ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИГР»
МБДОУ «Детский сад № 74» МО Каменск-Уральский ГО Свердловская область
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИГР»
Дьячкова Валентина Сергеевна
педагог-психолог
Содержание
1.
|
Паспорт проекта
|
3
|
2.
|
Актуальность проекта, цели и задачи
|
5
|
3.
|
Предполагаемый результат
|
7
|
4.
|
Методологическая основа проекта
|
8
|
5.
|
Мониторинг
|
8
|
6.
|
Новизна проекта
|
8
|
7.
|
Взаимодействие с субъектами ОД
|
9
|
8.
|
Структура проекта
|
9
|
9.
|
Перспективно-тематическое планирование занятий
|
10
|
10.
|
План реализации проекта
|
11
|
11.
|
Заключение
|
13
|
12.
|
Литература
|
13
|
-
ПАСПОРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы
|
Содержание
|
Тема образовательного проекта:
|
дошкольного возраста в условиях создания Клуба настольных игр»
|
Постановка проблемы:
|
6-го года жизни находятся на недостаточном уровне. Низкий уровень показывают -35%, средний -48%, высокий -17% детей.
не играют дома в настольные игры, их почти полностью вытеснили компьютерные игры. Родители и дети не могут назвать более 2 настольных игр, которыми играют дома.
коммуникативных навыков взаимодействия, терпения у детей слабые и недостаточные для будущей готовности детей к школе.
|
Причины:
|
старшего дошкольного возраста.
настольными играми для умственного развития детей.
настольных игр для детей по возрасту.
|
Цель:
(вытекает из проблемы)
|
воспитанников путем создания «Клуба настольных игр» и их популяризации.
|
Задачи:
|
клуба интеллектуальных настольных игр и вовлечь в нее детей старшего дошкольного возраста.
формируя у воспитанников практические игровые умения, навыки и достаточные интеллектуальные способности.
современных познавательных настольных игр.
|
Методологическая основа:
(технологии, программы)
|
исторический подход. М., ООО «Левъ», 2017.
использованием настольных игр / Н.Г. Сал- мина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С. 76.
|
Предполагаемый результат:
|
настольных играх, научатся играть в некоторые игры, предложенные педагогом, понимать и грамотно объяснять правила любой игры;
следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения;
профессиональных склонностей через создание обогащенной образовательной среды.
развитой, обладающей личностной культурой, как фактора творческого саморазвития и формирования предпосылок учебной деятельности.
|
Мониторинг
|
детском саду.
|
Период реализации проекта:
|
|
Продукт:
|
турниры детей. Презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр в родительском чате группы.
|
Способ презентации результатов реализации проекта:
|
|
-
Актуальность, проекта, цели и задачи
В современном образовательном пространстве игровые технологии широко используются в качестве одного из значимых средств воспитания и обучения. Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с учением и трудом. Для детей она – не просто интересное время препровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, в процессе которого, они вырабатывают схемы взаимоотношений со сверстниками. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Следовательно, образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором.
Проблема игры и ее роль в психическом развитии детей всегда занимала одно из центральных мест в психологической литературе в силу ее значимости, поскольку игра рассматривается как особая форма передачи опыта, созданная обществом для управления развитием детей.
Проблема:
-
Сейчас дети практически не играют в настольные игры, их почти полностью вытеснили
компьютерные игры в телефоне. В век новых технологий и интересных компьютерных новшеств, мы часто становимся их заложниками. Часто свое свободное время мы тратим, общаясь в социальных сетях, когда в соседней комнате одиноко сидит наша дочь или сын, уныло щелкая каналы телевизора или просмотра тик-тока в телефоне. Постепенно живое общение заменяется электронным. По данным диагностического обследования имеются следующие результаты:
-
Показатели уровня развития логического мышления у детей 6 лет находятся на недостаточном
уровне. низкий уровень показывают 35%, средний 48%, высокий 17%. детей.
-
По результатам анкетирования родителей, дети практически не играют дома в настольные
игры, их почти полностью вытеснили компьютерные игры. Родители и дети не могут назвать более 2- 3 настольных игр, которыми играют дома. Из списка выпавших любимых занятий дома настольные игры занимали последнее место наряду с чтением и прослушиванием произведений.
Мы делаем вывод, что компьютер вытесняет из досуга детей настольные игры и чтение книг. Порадовал тот факт, что не утрачен интерес детей к подвижным играм. А ведь игровая деятельность играет важную роль в формировании личности ребенка. Таким образом, стала выкристаллизовываться идея создания детского клуба настольных игр для детей 5-6 лет.
Данной проблеме не было уделено должного внимания. Трудно спорить с тем, что настольные игры в большей степени развивают воображение, мышление, стимулируют творческую активность, учат взаимодействию в команде. Живое общение, происходящее во время игры за одним столом, едва ли заменит виртуальное общение игры компьютерной.
Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагога создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития умственных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Необходимо развитие как социальных, нравственных, эстетических, физических основ личности, так и интеллектуального уровня развития.
