Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников. Профессия «инженер - робототехник»

МДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Московская область, г. Электросталь

 

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников.

Профессия «инженер - робототехник»

 

Минибаева Светлана Викторовна

воспитатель

 

Актуальность проекта: реализация инновационного проекта по ранней профориентации дошкольников «Шаг в будущее» предполагает для детей подготовительной группы профессиональное информирование, развитие и воспитание при ознакомлении с профессиями будущего. Одной из таких профессий «инженер-робототехник», является самым перспективным направлением инженерии — создание и обслуживание роботов.

Данный проект помогает организовать деятельность дошкольников, направленную на развитие технического творчества, которое способствует формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Цель: создание условий для развития детского научно-технического творчества , представление  о робототехники и о роботах, которые уже нас окружают, познакомить с профессиями будущего.

Задачи проекта:

- профессиональное информирование: расширять представления детей о труде людей инженерных, технических профессий; познакомить с историей роботов и робототехники; создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения дошкольниками моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей и их частичное программирование.

- профессиональное развитие: формирование надпрофессиональных навыков:

  • Системное мышление  (умение определять сложные системы и работать с ними.  В том числе системная инженерия).
  • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Программирование  -  Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
  • Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

-профессиональное воспитание: воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, самостоятельность; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах.

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (один месяц)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Планируемый результат:

 для детей:

  • Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве имеют навыки работы с различными источниками информации.
  • Дошкольники овладели разными формами и видами творческо-технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике, научились различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Сформированы умения работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи; довести решение задачи до готовности модели.
  • Сформированы умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
  • Сформирован устойчивый интерес к робототехнике.
  • Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов исследовательской и проектной деятельности.

для родителей:

  • повышена заинтересованность родителей в ранней профориентации их детей;
  • домашнее задание: вместе с детьми изготовить костюм или макет роботов.

Особенность данного проекта заключается в инновационной системе познавательного развития дошкольников: в практико-ориентированном подходе к формированию целостной картины мира на основе робототехники. Проект помогает обеспечить соответствующие условия для технического развития детей старшего дошкольного возраста, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.

Этапы проекта

I этап (организационный):

1. Методическое обеспечение: разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, выбор технологий.

2. Подготовка дидактического материала (атлас новых профессий, презентация «Роботы в жизни человека», «История робототехники»), художественная литература (А.Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А.Азимов « Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка « Город роботов»).

3.Создание РППС (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ), оборудование для сюжетно-ролевых игр (бросовый материал, изготовление СУПЕРРОБОТА).

4. Взаимодействие с родителями по реализации проекта: домашнее задание – создать робота и представить (подготовка к дефиле роботов).

II этап (практический): реализация тематического плана через организацию организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

ДАТА

ООД

совместная и самостоятельная деятельность

взаимодействие с родителями

 

 «Роботы – кто это?».

Познавательное развитие: знакомство с профессией «инженер-робототехник» атлас новых профессий; презентация «Роботы в жизни человека».

Худ.эстетическое развитие: «Роботы для каждого».

Конструктивно-модельная деятельность: робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ.

 «Мой робот».

«Дефиле роботов».

Беседа о роботах.

 Сбор материала о

роботах помощниках. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему  «Роботы помощники».

Чтение художественной литературы А.Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А.Азимов « Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка « Город роботов».

Сборка СУПЕРРОБОТА.

Сюжетно-ролевые игры: «Инженеры-конструкторы», «Программисты», «Я – робот».

Выставка роботов «Robotics-Expo». Изготовление роботов помощников из бросового материала, совместно с родителями.

III. Заключительный этап.

Продукты проекта:

Конструирование роботов (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ приложение 1).

Конспекты занятий (приложение 2).

Сборка модели суперробота (приложение 3).

Мероприятие «Дефиле роботов» (приложение 4).

СУПЕРРОБОТ «ЭМИ», костюмы и модели роботов из бросового материала.

Вывод:

Дети много узнали о роботах,  получили заряд положительной энергии. Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, изучение информации в интернете, чтение книг (при помощи взрослого) дало детям возможность изучить и сравнить предназначение роботов и человека. Дети выяснили, что роботы бывают разными: механические, биороботы, нанороботы. Исследование подвело их к выводу, что роботов придумал человек для облегчения своего труда. Более тесное знакомство с робототехникой вызвало у детей еще большее стремление к конструированию, это первый шаг к будущим профессиям.

