Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера дошкольных...
16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Проводим лето в парке»
16.09.2019 г.
Всероссийский фестиваль поделок из овощей, цветов и фруктов «Щедрого лета прощальные дары…»
10.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Вспоминая ушедшее лето…»
09.09.2019 г.
 

Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню Государственного флага Российской...
09.09.2019 г.
Всероссийский конкурс «Мой Город отмечает праздник свой!»
05.09.2019 г.
IV Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

Педагогический проект «Детям о художниках мира» (старший дошкольный возраст)

Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром» Детский сад № 45 Приморский край г. Соликамск

 

Педагогический проект «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

 

Савчук Тамара Ивановна 

воспитатель

 

 

«Детям о художниках мира»

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие в «Детском саду – Доме радости» способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Современное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.

С творчеством великих художников России детей знакомила со старшей группы. Им знакомы репродукции многих картин, в том числе «Витязь на рассвете» (В. М. Васнецова); «Хризантемы» (И. Э. Грабаря); «Дорога во ржи», «Корабельная роща» (И. И. Шишкина). Дети научились понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.

Работу по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства решила продолжить  с детьми подготовительной к школе группы. Подвести их к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства и находятся в художественных музеях. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». И работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.

Возникла идея через проектную деятельность познакомить детей с центром искусствоведческой науки – Государственной Третьяковской галереей, художественным музеем в России, её основателем  - П. М. Третьяковым; с творчеством великих художников России и их гениальными произведениями изобразительного искусства, с целью, сформировать представление детей  о Государственной Третьяковской галерее, как первого в России музея национального искусства.

Разработанный проект «Детям о художниках мира», краткосрочный, рассчитанный на три месяца. Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители. Спланированная работа по проекту составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей седьмого года жизни, образовательной программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» с реализацией образовательных задач по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному  развитию.

Прежде чем перейти к реализации проекта была проведена подготовительная работа, составлен и утверждённый план работы с социумом: экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»;  посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»; поездка в школу искусств  на творческую выставку «Пейзажи нашего края»; участие детей в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города «Удивительный мир природы» и «Любимый уголок моего города».

Для качественного выполнения работы с детьми подобрала репродукции картин «Великие художники мира». Разработала учебно-методический комплекс: цикл мероприятий по художественно-эстетическому развитию – сценарии:  «П. М. Третьяков – основатель Третьяковской галереи»; «Экскурсия в картинную галерею»; «В мастерской художника»; собрана копилка  «игр и этюдов».

Продумала формы проведения образовательной деятельности, которые интересны детям, позволяющие раскрыть их представления об объекте, человеке, его образе. Так, в сказании о П. М. Третьякове, основателе Третьяковской галерее, дети узнали не только о его деятельности и коллекционировании картин, но и как о прекрасном человеке, ценителе искусства. Активно включаясь в разговор, дети уяснили, что Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Создание галереи посвящено национальному русскому искусству, трудам, тех художников, которые внесли свой вклад в историю развития русского искусства.

            На протяжении двух месяцев с детьми работали по картинам: «Богатыри» и «Алёнушка» (В. М. Васнецова); «Утро в сосновом бору» (И. И. Шишкина);  «Февральская лазурь» (И. Э. Грабаря).  Подробно, детально входили в картину, раскрывали содержание, характеризовали образы героев, их настроение. Параллельно, для лучшего усвоения содержания картин использовала литературный материал: рассказы В. А. Сухомлинского  «Соловьиное гнездо»,  «Как звенят снежинки»; С. Махотина «Хозяин тайги»; Н. Григорьевой «Мишка». Речевые игры: «Придумай счастливый конец»;  «Если бы я был богатырём…»;  «Вышла Алёнушка погулять» и другие. Итогом работы по репродукциям картин стала образовательная деятельность: «Экскурсия  в картинную галерею», где дети показали хороший уровень знаний, проявили интеллект, способности, успешно вошли в роль экскурсовода, рассказчиков о художественных картинах.