Известно, что лучшая среда для формирования доброжелательной конструктивной коммуникации детей дошкольного возраста служит совместная образовательная деятельность. Таким образом, внедрение в образовательную деятельность проекта «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях создания Клуба настольных игр» предлагает участникам-детям старшего дошкольного возраста именно такой формат взаимодействия, когда они постоянно находятся в процессе совместной работы и общения, и развития. Игра (в широком смысле этого слова) – воплощение этого взаимодействия.
Цель: Создать благоприятные условий для умственного развития воспитанников путем создания Клуба настольных игр и их популяризации.
Задачи:
-
Повысить свой уровень профессионализма в данной теме. Создать среду интеллектуального досуга путем организации клуба интеллектуальных настольных игр и вовлечь в нее детей старшего дошкольного возраста.
-
Разработать и внедрить план развивающих настольных игр, развить способности, кругозор, формируя у воспитанников практические игровые умения и навыки.
-
Повысить компетентность родителей в сфере игровой деятельности детей, вместе создавая уникальный продукт – семейную копилку игр.
-
Проинформировать педагогов с многообразием современных познавательных настольных игр, повышая их компетентность.
Одними из наиболее эффективных, в образовательном плане, являются настольные игры. Большинство современных настольных игр, по мнению психологов Н.Г. Салминой, И.Г. Тихановой, направлено на формирование разнообразных метакогнитивных умений, являющихся базисными для освоения конкретных предметных умений, в том числе учебных. Игровой формат существенно меняет отношение детей к решению учебных задач, повышая мотивацию. Освоение учебной информации и универсальных учебных действий в настольных играх происходит в процессе достижения игровой цели. В настольных играх могут усваиваться и конкретные интеллектуальные умения (счет, сложение, обогащение словаря и др.).
При помощи настольных игр дети учатся думать, общаться друг с другом. Каждая настольная игра есть интеллектуальное противоборство, при котором выигрывает не случайность и везение, а умение логически и стратегически мыслить. Настольные игры строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В основе настольных игр заложены общественные особенности современной жизни, а правила игры подчинены анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной активности. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Кроме того, с помощью игры в общение вовлекаются дети замкнутые и стеснительные, с проблемами коммуникации со сверстниками.
Настольные интеллектуальные игры становятся всё более популярным видом культурного досуга в детской и молодёжной среде. Сегодня существующие клубы интеллектуальных игр в нашем городе - это клубы или кружки для думающей и готовой к саморазвитию молодежи.
Подобные мероприятия могут решать одновременно несколько педагогических задач. Общими для всех игр при этом являются такие задачи, как развитие произвольности и коррекции поведения, обусловленных соблюдением определенных правил; развитие навыков взаимодействия с детьми и взрослыми. Кроме того, настольные игры помогают ребенку без особых усилий и в игровой форме усваивать знания, приобретать практические навыки, развивать наглядно-образное и логическое мышление, совершенствовать речь, развивать творческие способности и память, расширять кругозор.
Проведение игр в совместной деятельности с детьми позволит мне не только развивать интеллектуальные и коммуникативные умения детей, формировать навыки эффективной совместной деятельности, но и сплотить участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Несомненным достоинством разнообразных настольных игр является возможность их использования в паре, в малой (2-3 ребенка) или большой группе детей (5-8 человек). в настольных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре. Кроме того, играя дети имеют возможность побыть в разной роли, попробовать себя в другом игровом качестве, например, в роли соперника, победителя, проигравшего, сопереживающего партнера по игре и т.д.
Ряд игр, которые мы уже приобрели, способствует развитию внимания, памяти, логики, мелкой и крупной моторики, развития внимания и реакции, координации движений, направлены на познание окружающего мира, истории и литературы. Такая деятельность хорошо организует свободное время детей, способствует сплочению коллективов.
Для организации учебно-воспитательной работы используются следующие педагогические технологии:
-
технология коллективного взаимообучения;
-
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
разнообразные игровые технологии.
-
Предполагаемый результат
-
дети будут знать существующие в мире игровые направления в настольных играх,
научатся играть в некоторые игры, предложенные педагогом, понимать и грамотно объяснять правила любой игры;
-
дети овладеют умением понимать, прослеживать причинно-следственные
связи, выстраивать простейшие умозаключения;
-
дети разовьют способности и одаренность своих профессиональных
склонностей через создание обогащенной образовательной среды и организацию разнообразной развивающей и творческой деятельности с использованием игровых ресурсов;
-
у детей произойдет становление личности, нравственно, интеллектуально,
творчески развитой, обладающей личностной культурой, как фактора творческого саморазвития и формирования предпосылок учебной деятельности.
Качества личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий:
-
толерантность, дружелюбное отношение к сверстникам;
-
познавательная, творческая, общественная активность;
-
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-
коммуникабельность, уважение к себе и другим;
-
личная и взаимная ответственность;
-
готовность действия в нестандартных ситуациях.
-
Методологическая основа проекта (технологии, программы)
-
Кравцова Е.Е. Кравцов Г.Г. Психология игры. Культурно-исторический подход. М., ООО «Левъ», 2017.
-
Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2.
