ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РЕФЕРАТ
Информационно-пропагандистская продукция
Республика Адыгея, Кошехальский район,
село Натырбово, МБОУ СОШ №8
Титоренко Ольга Павловна
Место работы: МБОУ СОШ№8
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория: I категория (13 разряд)
Домашний адрес: Республика Адыгея, Кошехальский район,
село Натырбово, ул. Колхозная д.18
тел.: 8(928) 401 90 39
Пояснительная записка.
В данной работе я задалась целью раскрыть важность и необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотической среде, так как не донеся до ребенка обучающегося в начальных классах, что на самом деле такое любовь к Родине, долг перед ней, перед своим народом, конституционные обязанности каждого гражданина, то в старших классах сделать из маленького гражданина настоящего патриота становится тяжелой, а иногда и невыполнимой задачей.
Ожидаемым результатом применения данного руководства я ставлю воспитание обучающихся, прежде всего, в патриотической духе, ставя перед собой цели и достигая их не вопреки, а учитывая нравственные и националистические устои своего народа и страны.
Достичь данного результата возможно лишь с добавление в ежедневное преподавание патриотической составляющей полноценного урока. Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились. Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А. изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся тем, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В учебнике для 2-го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт-Петербурга», «История Московского Кремля». Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.
Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствует утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Проводились классные часы на темы: «Страницы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», «Народ в Великой Отечественной войне» и др., конкурсы рисунков, поделок, памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне, конкурсы чтецов; беседы – рассказы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Итак, исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том , что в достижение данной цели подходят как мероприятия во внеурочное время, так и применение различных печатных материалов и компьютерных современных технологий, как то мультимедиа.
Использованная литература:
В.И. Даль Толковый словарь великорусского языка. М.,2006.
В.А. Сухомлинский Рождение гражданина. М.,1971.
К.Д. Ушинский Собр. соч. М.,1946.
Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. М.,1975.
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Воспитание (в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций. Патриотизм, по мнению философов,- одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к родине у каждого проявляется в свое время и по – своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национально культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость , склонность к подражанию и огромный авторитет , которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми , о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшим школьником журчания ручейка, песен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые на долго, иногда всю жизнь , сохраняются в их душе.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в начальной школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого- педагогические компоненты , которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма, формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми совершившие боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно музыкальных гостиных, организации поисковой работы следопытов. тать в ребенке любовь к народу, родному языку, лись дети в школе или нет.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщена яркими примерами проявления патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование о учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений . Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Патриотическое воспитание тесно связанно с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал : «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В традициях народного воспитания- отношение к ребенку как к активному существу, который стремится найти свое место в жизни.
В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это привело к разработке программ , в основе которых лежит воспитания гражданина – патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.
Работая в начальных классах в качестве примера методического решения задач, я включила в план воспитательной работы программу «С чего начинается Родина». Программа включает в себя следующее направления: историко-краеведческое, экскурсионно-туристическо, литературно-музыкально, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейного, гражданско-патриотическое, предметное.
Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы; неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе. Были проведены: цикл бесед «Биографии и судьбы», урок духовного общения «История села- история народа», акция «Помоги памятникам».
Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении родного края, села, района, в знакомстве с народной культурой, в общении со сверстниками других сел и городов. Мои ученики посещают школьный музей и музей «Боевой славы» села Натырбово. Неоднократно выезжали с ребятами в музеи города Майкопа, каждый год проводится игра «День туриста».
Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса , потребности в общении с искусством, изучении произведений и творчества местных поэтов и писателей, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания. В этой программе я провела инсценирование народных праздников: русских, адыгейских, армянских и других; конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей»; конкурс патриотической песни «Салют Победы», а так-же заучиваем гимн села Натырбово написанный нашим односельчанином Дмитрием Толмачевым.
Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, развитие морально волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом. Провожу конкурс «Браво, мальчики» , игра «Ловкие, смелые, быстрые», соревнования «Школа безопасности» и другие .
Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, истребления редких растений, а так же охрана и изучение природы родного края. В течении всего года провожу операцию «Оживи родник» и «Озеленение, принимаю участие с детьми в конкурсе «Берегите первоцветы», выезжаем с ребятами в места где цветут первоцветы и следим за их жизнью, так же провожу конкурс «Лечение без лекарств», «Сбережем свой край» и другие.
Трудовое воспитание выступает как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков, потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе (конкурс на самый чистый ряд «Чисто не там, где метут, а там где не сорят», веду кружок «Весёлая игла», беседы «Правила Поведения в столовой и в библиотеки»).
Семейная: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений , соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи ( конкурс «Наши корни», фотовыставка « Так жили наши предки» , урок « Моя родословная» и другие).
Гражданско-патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирования навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев( урок мужества, ролевая игра «Ваши права», беседы «Войной опаленные строки» , «Герои живут среди нас» и другие).
Предметное направление ориентировано на осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических чувств, идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, в практической деятельности (урок «Название моего села» , видеоурок «С чего начинается Родина» , урок-исторический портрет «Ими гордится наша Республика» и другие.
Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.