Научились:

  • работать в команде;
  • создавать схемы-проекты своих идей;
  • презентовать свои проекты;
  • делать сюжетные постройки из конструктора и бросового материала;

Приобрели:

  • навыки в решении изобретательских, технических задач в процессе конструирования;
  • необходимые знания и умения для конструирования и сборки моделей из образовательного робототехнического конструктора ТЕХНОЛАБ.

Список литературы:

  1. Атлас профессий будущего.
  2. Методические рекомендации «Образовательный робототехнический модуль «ТЕХНОЛАБ», Д.А.Каширин, А.А.Каширина.
  3. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEM – лаборатория», Е.А.Беляк.
  4. Интернет – ресурсы.

Приложение 1

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности «Собираем фотоаппарат».

Задачи обучения и развития детей:

Образовательные: формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения; о работе с технологической картой.

Коррекционно-развивающие: развитие слухового и зрительного внимания и памяти; связной речи; развитие логического мышления; развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Воспитательные: формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Материалы и оборудование: мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран), робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ, технологическая карта.

Вводная часть:

Фотография помогает запечатлеть события или явления, вспомнить прошлое. Без фотографии не могут обойтись в работе люди самых разных профессий: фотографы, а также ученые, инженеры, картографы.

Фотоаппарат – это устройство для фотографической съемки. Когда ты делаешь снимок, свет отражается от предмета, который ты хочешь заснять, проходит через линзы фотоаппарата и попадает на специальное устройство – матрицу, и на ней появляется изображение сфотографированного предмета.

Основная часть:

Знакомство с прибором «Фотоаппарат»: принцип работы, основные элементы. Также рассматриваются дополнительные элементы для фотоаппарата: фотовспышка и штатив.

Далее дети самостоятельно конструируют модель фотоаппарата по технологической карте. При проектировании обратите внимание детей на элементы основных геометрических форм, которые используются в конструкции.

После конструирования модели фотоаппарата предложить детям ответить на несколько вопросов:

  • Сравни свою модель с картинкой!
  • В чем сходство? В чем отличия?
  • Для какой профессии может понадобиться фотоаппарат?
  • Расскажи, как ты будешь его использовать?
  • Что ты любишь фотографировать?

Вопросы на расширение технического кругозора дошкольников:

  1. Как можно соединить уголки (уголковые профили), чтобы:
  2. Удлинить уголок (что лучше: внахлестку или встык с накладкой?);
  3. 3 уголка, сходясь в одной точке, образовали вершину мачты или форму пирамиды, призмы;
  4. 4 уголка, сходясь в одной точке, образовали вершину пирамиды (мачты)?

Заключительная часть:

Модели фотоаппаратов понравились ребятам, и они примерили на себя роль фотографов.

Приложение 2

Конспект занятия

«Роботы – кто это?»

Цель: овладение новыми знаниями, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Задачи:

  • Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека.
  • Сформировать навык задания команд и проверки их выполнения.
  • Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом.

Материалы: листы бумаги, карандаши, игрушки – роботы.

Вводная беседа:

Ребята, у каждого человека есть семья, другие родственники, друзья – это все мы, человечество! У людей есть помощники, которых люди сделали себе сами, - роботы! Роботы – кто это? Нужны ли нам роботы? Зачем? Чем мы отличаемся друг от друга? Где роботы могут работать? Кто кому помощник? Кто главный? На кого роботы бывают похожи? Что роботы едят? Они умные? Как они становятся умными? Кто делает роботов? Как называются люди, которые создают роботов? Кто такие программисты? А мы с вами можем программировать?

Основная часть:

Ребята, сегодня мы с вами поиграем. Для робота у нас есть команды: шаг, стоп, повернись направо, повернись налево, хлопай в ладоши. Сейчас мы попробуем поиграть и посмотрим, как вы справитесь с этим заданием.

Игра «Я робот».

Цели игры: поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Практический этап:

Дети играют поочередно в парах: один ребенок – робот, выполняющий команды, второй -  программист, создающий программу действий для робота.

Примерные пошаговые команды роботу:

Шаг, шаг, повернись направо, стоп.