            «В художественной мастерской», в такой форме прошла интегрированная образовательная деятельность. Детям представилась возможность расширить представления о творчестве художников, работающих в жанре – натюрморт: К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и П. П. Кончаловский «Сирень». Умело, дети сравнили два натюрморта, произведения разных художников, выделили настроения художников, их чувства, использование ими предметов и цветовой гаммы при написании картин. В своих собственных работах – рисовании натюрморта, дети передали композиционное  решение, наличие предметов, цветовое исполнение.

            Заинтересованность родителей в этом направлении была на должном уровне. Они проявили инициативу в поиске наглядного, литературного, и информационного  материала. Участвовали в семейном конкурсе по художественно-эстетическому развитию в номинации «Мой натюрморт», который проходил в образовательном учреждении, участвовали в межмуниципальном проекте «Крепка семья – крепка держава!», с работами «Новогодняя и Рождественская открытка»

            Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок понимает, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.

      Считаю что намеченная цель:формирование представлений у  детей о Государственной Третьяковской галерее как  первого  в России музея национального искусства. И поставленные задачи по реализации проекта выполнены.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основателем Государственной Третьяковской галереи - Павлом Михайловичем Третьяковым.
  2. Развивать интерес к произведениям  изобразительного искусства, способность  воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  3. Приобщать детей к изобразительному искусству, художественным ценностям  и духовной культуре России; проявлять желания посещать художественные музеи.
  4. Воспитывать  у детей чувства симпатии  к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

Результат проведённой работы показал: у детей развит интерес к творчеству великих художников России и их гениальным произведениям искусства. Дети владеют знаниями о произведениях изобразительного искусства, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения. У детей развито чувство гордости к людям искусства, их таланту в создании мировых достояний культуры.

      Отчёт о проектной деятельности «Великие художники мира» заслушан на педагогическом совете ДОУ; в творческой группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуре»; на родительском собрании.

Педагогический проект по теме: «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

 

Тип:  образовательный

Участники: воспитатель, дети  подготовительной к школе группы, родители.

Масштаб:  краткосрочный – 3 месяца (январь - март 2017г.).

Основания для разработки: Главный способ привнесения искусства в жизнь - воспитание у подрастающего поколения повседневной потребности в красоте, подметил А. С. Макаренко.

Вфедеральном государственном образовательном стандарте и образовательной Программе «Детский сад - Дом радости» Н. М. Крыловой говорится о том, что приобщение детей  к основам эстетической культуры, понимания красоты в произведениях искусства; развитие окружающего мира, эмоциональной отзывчивости на эти произведения раскрывает художественно-эстетическое развитие.  Посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей  с целью ознакомления детей с отечественной и мировой культурой является одним из  средств художественно-эстетического воспитания  подрастающего поколения.

      Как приучить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев к изобразительному искусству? Как воспитать эстетически развитого человека из маленького ребенка?  Каким образом ввести его в мир культуры и искусства? Безусловно, эту проблему можно решить с помощью книг, альбомов, журналов  с произведениями искусства, интернет ресурсов, но предпочтительнее, на мой взгляд, будет выглядеть, если познакомить детей с одним из центров искусствоведческой науки - Государственной Третьяковской галереей,одним из самых известных художественных музеев в России.

Цель:формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста  о Государственной Третьяковской галерее как  первого  в России музея национального искусства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основателем Государственной Третьяковской галереи - Павлом Михайловичем Третьяковым.
  2. Развивать интерес к произведениям  изобразительного искусства, способность  воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  3. Приобщать детей к изобразительному искусству, художественным ценностям  и духовной культуре России; проявлять желания посещать художественные музеи.
  4. Воспитывать  у детей чувства симпатии  к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

Условия реализации:

      а) оборудование предметно пространственной развивающей среды:

                  - полочка «Мир красоты»;

                  -  мини музей художественного искусства,

                  -  творческая мастерская  «Юный художник»;

      б) создание учебно-методического комплекса:

                  - подборка портретов художников;

-  подборка материалов библиографического содержания; статьи из журнала «Дошкольное  воспитание», «Дошкольное                      образование» «Воспитатель».

