Педагогический проект "Моя дружная семья"
МДОУ "Д/с №28" Республика Коми г. Ухта
Педагогический проект "Моя дружная семья"
Канева Юлиия Анатольевна
Сергеева Наталья Николаевна
воспитатели
Семья- источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Тип проекта: творческий
Вид проекта: групповой.
Место проведения: МДОУ «Д/с № 28», средняя группа № 4.
Сроки проведения: с 19 ноября по 30 ноября 2015 г.
Режим работы: во время и вне непосредственно образовательной деятельности.
Количество участников проекта:
Два воспитателя: Сергеева Наталья Николаевна, Канева Юлия Анатольевна, дети-20 чел., родители- 20 семей.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность реализации проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя, опрос детей в форме беседы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Цель: расширение представлений у детей о семье через организацию различных видов деятельности.
Задачи (в работе с детьми):
Обучающая:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Задачи (в работе с родителями):
Создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
Обогащать детско- родительские отношения.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Проблема:
Дети не имеют достаточный объем знаний о членах своей семьи, о значении семьи в жизни каждого человека.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1. Дети знают членов своей семьи и гордятся ими.
2. Знают историю своей семьи, семейные традиции и праздники.
3. Проявляют отзывчивость, любовь, заботу, внимание к семье.
От родителей:
1. Повышение педагогической культуры и знаний родителей.
2. Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
3. Принятие родителями истины: «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям».
От педагогов:
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Приобретение практического опыта в выборе адекватных методов и форм в работе с каждой семьёй.
Форма проведения:
Работа с детьми:
1. Опрос в форме беседы.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Беседы « Моя дружная семья», «Как я помогаю дома».
5. Рисунки детей на тему «Моя семья», « Я сегодня вот такой».
6. Чтение: стихи, пословицы, загадки о семье.
7. Театрализованная деятельность.
8. Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».
9. Слушание записей песен (диски).
10. Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Работа с родителями:
1. Выставка творческих работ «Герб моей семьи».
2. Выставка-конкурс творческих работ «Имя моего ребёнка».
3. Вернисаж фото-коллаж « Моя семья ».
4. Конкурс поделок - «Наши руки не знают скуки» - совместная деятельность детей и родителей.
5. «Руками пап» (в рамках мероприятия “Мой папа самый лучший!”) изготовление кормушек для птиц.
6. Консультации для родителей.
7. Создание групповой семейной газеты «Папа, мама, я - дружная семья!», «Я для мамы лучший ребёнок!».
8. Групповое родительское собрание «Вечер семейных талантов».
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Подготовительный |
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта - домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы о семье, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок - подбор художественного материала (стихи, загадки, рассказы, пословицы.) педагогами - подбор дидактического и методического оснащения проекта |
2 этап: Практический
|
- НОД - игровые упражнения, игры, инсценировки, чтение по ролям, выставка книг, творческие работы детей - мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта |
3 этап: Заключительный
|
- родительское собрание (присутствует вся семья: мама, папа и ребенок) - выпуск фотогазеты - выставка поделок - отчет о реализации проекта (полученный материал по проекту) - презентация проекта |
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Формы регистрации результата |
Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Моя семья», «Праздники в семейном в кругу».
|
21.11.15 28.11.15 |
Конспект занятия |
Беседы «Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Я для мамы лучший ребенок» |
19.11.15 23.11.15 26.11.15 29.11.15 |
Рисунки детей по теме бесед |
Изобразительная деятельность: «Семейный портрет», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка …»
|
23.11.15 30.11.15 |
Творческий продукт - рисунки
|
Выставка-конкурс творческих работ: «Имя моего ребёнка», «Что в имени моем!»
|
27.11.15 |
Творческий продукт |
Вернисаж фото-коллаж « Моя семья ».
|
20.11.15 |
Выставка фотографий |
Художественное творчество: конструирование «Дом моей мечты», аппликация «Подарок самым любимым», плоскостная лепка «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет папа, пусть всегда буду Я!»
|
19.11.15 22.11.15 28.11.15 |
Творческий продукт, фотографии |
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «День рождения», «Магазин», «Выходной день с мамой»
|
В течение проекта |
Фотографии |
Настольные игры: «Моя квартира», «Чей малыш», «Найди маму», «Все профессии важны», «Наши мамы», «Кому, что нужно для работы» |
В течение проекта |
Фотографии |
Этапы реализации проекта.