Пары выполняют по одному из заданий, приведенных в списке ниже, потом меняются местами и выполняют аналогичное задание.

Список заданий:

  • Робот знает 2 команды: стоп, шаг. Задание дойти до игрушки (3-5 шагов). Проверить результат. Исправить ошибки.
  • Робот знает 3 команды: стоп, шаг, повернись направо. Задание: дойти до одной, потом до второй игрушки с поворотом (5-10 шагов, поворот). Проверить результат. Исправить ошибки.
  • Робот знает 3 команды: стоп, шаг, повернись налево. Задание: дойти до одной, потом до второй игрушки с поворотом (5-10 шагов, поворот). Проверить результат. Исправить ошибки.
  • Робот знает 5 команд: стой, шагай, повернись направо, повернись налево, хлопай в ладоши. Задание: дойти до игрушки, хлопни в ладоши, потом дойти до второй игрушки, хлопни в ладоши (5-10 шагов, поворот). Проверить результат. Исправить ошибки.

Рефлексивно-оценочный этап (обогащение активного словаря): Ребята, кто такие роботы? Роботы – это помощники человека, которыми сам человек и управляет.

Заключительная часть:

Сегодня мы познакомились с роботом. Ребята, давайте все вместе нарисуем суперробота!

Варианты вопросов для обсуждения: что должно быть у робота?

  • Должна ли быть у суперробота голова? Если да, то какая?
  • Должны ли быть у робота глаза? Если да, то сколько? Какие у суперробота глаза?
  • Как передвигается суперробот? На ногах, колесах, лыжах?
  • Из чего сделан суперробот? Из металла, стекла, бумаги, досок и т.д.?

Конспект занятия

«Роботы для каждого».

Цель: формирование познавательных интересов ребенка.

Задачи:

  • Развивать творческий подход к формированию базовых компетенций в робототехнике.
  • Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация.
  • Способствовать формированию логического и креативного мышления.

Материалы: листы бумаги А5, листы А4, карандаши, фломастеры.

Вводная беседа:

Ребята, роботы разные нужны и роботы разные важны! Сегодня мы с вами будем придумывать роботов для всех и каждого! Давайте обсудим, какие роботы могут быть.

Варианты вопросов для обсуждения:

  • Кому нужны роботы?
  • Какие нужны роботы: всем одинаковые или разные?
  • Нужен ли воспитателю робот-помощник? Зачем?
  • Нужен ли доктору робот-помощник? Зачем?
  • Нужен ли космонавту робот-помощник? Зачем?

Основная часть:

Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Ребята, давайте поработаем сегодня в качестве конструкторского бюро и будем, как настоящие инженеры-конструкторы, конструировать роботов. Давайте выберем 1 профессию из 3, где роботы, как мы уже обсудили, нужны (воспитатель, доктор, космонавт). Предлагаю покорить новые высоты в конструкторском творчестве! Проведем мозговой штурм – такой метод решения проблемы, когда все предлагают как можно больше вариантов решений, даже самых фантастических! Давайте попробуем предложить свои варианты конструкции робота, а потом выберем самые полезные конструкторские решения и спроектируем суперробота!

Практический этап:

  • Провести с детьми выбор 1 профессии из 3 (воспитатель, доктор, космонавт).
  • Раздать детям листы бумаги и простые карандаши.
  • По заданному алгоритму провести мозговой штурм по проектированию робота для выбранной профессии.

Алгоритм проведения мозгового штурма:

  • Воспитатель называет выбранную профессию, для которой создаем робота.
  • Дети рисуют свои варианты робота, подбирая по собственному мнению наиболее полезные детали его конструкции. Воспитатель руководит процессом рисования, помогая акцентировать внимание детей на важных этапах работы, дает детям пояснения:

Выберите размер робота: больше человека, меньше человека.

Нарисуйте основную часть (тело), внутри которой будут находиться все механизмы, электроника, питание (батарейки и т.п.).

Решите, нужны вашему роботу ноги или нет? Если нужны, то сколько их нужно, как они выглядят?

Решите, нужны вашему роботу руки или нет? Если нужны, то сколько их нужно, как они выглядят где расположены (спереди, сзади, со всех сторон)?

Решите, нужна вашему роботу голова или нет? Если нужна, то как она должна выглядеть?