                  - репродукции картин  «Великие художники мира»;

                  -  картотека литературного материала;

                  - копилка игр и этюдов;

                  - иллюстративный материал;

      в) взаимодействие с социумом:

                  - экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»»;

                  -  посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»;

                  -  детская школа искусств»;

                  - детская музыкальная школа № 2;

                  - участие дошкольников в тематических  конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города.

      Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание этапа

Задачи

Сроки

Ответственный

Место проведения

I этап

подготовительный

- обзор биографической и энциклопедической литературы;

 

- изучение методических статей  периодических изданий;

 

- подбор наглядного и иллюстрационного материала;

 

- разработка учебно-методический комплекса;

 

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды;

 

- оформление картотеки литературного материала;

 

- подбор репродукций картин «Великие художники мира»;

Повысить уровень

самообразования  педагога

 Январь 2017г.

 

 

 Январь  2017г.

 

 

в течение работы проекта

 

в течение работы проекта

 

в течение работы проекта

 

в течение работы проекта

 

в течение работы проекта

Т. И. Савчук

 

 

Т. И. Савчук 

 

 

Т. И. Савчук;

родители

 

Т. И. Савчук 

 

 

Т. И. Савчук;

Родители

 

Т. И. Савчук 

 

 

Т. И. Савчук

 

II этап

организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап

итоговый

 

 

 

 

 

 

 

Сказание «Знакомство с  П. М. Третьяковым - основателем Государственной Третьяковской галереи»;

 

 Детская  конференция

«Дети о художниках»;

 

 

 

 

 

 

 

 Рассматривание картины «Богатыри»

В. М. Васнецова:

 

 

спортивный досуг «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу» (художественно-эстетическое и физическое развитие);

 

чтение рассказа «Соловьиное гнездо» В. А. Сухомлинского (речевое развитие);

 

 

образовательная деятельность по теме «Если бы я был богатырём земли русской…» (речевое и художественно-эстетическое развитие);

 

 Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»

И. И. Шишкина:

 

 

 

чтение рассказа С. Махотина «Хозяин леса» (речевое и социально-коммуникативное развитие);

 

разучивание стихотворения «Мишка» Н. Григорьевой  (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) развитие;

 

 

 

 Рассматривание картины «Февральская лазурь»

 И. Э Грабаря:

пересказ рассказа «Как звенят снежинки»  В. Сухомлинского

(речевое и социально-коммуникативное развитие);

 

совместная продуктивная деятельность взрослого и детей «Танец снежинок»  (художественно-эстетическое, познавательное  и социально-коммуникативное развитие);

 

Образовательная деятельность

«Экскурсия в картинную галерею»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассматривание картины «Алёнушка» В. М. Васнецова:

составление радостного окончания истории об Алёнушке по образцу взрослого (речевое и социально-коммуникативное развитие);

 

игра «Вышла Алёнушка погулять» (социально-коммуникативное развитие)

 

Образовательная деятельность

«В художественной мастерской. «Знакомство с натюрмортом»

(познавательное, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное развитие);

 

 

разучивание стихотворения «Сирень»

В. С. Рождественского

(речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально0коммуникативное);

 

 

 

 

литературная страничка

(речевое и социально-коммуникативное развитие)

 

 

 

конкурс рисунков «Мой натюрморт» (семейный);

 

 

 

 

 

создание продукта детской деятельности:

оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства»; «Мой натюрморт»;

 

 

создание энциклопедического справочника «Детям о художниках».

