Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность»
МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад с.Моряковский Затон» Томского района
Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность»
Ковальчук Елена Михайловна, воспитатель
Хакимова Альфия Мунировна, старший воспитатель
На сегодняшний день педагогические коллективы ДОУ усиленно продвигают в работу прогрессивные методики. Проект – это педагогическая технология, основой которой считается активная самостоятельная деятельность детей – продуктивная, исследовательская и познавательная, на протяжении которой ребёнок познаёт окружающий мир и реализует принципиально новые знания в реальные продукты. Эта технология достойна и уникальна не только воспитанникам, но и полезна самим педагогам. Под проектом, в свою очередь, воспринимается коллективная и самостоятельная творческая завершённая работа, обладающая социально значимый результат.
Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования считается то, что ребенок пока не может самостоятельно обнаружить противоречия в окружающем, выразить проблему, сформулировать цель (замысел). Поэтому в образовательно – воспитательном процессе ДОУ проектная деятельность имеет характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги ДОУ с обязательным привлечением родителей. Различные виды проектов нуждаются в постоянном сопровождении, помощи и внимании со стороны взрослых на всех этапах его реализации. Отличительная черта применения методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым следует «направлять» ребенка, оказывать помощь при исследовании проблемы и, возможно, даже провоцировать ее появление, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект. На протяжении исследовательской работы, после выбора интересной темы проекта в детском саду, воспитанники ДОУ более основательно познают намеченный объект: разглядывают растения, цветы, наблюдают за насекомыми и домашними питомцами, реализуют экологические проекты. По итогам своего исследования ребята дают ответы на все необходимые вопросы. Обыкновенные вещи, процессы и явления в рамках проектной деятельности с воспитанниками способны заинтересовать, поразить и удивить. Темой проектов может послужить определенный раздел образовательной программы. Но если тема появилась по предложению ребят, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
Если мы говорим о проектной деятельности в ДОУ, необходимо помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он является партнером для ребят. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться в полную силу на познавательно-исследовательской деятельности, на прочтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, но воспитатель все выполняет совместно с детьми. Необходимо обращать внимание на главные позиции, при которых воспитатель является партнером для ребенка. К ним относятся: включенность воспитателя в деятельность на одном уровне с детьми, добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения, свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности, «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой – то образовательной области.
В нашем образовательном учреждении мы с коллегами в своей работе проводим разнообразные тематические проекты. С воспитанниками подготовительной группы был реализован проект «Что такое Новый год». В утренней беседе с ребятами о приближающемся празднике, выяснили:
-
дети любят праздник, потому что будут подарки;
-
герои этого праздника Дед Мороз и Снегурочка;
-
наряжают ёлку дома.
При всем этом возникли вопросы:
-
Настоящий ли Дед Мороз и Снегурочка?
-
Где они живут?
-
Зимой Дед Мороз готовит подарки детям, а что он делает летом?
-
Почему мы наряжаем именно елку?
Проект был разработан на основе Адвент- календаря, с элементами квест –игры и направлен на приобщение детей к народным традициям и обычаям. Участие детей в проекте позволило расширить представления о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, помог детям полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. В ходе работы над проектом, ребята нашли ответы на множество интересующих их вопросы. Научились мастерить новогодние украшения для праздничного оформления группы и своей кабинки. Получили возможность для успешной самореализации, прочувствовали ситуацию успеха. К данному проекту были привлечены и родители: совместно с детьми они изготовили праздничные поделки. На новогоднем утреннике в детском саду, Дед Мороз вручил грамоты семьям воспитанников, которые приняли участие в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза».
С детьми 2 младшей группы реализован познавательно – творческий проект «Снеговик-друг Деда Мороза».
При проведении мероприятия «Подарок для Деда Мороза» в гости к воспитанникам пришёл Снеговик. Он играл с ребятами и передал угощения от волшебника. Праздник ребятам понравился, но возникли вопросы: кто такой Снеговик? Из чего его лепят и для чего? Почему Снеговик – друг Деда Мороза? Поэтому и возникла идея через проектную деятельность рассказать и показать детям, что Снеговик - это не только снежная постройка, но и целое произведение народного искусства, символ и оберег. Разобраться в этих вопросах помогла творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Снеговик – друг Деда Мороза». Совместно с детьми и родителями решили собрать полную информацию об истории возникновения Снеговика, организовать выставку поделок, мини-музей «Весёлые снеговики», сделанных совместно родителями и детьми.
В процессе реализации проекта ребята были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, активизировалась речь, развились наблюдательность и внимание. В течение всего проекта воспитанники с удовольствием и желанием играли в подвижные и дидактические игры. Познакомились с новыми художественными произведениями о зиме, были проведены беседы: «Зима и её приметы», «Зимние забавы». Рассматривали иллюстративно – наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Научились лепить из пластилина, глины, солёного теста, рисовать разными способами, делать аппликацию снеговиков. Знают, что Снеговик – это снежная постройка, которая состоит из снега. Снеговик – это символ русской зимы. По традиции дети и взрослые с удовольствием лепят это зимнее чудо у себя во дворе и загадывают самое сокровенное желание.
Таким образом, анализируя, проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка, что соответствует социальному заказу на современном этапе.
Использование проектной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным.
Список литературы
1. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе // Дошкольное воспитание. – 2011. – №10.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012. – С. 108–127
3. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
5. Интернет ресурс: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/opyt_raboty_po_tiemie_proiektnaia_dieiatiel_nost_v_dietskom_sadu (дата обращения: 30.09.2023)