Решите, нужны вашему роботу глаза? Если нужны, то сколько их, где они расположены?

  • Когда роботы нарисованы, воспитатель собирает эскизы и, поочередно показывая каждый рисунок, обсуждает с детьми функциональность нарисованных частей роботов, выделяя и обводя фломастером наиболее интересные и полезные.
  • Затем воспитатель на листе А5 схематично рисует сборного робота на основе отмеченных деталей из детских эскизов, поясняя свои действия.
  • Воспитатель представляет детям схематично изображенного сборного робота для рассматриваемой профессии.

Рефлексивно-оценочный этап (обогащение активного словаря):

Ребята, вспомните, что такое мозговой штурм? Мозговой штурм – творческий метод решения проблемы, когда все участники штурма предлагают как можно больше вариантов решений, даже самых фантастических!

Заключительная часть:

Ребята, у нас есть эскиз суперробота (результат нашего мозгового штурма).

Приложение 3

Сборка модели суперробота «ЭМИ».

На этом этапе вместе с детьми мы начали работу по сборке модели робота – помощника, для выбранной профессии воспитатель. За помощью по подбору материала обратились к родителям. Подготовили бросовый материал, разные детали, подходящие для робота. Ребята дали роботу имя «ЭМИ».

Описание модели суперробота:

  • Размер робота – ростом с ребенка.
  • Тело и голова из картонных коробок, обклеенных цветной бумагой.
  • Ноги и руки из пластиковых труб.
  • Закреплён на основании ДСП, на колесах, для удобства передвижения.
  • Спереди три кнопки управления: красная – энергия, синяя – музыка, зеленая – игра.
  • На голове установлен декоративный светильник и антенны, для зарядки энергией.
  • Сверху туловища закрепляется USB-колонка, для музыкальных пауз.

В итоге получился робот-помощник воспитателя, с которым дети с удовольствием играют.

Приложение 4

«Дефиле роботов».

Цели:

популяризация технического творчества среди детей и их родителей.

Задачи:

  • Выявление и развитие творческого потенциала и способностей дошкольников в моделировании роботов с использованием различного материала.
  • Стимулирование активности родителей воспитанников и включение их в воспитательно-образовательный процесс, пропаганда и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия семьи и детского сада, предоставление возможности решать задачи освоения новых образовательных технологий.

Предварительная работа: была проведена совместная работа с детьми и родителями. Мы с детьми побеседовали о роботах. В ходе беседы выяснилось, что многие дети знают роботов из мультфильмов и из компьютерных игр. Наводящими вопросами, мы заинтересовали детей узнать о роботах помощниках людей. Показали им презентацию «Роботы в жизни человека». Дети заинтересовались данной проблемой. Рассмотрев разных роботов помощников, рассказали, что оказывается, у них дома тоже есть простые роботы, которые помогают маме в уборке квартиры.

В связи с возникшим интересом семьи воспитанников получили домашнее задание – создать робота, изготовленного из любого материала (бумага, картон, фольга, металл, пластмасса, ткань и др.).

Вводная часть:

Ребята, будущее нашей страны – за роботами-помощниками. Давайте обсудим, какие они, роботы будущего? Как они помогут человеку?

Вопросы для обсуждения:

  • Как роботы будут выглядеть в будущем?
  • В чем они могут нам помогать?
  • Из чего они будут сделаны?
  • Насколько быстрые они будут в работе?

Основная часть:

Ребята, предлагаю каждому представить модель своего робота, по алгоритму:

  • Для чего робот создан;
  • Как он устроен;
  • Из чего он сделан;
  • Какие у него возможности;
  • Как робота можно усовершенствовать.

Юные изобретатели показали и рассказали о своих роботах-помощниках. Одни придумали костюмы: «Бьюти-робот», «Робот-горничная», «Аниматор-инопланетянин». Другие представили модели роботов из бросового материала: «Косморобот», который заправляет топливом космические корабли; робот «Валли» и «Скейтч» из мультфильмов; «Хроник» - для хранения семейных ценностей; «Винтик» - папин помощник и робот «Мороз», собирает не нужные вещи, перерабатывает и превращает в полезные.

Заключительная часть:

Ребята, у вас получились необыкновенные роботы.