Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Осенний лес, словно терем расписной!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Сказка»

города Димитровграда Ульяновской области»

Методический материал: разработка образовательного мероприятия с детьми  старшего дошкольного возраста

Автор: Тимакова Наталья Ивановна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 

«Осенний лес, словно терем расписной!» 

Задачи:

1. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка: Эмоциональную отзывчивость на музыку, поэзию и живопись;

2. Знакомить с разнообразием осенних пейзажей в репродукциях картин художников. Обращать внимание детей на красоту и разнообразие цветов и оттенков;

3.   Побуждать детей самим  придумывать движения,  соответствующие характерам конкретных музыкальных произведений при изображении образов деревьев, ветра, листьев и т.д.

4. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов осенних деревьев, используя доступные им средства выразительности - цвет.

5. Развивать воображение детей.

Предварительная работа: Посещение парка, наблюдение за красками осенней природы. Прислушивание к звукам осенней природы : шум ветра, шум леса, шелест листьев под ногами, шум дождя, крики птиц. Приметы осени.

Музыкальный ряд: Вальс «Фантазия» М.Глинки, вальс «Осенний сон» А. Джойса, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского и т.д.

Изобразительный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря, Б. Щербакова, И. Остроухова и др.

Литературный ряд: стихи об осени И. Бунина, А. Данько,

 А.С. Пушкина, А. Плещеева и др.

Материал и оборудование: Палас, подушки, столы, стулья, мольберты, ватман, акварель, кисти, тряпочки, стаканчик с водой, бумага, осенние листья, шифоновые шарфики, музыкальные инструменты (колокольчики, маракасы, барабан, металлофон, треугольник, трещётки, дер. ложки), ТСО

ХОД

1. Звучит музыка « Осенняя песнь» Чайковского П.И. из цикла «Времена года».

-    Мы вас приглашаем на прогулку в осеннюю сказку...

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.    (А.С. Пушкин)

Ребята, давайте вспомним, как вы гуляли по осеннему парку, по осеннему городу, кто-то был в лесу. Какой он, осенний лес? Я предлагаю вам послушать «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского и вспомнить звуки природы...шум ветра, шелест листьев, шум дождя, крики птиц.... Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: какими?...

Зеленый, желтый, оранжевый, красный, бордовый, серый. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет. Красота осени завораживает, очаровывает и манит за собой. (Обратить внимание на одежду цвета осени). Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох.... Чем пахнет лес? (ответы детей)

Осенью природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой утомленной. Деревья скидывают с себя листву. Листья становятся большими, тяжелыми и начинают опадать.

2.  Мы прослушали звуки природы, леса. У вас появилось желание самим исполнить, озвучить звуки осени с помощью музыкальных инструментов? Какой муз.инструмент соответствует вашему настроению, подходит к образу ветерка, листочка, качающегося дерева, шума дождя? Возьмите муз. инструменты и исполните свою осеннюю музыку.  

Творческое музицирование

3. Осень бывает разная. Как вы думаете, какая ? ... Ясная и солнечная - как на картине Ильи Остроухова, чуть - чуть  грустная и  спокойная -  как у Левитана И. , а бывает  печальная и унылая.  (Детям предлагается внимательно рассмотреть подборку репродукций картин ).

Ранняя осень - когда листья еще на деревьях.  Поздняя осень - когда листва вся опала и высохла, деревья стоят голые.

 Скучная картина тучи без конца,

Дождик так и льется лужи у крыльца...

Поздняя осень - время для сбора урожая на огородах, в садах, на полях убирают рожь и пшеницу.

 Вопросы по картинам:

-   Как вы думаете, какая это осень?

По каким признакам вы решили,  что художник написал грустную, печальную осень/ясную, солнечную?

 -  Что художник нам хотел передать?

( использование карточек - схем с эмоциональными состояниями)

Обратите внимание на краски, цвета которые используют разные художники. Цвет неба (пасмурное, чистое), состояние земли. Движение стволов и веток.

Когда смотришь на увядающую осеннюю природу,  нас  охватывают разные чувства. Какие ?... и истома, нежность, удивление от любование красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья.

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые цветы ...

4. Эмопауза.( Система обучения К.Орфа.) Иногда можно позволить себе минутку шалости, давайте поиграем в « Шум»

                    Жил был Шум - Хлоп-хлоп,

                    Шел Шум так - бум-бум,

                    Спал он так -   Храп-храп,

                    Шум ел суп - Хлюп- хлюп,

                    Шум шуршал - Шур-шур,

                    Шум кричал – Гам - гам,

                    Шум скакал - Цок - цок,

                    Шум играл - Щелк-щелк,

                    Наконец замолчал - Тсс!

5. Этюд «Осенний лес» (Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойса)

Мальчики - деревья,  девочки - ветерок. Мальчики становятся в хаотичном порядке в позу дерева. Легкий ветерок подул со стороны Черемшана. Деревья слегка покачиваются то влево, то вправо, плавно шелестя ветками. Подул сильный ветер. Деревья раскачиваются все сильнее и сильнее. Листья сорвались с веток и закружились, плавно опускаясь на землю. Начался настоящий листопад.

Листопад, листопад

Ветер скинул ваш наряд...

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

                                        И. Бунин

И остался один последний листочек. Ему так холодно и одиноко, он оторвался от дерева и плавно падает на землю.

День осенний, день печальный

Лист осиновый прощальный,

Лист кружится, лист кружится,

Лист на землю спать ложится,

                                        А. Данько

6. В стихах и музыке чувствуется уныние, грусть. Когда вы смотрите на картины, слушаете музыку и стихи какие у вас возникают желания и настроения ?

А теперь каждый  попробует нарисовать  свою  осень,  свой  кусочек осеннего леса - то, что ближе вам по настроению.

(Все рисунки собираются на общий ватман - коллективная работа)

Наш осенний лес получился разный: немножко грустный, немножко спокойный, немножко ясный и солнечный.....

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...

И. Бунин.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