующих птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Поэтому мы и решили реализовать проект «Птичья столовая». Мы надеемся, что с помощью проекта расширим и углубим знания детей о зимующих птицах.
Описание проекта.
Название проекта: «Птичья столовая».
Тип проекта: Информационно – познавательный.
Масштаб проекта: Октябрь - Апрель 2016 г. – 2017 г.
Цель:
- Формирование у старших дошкольников элементарных экологических знаний на основе многообразия пернатых обитателях нашего края.
Задачи:
- Формировать умение: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, *
- Расширять знания о зимующих птицах;
- Совершенствовать связную речь дошкольников, используя разнообразные методы по составлению рассказов;
- Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
- Формировать желание беречь и заботиться о братьях наших меньших;
- Повысить уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникативно – личностное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Речевое развитие
Предполагаемый результат:
- Расширение кругозора детей о зимующих птицах4
- Пополнение предметно – развивающей среды;
- Развитие у детей любознательности, наблюдательности, творческих способностей, познавательной активности;
- Приобщение детей и родителей к помощи птицам в холодное и голодное время года.
Презентация проекта на заседании педагогического совета.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный:
- Подбор и изучение методической, научно – популярной и художественной литературы по теме;
- Определение проблемы;
- Продумана тематика детской деятельности;
- Составлен план работы над проектом «Птичья столовая»:
- Продумана работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта,
2 этап: Основной:
- Подбор и чтение художественной литературы (стихи, загадки, познавательные рассказы, повести и т.д.) о зимующих птицах;
- Беседы:
- Птицы, какие они?
- Почему птиц стало меньше?
- Пернатые друзья.
- Покормим птиц – кто что любит.
- Пернатые обитатели зимнего парка.
- Кормушки для пичужки.
- Строение птиц.
- Разрешение проблемных ситуаций:
- Чтобы вы сделали, если бы увидели…
- Чтобы вы сказали, если бы увидели…
- Игры:
- Пальчиковые игры:
- «Птичка летает»:
- «Воробушки»;
- «Птички в гнезде»;
- «Совушка – сова».
- Дидактические игры:
- «Третий лишний»:
- «Назови ласково
- «Угадай по описанию»:
- «Раздели на перелётных и зимующих»;
- «Составь пазлы»:
- «Найди птицу по графу;
- «Кольца Луллия» «Кто что любит».
- «Яйцо – птенец – взрослая птица»:
- «Перелётные птицы».
- Подвижные игры:
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Гуси – лебеди»;
- «Лиса в курятнике»;
- «Птички икошка»;
- «Коршун и наседка»:
- «Птички в гнёздах»;
- «Совушка».
- Экспериментальная деятельность:
- «В воде купался да сух остался»»
- «Что дальше улетит»;
- «Узнай на ощупь перо птицы»:
- «Рассматривание птичьих следов».
- Работа с художественной литературой:
- Чтение:
- Сказка В. Даля «Ворона»;
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
- В. Берестов «Птицы»;
- М Львовский «Голуби»;
- Е, Жданова «Воробей»;
- Н. Соболева «Здравствуй, милая ворона»;
- Е. Бородин «Свиристели»;
- О. Счастливая «Желтогрудая ворона»;
- С. Чёрный «Галчата»;
- Н. Тарасова «Сорока – воровка»;
- А. Говоров «Снегири»;
- М. Горький «Воробьишко»;
- В. Бианки «Сова».
- Разучивание поговорок и загадок о птицах.
- Целевые прогулки:
- Развешивание кормушек;
- Наблюдение за зимующими птицами;
- Наблюдение «Кто прилетит на кормушку»:
- Покорми зимующих птиц;
- Развешивание плакатов «Берегите птиц» на подъездах домов.
- Совместная деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка):
- Волшебный птичий хоровод;
- Птицы на кормушке;
- Вороны на кочёвке;
- Снегири как розовые яблоки;
- Птичка прилетела, на окошко села;
- Сорока – воровка;
- Конструирование кормушки из бумаги.
- Самостоятельна деятельность детей:
- Построй кормушку из строительного материала;
- Раскраски «Зимующие птицы»;
- Шаблоны «Птицы»;
- Обведи птицу по точкам;
- Лабиринты «Помоги птичке»;
- Танграм «Собери птичку»;
- Рисование и лепка «Нарисуй, слепи по схеме»;
- Рассматривание альбома «Зимующие птицы»;
- Работа с родителями:
- Создание информационного поля по теме проекта:
- Материал в родительский уголок «Наблюдаем, учимся, заботимся».
Цель:
Используя познавательную информацию о зимующих птицах нашего края, привлечь родителей для совместного труда с детьми и воспитателями по заготовке корма и изготовлению кормушек и скворечников.
Способствовать формированию чувства сопричастности к природе, активной позиции в решении элементарных экологических проблем родного края.
- Папка – передвижка «Знаете ли вы…»
Цель:
Познакомить родителей с некоторыми особенностями поведения пернатых жителей нашего города – «Зачем чирикает воробей».
- Консультация «Как изготовить кормушку».
- Фото – стенд для родителей «Зимующие птицы».
- Заготовка корма для птиц с привлечением детей и родителей.
- Акция «Кормушка для пичужки».
- Конкурс плакатов «Берегите птиц!»
-Показ развлечения «Зимующие гости»
3 этап. Заключительный.
Открытый показ занятий
- «Зимующие гости»;
- «Прилетайте в гости к нам».
Вывод:
- У детей появилось заботливое отношение к птицам (каждый день, собираясь на прогулку, дети напоминали, что надо взять корм для птиц)
- Повысилась познавательная активность, любознательность
- В ходе работы над проектом пополнилась развивающая среда:
- Изготовлен лепбук «Зимующие птицы»;
- Пополнены картотеки :
- Наблюдение за птицами;
- Пальчиковые игры;
- Подвижные игры;
- Стихи о птицах;
- Загадки, пословицы, поговорки;
- Виды кормушек.
Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва 2014 г.
- «Ознакомление с природой в детском саду». Москва 2015 г.
- С. Н. Николаева. Порционная программа «Юный эколог».
Москва 2016 г.
- Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Москва 2005 г.
- Л. П. Молодова. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию». Минск 2004 г.
- Л. И. Грехова «В союзе с природой». Методическое пособие.
Москва – Ставрополь 2002 г.
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2003 г.
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы».