"Организационная работа по профессиональной ориентации обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) в школе 8 вида"
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
"Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразо-вательные программы"
"Организационная работа по профессиональной ориентации обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) в школе 8 вида"
воспитатель
Елфимова Галина Худайназаровна
Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе VIII вида.
В настоящее время актуальной является проблема в выборе профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих личностных особенностей, выпускникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, обучающиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, которые мешают становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья ведут к затруднениям при формировании знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Некоторая часть выпускников (коррекционных) школ VIII вида идут на производство, выполняя неквалифицированные виды труда, лишь значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных училищах. Однако, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определенных профессиональных трудностей.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Нашим детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска из стен школы.
Это и является целью деятельности всего педагогического коллектива. Профориентационная работа подразумевает многолетнюю, поэтапную деятельность в содружестве классных руководителей, воспитателей и служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.
Задачи, которые ставим перед собой:
• отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем; формирование (совершенствование) опыта самостоятельных действий в бытовых процессах;
• формирование общественно значимых мотивов труда;
• воспитание важных личностных качеств: ответственности, заботливости, бережливости, привычки к волевому усилию;
• овладение элементарными профессиональными умениями (по профилю).
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (месячники, праздники на тему труда и т.п.)
Виды общественно полезного труда:
• Самообслуживание (практические занятия):
- дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе и столовой;
- уход за растениями в комнатах, коридорах;
- работа на пришкольном участке.
2. Работа для школы:
- участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;
- выполнение работ для школьной библиотеки («Книжкина больница», переплетение книг и журнал)
3. Участие в производительном труде:
- сельскохозяйственные работы по учебному плану (цветоводство)
- факультативные занятия.
4. Работа по благоустройству:
- охрана зелёных насаждений, уход за ними;
- изготовление скворечников и кормушек для птиц;
- помощь в благоустройстве дворов, парков;
- выращивание рассады цветов;
- посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
5. Сбор сырья:
- сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.
Ежемесячно проходят различные мероприятия по профобучению. Например:
• Просмотр фильмов о профессиях
• Беседы
• Игры
• Викторины
• Занятия
• Экскурсии
В ходе всех мероприятий обучающиеся могут убедиться в значимости разных видов профессиональной деятельности, в том, что ненужных профессий не бывает. Все экскурсии и занятия носят исследовательский характер.
Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально трудовой подготовки способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями:
• трудовых умений и навыков
• профессиональных программ
• формирование общей культуры личности, её социализации
• решению сопутствующих проблем - социально-бытовых и нравственно-этических
Эта среда должна по возможности компенсировать ограничения жизнедеятельности наших обучающихся, позволяя им после окончания школы выступать на рынках труда в доступных для него отраслях.
Важная задача педагогов – помочь обучающемуся в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулированию выпускников к продолжению образования.
Очень важно наших обучающихся подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно.
Уже с 1 класса начинаем знакомить обучающихся с формами и содержанием трудовой деятельности. Дети знакомятся с профессиями, познают их суть, общественную значимость.
Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Дети точно знают круг постоянных обязанностей и поручений, которые должен выполнять каждый ученик.
Профессиональная ориентация в деятельности педагогов - не только отдельные мероприятия, а целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль.
Систематически проводится работа по мотивации выбора профессии обучающихся. Основной формой просвещения остаются классные часы и внеклассные мероприятия, где педагоги знакомят детей с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, дается совет о целесообразности выбора конкретной профессии.
Кроме того большую роль играют заочные или очные экскурсии. Экскурсии – это наглядная форма ознакомления обучающихся с производством, миром труда. После каждой экскурсии обязательно проводится обсуждение каждой профессии.
Также эффективной формой профориентационной работы являются коллективные творческие дела. КТД – результат сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей, воспитателей и обучающихся.
Только системная работа с обучающимися может подготовить детей к осознанному выбору своей будущей профессии. Поэтому профориентационная работа в нашей школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.
Литература
-
Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Б.В. Белявский // Детская и подростковая реабилитация.- 2006. –№1.
-
Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013 – 137 с.
-
Хохлина Е.П. Исследования психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями / Е.П. Хохлина // Дефектология . – 2010 - №12.