Педагогический проект «Ладушки-ладушки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
по речевому развитию
детей второй группы раннего возраста
«Ладушки-ладушки»
(срок реализации 1 год).
Проект разработан воспитателем:
Шаршовой Александрой Ивановной
2016г.
Пояснительная записка
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский.
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Пояснительная записка
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
Проект составлен на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Цели и задачи проекта:
Цели: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность проекта «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Программа проекта предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы и приёмы:
1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание потешек, стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.);
2. Наглядные методы обучения - показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
3. Практические методы обучения - действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.
4. Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.
Возраст детей: 1,5 -3 года
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 мин.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащается активный и пассивный словарь детей;
2. Усваивают малые фольклорные формы (потешки, прибаутки и пр.);
3. Осваивают невербальные средства общения;
4. Умеют выражать свои чувства и понимать чувства других;
5. Становятся более уверенными в себе, умеют преодолевать робость;
6. Проявляют устойчивый интерес к фольклорному материалу, пальчиковым играм.
Средства
1. Словесный материал (картотека малых фольклорных форм)
2. Картотека пальчиковых игр
3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
4. Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)
5. Наглядный материал: игрушки и пр. по тематике малых фольклорных форм.
6. ТСО: магнитофон, аудиозаписи
План работы на год
Месяц |
Тема занятия
|
Сентябрь |
1. Пальчиковая игра «Наши ручки» 2. Потешка «Не плачь, не плачь, детка» 3. Стих «Зайку бросила хозяйка» 4. Прибаутки «На улицеДве курицы |
Октябрь |
5. Пальчиковая игра «Ой, лады, лады, лады» 6. Потешка «Тише, тише, тишина» 7 .Стих«Уронили мишку на пол» 8. Прибаутки «Как у нашего соседа» |
Ноябрь |
9 Пальчиковая игра «Апельсин» 10. Потешка «Го-ро-шинки» 11.Стих«Бычок» 12. Прибаутки «Наш козел-стрекозел» |
Декабрь |
13 Пальчиковая игра «Засолка капусты» 14. Потешка «Тишина у пруда» 15 Стих «Лошадка» 16. Прибаутки «Коза-хлопота» |
Январь |
17 Пальчиковая игра «Варись – варись кашка» 18. Потешка «Вот проснулся петушок» 19 .Стих«Слон» |
Февраль |
20. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит» 21. Потешка «Умница, Катенька» 22.Стих«Мячик» 23. Прибаутки «Петушок, петушок» |
Март |
24 Пальчиковая игра «Блины» 25. Потешка «Вот они, сапожки» 26. Стих«Кораблик» 27. Прибаутки «А лады, лады, лады» |
Апрель |
28 Пальчиковая игра «Моя семья» 29. Потешка «Солнышко, солнышко» 30.Стих «Флажек» 31. Прибаутки «Шило солнышко рубашку» |
Май |
32 Пальчиковая игра «Кролик» 33. Потешка «Здравствуй, ветер озорной» 34. Стих «Барабан» 35. Прибаутки «Собака на кухне пироги печет» |
Месяц |
Число |
Занятие
|
Количество часов |
|
|
Теория |
Практика |
||||
Сентябрь |
7 |
1. Пальчиковая игра «Наши ручки» |
5 |
10 |
|
14 |
2. Потешка «Не плачь, не плачь, детка» |
5 |
10 |
||
21 |
3. Стих «Зайку бросила хозяйка» |
5 |
10 |
||
28 |
4. Прибаутки «На улице Две курицы |
5 |
10 |
||
Октябрь |
5 |
5. Пальчиковая игра «Ой, лады, лады, лады» |
5 |
10 |
|
12 |
6. Потешка «Тише, тише, тишина» |
5 |
10 |
||
19 |
7 .Стих«Уронили мишку на пол» |
5 |
10 |
||
26 |
8. Прибаутки «Как у нашего соседа» |
5 |
10 |
||
Ноябрь |
2 |
9 Пальчиковая игра «Апельсин» |
5 |
10 |
|
9 |
10. Потешка «Го-ро-шинки» |
5 |
10 |
||
16 |
11.Стих«Бычок» |
5 |
10 |
||
23 |
12. Прибаутки «Наш козел-стрекозел» |
5 |
10 |
||
Декабрь |
7 |
13 Пальчиковая игра «Засолка капусты» |
5 |
10 |
|
14 |
14. Потешка «Тишина у пруда» |
5 |
10 |
||
21 |
15 Стих «Лошадка» |
5 |
10 |
||
28 |
16. Прибаутки «Коза-хлопота» |
5 |
10 |
||
Январь |
11 |
17 Пальчиковая игра «Варись – варись кашка» |
5 |
10 |
|
18 |
18. Потешка «Вот проснулся петушок» |
5 |
10 |
||
25 |
19 .Стих«Слон» |
5 |
10 |
||
Февраль |
1 |
20. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит» |
5 |
10 |
|
8 |
21. Потешка «Умница, Катенька» |
5 |
10 |
||
15 |
22.Стих «Мячик» |
5 |
10 |
||
22 |
23. Прибаутки «Петушок, петушок» |
5 |
10 |
||
Март |
1 |
24 Пальчиковая игра «Блины» |
5 |
10 |
|
15 |
25. Потешка «Вот они, сапожки» |
5 |
10 |
||
22 |
26. Стих«Кораблик» |
5 |
10 |
||
29 |
27. Прибаутки «А лады, лады, лады» |
5 |
10 |
||
Апрель |
5 |
28 Пальчиковая игра «Моя семья» |
5 |
10 |
|
12 |
29. Потешка «Солнышко, солнышко» |
5 |
10 |
||
19 |
30.Стих «Флажок» |
5 |
10 |
||
26 |
31. Прибаутки «Шило солнышко рубашку» |
5 |
10 |
||
Май |
10 |
32 Пальчиковая игра «Кролик» |
5 |
10 |
|
17 |
33. Потешка «Здравствуй, ветер озорной» |
5 |
10 |
||
24 |
34. Стих «Барабан» |
5 |
10 |
||
31 |
35. Прибаутки «Собака на кухне пироги печет» |
5 |
10 |
||
Список литературы
1.Примерная программа дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой
2.О.Л.Князева и М.Д.Маханёва “Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 168с.
4.Арушанова, А.Г.,Иванкова, Р.А., Рычагова Е.С. Развивающее общение с детьми 2-3 лет.-М.:Сфера, 2013.-96 с.- (Коммуникация.Истоки)
4. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова, - М., 2004. - 156 с.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
7. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.