Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Живи в веках, моя Россия!»
МБДОУ «Михайловский детский сад №1» Алтайского края
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Живи в веках, моя Россия!»
Музыкальный руководитель
1 квалификационная категория
Ельникова Оксана Геннадьевна
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.
Срок реализации: сентябрь - май.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием России;
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Актуальность:
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Формы и методы работы:
Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, совместная с родителями деятельность);
Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- привлечения родителей к проведению занятий (участие в проведении занятия по лепке дымковских игрушек, рассказ и показ как мастерят настоящие глиняные игрушки);
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- предоставления родителями фотографий участников ВОВ , альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
- участия родителей в прогулках и экскурсиях;
- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;
- участия в создании «Книги народной мудрости» - дети вместе с родителями выражают в рисунках содержание русских народных пословиц;
- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).
Ожидаемый результат проектной деятельности
- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;
- развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре,
- развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом:
I. Запуск проекта: анкетирование, беседы.
II. Планирование проекта:
1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы и воспитатели.
2. Планирование мероприятий.
III. Выполнение проекта:
В ходе работы выполняются все пункты проекта, и анализируются результаты с последующими выводами.
IV. Подведение итогов:
Оценка результатов работы всех участников проекта.
Перспективный план проекта
Сентябрь
«История возникновения Руси»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории
Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».
Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», « Славяне – ремесленники и творцы».
Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.
Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».
Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», « Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара».
Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».
Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».
Рисование «Славяне – гончары».
Конструирование: создание укреплений деревянного города.
Лепка «Корабли древних славян».
Октябрь
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Чтение былинных и сказочных произведений.
Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.
Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».
Рисование на тему «На заставе богатырской».
Создание альбома «Богатыри Древней Руси».
Коллективная аппликация «Древняя крепость».
Конструирование - поселение древних славян.
Работа с родителями: макет «Богатырская застава»,
создание библиотеки «Защитники Отечества».
Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.
Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.
Занятие «Богатырская Русь» Цель: закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.
Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».
Ноябрь
«Великие князья Руси»
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.
Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.
Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».
Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова « На поле Куликовом».
Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».
Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».
Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».
Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».
Декабрь
«Петр Великий»
Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.
Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».
Беседа «Великие дела великого царя».
Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».
Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».
Сюжетно- ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».
Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
Музыкальная гостиная «Открытие Петром I театральных представлений»
Конструирование (оригами) «Самоходное судно».
Январь
«Полководцы и герои»
Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
Беседа «Бородинская битва».
Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».
Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».
Досуг совместно с родителями « Наука побеждать».
Март
«Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
Занятия по темам: « Деревня – деревянный мир», « Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»
Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».
Создание макета « Русская изба».
Занятие по ручному труду « Кукла – закрутка».
Экскурсия в краеведческий музей.
Развлечение «Праздник русской рубахи».
Апрель
«Народные традиции и промыслы»
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».
Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».
Рассматривание иллюстраций.
Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».
Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
Праздник «Развеселая ярмарка».
Развлечение «Бабушкины посиделки».
Май
«Герои Великой отечественной войны»
Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.
Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
Встреча с участником ВОВ.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.
Просмотр фильма о войне.
Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.
Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».
Беседа о героях, прославивших родной край.
Работа с родителями: создание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину», «Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)
Целевая прогулка по улице названной именем героя войны.
Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».
Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»
Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы
Подготовка выставки-экспозиции: фотоматериалов ко Дню битвы под Москвой, макетов боевых действий ВОВ.
Результат проектной деятельности:
- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;
- сформирован интерес к познанию истории России.