I этап.
Постановка проблемы. Подготовительный.
Предложили детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка. дети).
- Назовите, кого вы здесь видите?
- Как можно назвать одним словом?
- Сколько человек в вашей семье? Перечислите.
- А знаете ли вы своих близких родственников?
- Как нужно относиться к членам своей семьи?
Ввод детей в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
А поможет нам в этом разобраться Домовёнок Нафаня (появляется игрушечный Домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта). Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. Нафаня очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. Вместе с ними вы сделаете много интересного: нарисуете герб своей семьи, сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии, а ещё у нас пройдет вечер «Семейных талантов».
Ознакомление родителей.
Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление с планом реализации проекта, с его условиями.
II этап.
Практический
Организация деятельности проекта.
1. НОД. « Моя семья»,
Цель: Формирование представлений о семье.
(см. фото в Приложении № 1)
2. Игровая деятельность.
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке, воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
(см. фото в Приложении № 2)
2. Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
(см. фото в Приложении № 3)
3. Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
3. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
1. Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Агния Барто « Маляр», О.Чусовитина « Самый лучший!».
2. Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
3. Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», « Моя дружная семья»
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семье, загадки.
(см. фото в Приложении № 4)
4. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен о семье.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Красная Шапочка».
(см. фото в Приложении № 5)
5. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Изготовление подарков для мам (аппликация) ; к презентации «Вечер семейных талантов» (рисунки).
(см. фото в Приложении № 6)
6. Опрос детей «Моя семья».
Цель: выявить знания детей о своей семье: имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек.
( см. фото в Приложении № 7)
7. Выставка «Герб моей семьи».
Цель: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе
совместной деятельности.
(см. фото в Приложении № 8)
8. Альбом «Что в имени моем»
Цель: ознакомление детей со значением своего имени, раскрытие индивидуальности.
(см. фото в Приложении № 9)
9. Выставка «Мое имя»
Цель: развитие интереса к своему имени, получение удовлетворения от совместного творчества родителей и детей.
(см. фото в Приложении № 10)
III этап.
1. Родительское собрание (совместно с детьми)
«Вечер семейных талантов».
Цель: повысить интерес к семейным традициям и обычаям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей.
2. Составление семейной газеты «Папа, мама, я – дружная семья» (традиции, увлечения детей и взрослых в будни и праздники).
Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность и значимость в жизни каждого человека, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
(см. фото в Приложении № 11)
3.Мир семейных увлечений.
Выставка «Наши руки не для скуки».
Цель: раскрыть и показать имеющиеся таланты в семье: изготовление поделок, вышивки, вязание, квиллинг, макраме, бисер, и.т.д.
(см. фото в Приложении № 12)
Оценка результатов.
В результате активной творческой работы семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. С особым интересом дети стали отображать в играх взаимодействие и общение членов семьи. Появились новые разнообразные замыслы: «Дом, который построили мы», «Выходной день с мамой и папой», «Дом», «День рождение», «Гости».
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, досуг, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Совместная подготовка к мероприятиям сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришло время для творческих работ. Было много восторгов, многое удивило.
Активность родителей в создании фотогазеты, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Список используемой литературы:
- Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
- Тимофеева М.В., Система сопровождения родителей, Волгоград, 2009
- Осипова Л.Е., Работа ДОУ с семьёй, 2008
- Пазухина И. А., Давай познакомимся, Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2004
- Данилина Т.А., Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРКТИ, 2004
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника.- М.: Просвещение, 1998
- Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. – М.: АКАЛИС, 1998
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей – Ярославль «Академия развития», 2004