Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность»

МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад с.Моряковский Затон» Томского района

 

Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность»

 

Ковальчук Елена Михайловна, воспитатель

Хакимова Альфия Мунировна, старший воспитатель

 

На сегодняшний день педагогические коллективы ДОУ усиленно продвигают в работу прогрессивные методики. Проект – это педагогическая технология, основой которой считается активная самостоятельная деятельность детей – продуктивная, исследовательская и познавательная, на протяжении которой ребёнок познаёт окружающий мир и реализует принципиально новые знания в реальные продукты. Эта технология достойна и уникальна не только воспитанникам, но и полезна самим педагогам. Под проектом, в свою очередь, воспринимается коллективная и самостоятельная творческая завершённая работа, обладающая социально значимый результат.
         Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования считается то, что ребенок пока не может самостоятельно обнаружить противоречия в окружающем, выразить проблему, сформулировать цель (замысел). Поэтому в образовательно – воспитательном процессе ДОУ проектная деятельность имеет характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги ДОУ с обязательным привлечением родителей. Различные виды проектов нуждаются в постоянном сопровождении, помощи и внимании со стороны взрослых на всех этапах его реализации. Отличительная черта применения методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым следует «направлять» ребенка, оказывать помощь при исследовании проблемы и, возможно, даже провоцировать ее появление, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект. На протяжении исследовательской работы, после выбора интересной темы проекта в детском саду, воспитанники ДОУ более основательно познают намеченный объект: разглядывают растения, цветы, наблюдают за насекомыми и домашними питомцами, реализуют экологические проекты. По итогам своего исследования ребята дают ответы на все необходимые вопросы. Обыкновенные вещи, процессы и явления в рамках проектной деятельности с воспитанниками способны заинтересовать, поразить и удивить. Темой проектов может послужить определенный раздел образовательной программы. Но если тема появилась по предложению ребят, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
Если мы говорим о проектной деятельности в ДОУ, необходимо помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он является партнером для ребят. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться в полную силу на познавательно-исследовательской деятельности, на прочтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, но воспитатель все выполняет совместно с детьми. Необходимо обращать внимание на главные позиции, при которых воспитатель является партнером для ребенка. К ним относятся: включенность воспитателя в деятельность на одном уровне с детьми, добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения, свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности, «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой – то образовательной области.
В нашем образовательном учреждении мы с коллегами в своей работе проводим разнообразные тематические проекты. С воспитанниками подготовительной группы был реализован проект «Что такое Новый год». В утренней беседе с ребятами о приближающемся празднике, выяснили:
  • дети любят праздник, потому что будут подарки;
  • герои этого праздника Дед Мороз и Снегурочка;
  • наряжают ёлку дома.
При всем этом возникли вопросы:
  • Настоящий ли Дед Мороз и Снегурочка?
  • Где они живут?
  • Зимой Дед Мороз готовит подарки детям, а что он делает летом?
  • Почему мы наряжаем именно елку?
Проект был разработан на основе Адвент- календаря, с элементами квест –игры и направлен на приобщение детей к народным традициям и обычаям. Участие детей в проекте позволило расширить представления о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, помог детям полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.  В ходе работы над проектом, ребята нашли ответы на множество интересующих их вопросы. Научились мастерить новогодние украшения для праздничного оформления группы и своей кабинки. Получили возможность для успешной самореализации, прочувствовали ситуацию успеха. К данному проекту были привлечены и родители: совместно с детьми они изготовили праздничные поделки. На новогоднем утреннике в детском саду, Дед Мороз вручил грамоты семьям воспитанников, которые приняли участие в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза».
С детьми 2 младшей группы реализован познавательно – творческий проект «Снеговик-друг Деда Мороза».
 При проведении мероприятия «Подарок для Деда Мороза» в гости к воспитанникам пришёл Снеговик. Он играл с ребятами и передал угощения от волшебника. Праздник ребятам понравился, но возникли вопросы: кто такой Снеговик? Из чего его лепят и для чего? Почему Снеговик – друг Деда Мороза? Поэтому и возникла идея через проектную деятельность рассказать и показать детям, что Снеговик - это не только снежная постройка, но и целое произведение народного искусства, символ и оберег. Разобраться в этих вопросах помогла творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Снеговик – друг Деда Мороза». Совместно с детьми и родителями решили собрать полную информацию об истории возникновения Снеговика, организовать выставку поделок, мини-музей «Весёлые снеговики», сделанных совместно родителями и детьми.
В процессе реализации проекта ребята были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, активизировалась речь, развились наблюдательность и внимание. В течение всего проекта воспитанники с удовольствием и желанием играли в подвижные и дидактические игры. Познакомились с новыми художественными произведениями о зиме, были проведены беседы: «Зима и её приметы», «Зимние забавы». Рассматривали иллюстративно – наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Научились лепить из пластилина, глины, солёного теста, рисовать разными способами, делать аппликацию снеговиков. Знают, что Снеговик – это снежная постройка, которая состоит из снега. Снеговик – это символ русской зимы. По традиции дети и взрослые с удовольствием лепят это зимнее чудо у себя во дворе и загадывают самое сокровенное желание.
Таким образом, анализируя, проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка, что соответствует социальному заказу на современном этапе.
 Использование проектной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным.
 
Список литературы
1. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе // Дошкольное воспитание. – 2011. – №10.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012. – С. 108–127
3. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.