 

Познакомить детей с П. М. Третьяковым, основателем Государственной Третьяковской галерее

 

Вызвать у детей интерес к творчеству великих художников России;  развивать познавательную активность, любознательность, творчество, ответственность к подготовке материала и выступлению перед сверстниками группы.

 

 Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь.

 

развивать быстроту, ловкость, выносливость, соревновательные навыки;

 

 

 

познакомить с новым произведением; учить сравнивать богатырей на картине художника и солдат в тексте.

 

составить рассказ и передать образ богатыря в своём рисунке

 

 

 

 

 

Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь.

 

вступать в диалог по тексту; закрепить умение анализировать; обыграть образ Михаила Потапыча;

 

 

познакомить с новым произведением, понять его на слух; рассказывать эмоционально, выразительно;  проявлять самостоятельность  передачи образа мишки(рисование, аппликация, лепка); воспитывать уважение к сверстникам.

 

продолжать учить детей пересказывать эмоционально; отмечать отличия картины и текста.выслушивать пересказы детей не перебивая.

 

 

 

уточнить знания детей о снежинке: привлечь к вырезыванию снежинок и создания коллажа; поддерживать деловое общение детей друг с другом.

 

 

систематизировать знания детей о творчестве великих художников России. Продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи. Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.

 

развивать у детей связную и грамматически правильную речь; сопереживать, откликаться на душевную боль.

 

 

 

 

выбор водящего, выполнять в игре движения в соответствии с текстом; соблюдать правила игры.

 

закрепить знания детей о  произведениях изобразительного  искусства Государственной Третьяковской галереи.  Познакомить с новыми  репродукциями картин ; уточнить понятие о натюрморте, закрепить знание о нём через изобразительную деятельность - рисование натюрморта.

 

дать детям познавательную информацию о сирени; понять значение непонятных слов;

рассказывать стихотворение выразительно, эмоционально, не торопясь; рисовать веточки сирени используя краски нежных цветов и оттенков; восхищаться рисунком товарища.

 

Закрепить знания детей в умении рассказывать стихи и отгадывать загадки о цветах, воспринимать текст; развивать кругозор, память, воображение.

 

привлечь детей и родителей к участию в конкурсе; проявить ответственность, творчество, выразительность в создании рисунка; представить свою визитную карточку.

 

привлечь детей к оформлению выставки своими работами; приучать прислушиваться к  советам взрослых и сверстников  по

размещению рисунков; радоваться своим успехам и творчеством.

 

создать копилку познавательного материала для использования в работе с детьми.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2017г.

 

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

в течение

работы проекта

 

 

 

 

 

Март 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т. И. Савчук

 

 

 

 

Т. И. Савчук,

родители, дети;

 

 

 

 

 

 

 

Т. И. Савчук

 

 

 

 

Т. И. Савчук,

Т. М. Пономарёва

руководитель по физ. культуре;

 

 

Т. И. Савчук

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

 

 

Т. И. Савчук;

родители и дети

 

 

 

 

 

Т. И. Савчук

 

 

 

 

 

 

Т. И. Савчук, родители

Группа

 

 

 

 

музыкальный зал

 

 

 

 

 

 

 

Группа

 

 

 

 

спортивный  зал

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

студия детского творчества

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

группа

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

музыкальный зал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

группа,

участок детского сада

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа

 

 

 

 

 

галерея

детского сада

 

 

 

 

 

галерея

детского сада

 

 

 

 

 

группа

Ожидаемый результат: В результате проведённой работы по проекту дет и проявили  интерес к творчеству великих художников России.Владеют знаниями о картинах, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения.

У детей развито чувство гордости и уважения к людям искусства, за их талант в создании мировых достояний культуры.

 Трансляция:          - защита проекта  на педсовете ДОУ;

                  - на методическом объединении НДОУ;

  - презентация работы над проектом в  творческой группе « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам           духовной         культуры»;

                  - выступление перед родителями группы с презентацией детских рефератов;