-
www.rolemancer.ru – российский портал настольных и ролевых игр.
-
www.ludology.ru – информационный сайт об истории и развитии игр.
-
Мониторинг
Основой является результат диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 5-7 лет (МЭДИС) Е. И. Шеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной, который определил дифференцированный подход в процессе умственного развития детей. Педагогическое обследование проводилось в октябре 2021года, группу обследования составили дети подготовительной группы.
-
Новизна проекта
Данный проект даёт возможность детям познакомиться с самыми успешными настольными играми в мире. В ходе реализации проекта «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации проекта Клуб настольных игр» играющие дети получают эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции.
В рамках проекта нами запланированы презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр с детьми, выкладка в социальных сетях Интернета (детского сайта, в ВК, педагогической группе педагога-психолога).
Продукты проекта: Своя Игротека-настолки, мастер-класс по созданию своей игры детьми. Игровые турниры детей и родителей. Презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр в социальных сетях Интернета (детского сайта, в ВК, педагогической группе педагога-психолога Дьячковой В.С).
-
Взаимодействие с субъектами ОД (педагоги, родители)
Активно учувствуют в занятиях клуба. Включаются в коллекционирование развивающих игр. В ходе реализации проекта планируется разработка методических рекомендаций для родителей. Запланированы игровые практикумы (турниры игр) родителей с детьми. Родители будут обучены приемам и формам организации содержательного игрового досуга детей.
Педагоги повысят педагогическую компетентность в сфере современных познавательных настольных игр. Запланировано: в детском саду - выставка настольных игр и тренинг-практикум «Своя настольная игра». На городском уровне - методическое объединение для педагогов-психологов (проведение в ЦПМСС). Памятки «Как организовать настольную игру».
-
Структура реализации проекта
Принципы и правила работы «Клуба настольных игр»
-
Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.
-
Принцип включенности родителей (законных представителей) означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности и детско-родительского клуба.
-
Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба.
План проведения игры состоит из 3 важных этапов:
-
Введение — 1–2 минуты.
-
Педагог объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
-
Собственно, игра — 7–15 минут.
-
Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
-
Подведение итогов — 1–2 минуты.
-
На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Итог: одна игра не более 20 минут.
Проводятся занятия клуба 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет (группа А). Продолжительность занятия 40 минут. Наполняемость группы 6-8 чел. За одно занятие проходят две подгруппы (по 6 ч). Количество семей на игровом практикуме (3-4).
Этапы проекта. Сроки реализации.
Проект рассчитан на 1 учебный год.
-
Этап. Подготовительный. Май-Август.
-
Анкетирование родителей. Анализ проблем и причин. Поиск информации по теме. Разработка идеи, оформление проекта.
-
Этап. Основной. Сентябрь-май.
-
Реализация проекта. Начало занятий по плану проекта «Клуба настольных игр».
-
Этап. Заключительный. Май-июнь.
-
Итоговая диагностика. Разработка перспективного плана дальнейшей работы «Клуба настольных игр».
План реализации проекта:
-
Виды настольных игр, история первых настольных игр.
-
Правила настольных игр. Техника безопасности.
-
Банк игр кабинета педагога-психолога (обзор настольных игр кабинета).
-
Техника обучения настольных играм «от простого к сложному».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект способен вызвать долговременный резонанс: сформированные в рамках проекта группы и сформированный каталог игр могут стать основой для проведения традиционных игровых акций.
9. Перспективно-тематическое планирование занятий
№п/п
|
Тема раздела
|
Кол-во занятий, часов
|
|
|
|||
1.
|
«Обитатели жарких стран»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Обитатели подводного мира»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Времена года»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Профессии»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Жизнь на ферме»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Животные леса»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Семья»
|
1 занятие
|
30мин
|
|
«Собираем урожай»
|
1 занятие
|
30мин
|
2. Современные настольные игры: 14ч
|
|||
Название игры
|
Количество занятий
|
Количество часов
|
|
|
Игры «Ходилки», «Пупси-пара», «Дубль», «Мемо»
|
4
|
2 ч
|
|
«Сказки седого Урала», «Игра со звонком»
|
4
|
2 ч
|
|
«Маленький дизайнер», «Электровикторина: «Скоро в школу», Живая природа».
|
6
|
3 ч
|
|
«Дженга», «Бирюльки»,
Пазлы, «Твистер».
|
4
|
2 ч
|
|
«Соображариум». «Хитрый лисс». «Барабашка». Шашки, Домино.
|
6
|
3 ч
|
|
«Уголки Эмоции», «Путешествие в мир эмоций», «Эмоции», «Домик настроений»
|
4
|
2 ч
|
Итого: 36 занятий, 18 часов
|
*В ходе реализации проекта игротека будет пополнятся.
-
План реализации проекта
№ п/п
|
срок проведения
|
мероприятия по реализации проекта
(форма, цель, методическое сопровождение)
|
организация предметной
развивающей среды, разработка дидактического обеспечения
|
||
организация взаимодействия с детьми
|
организация взаимодействия с родителями
|
организация взаимодействия с коллегами/
социальными партнерами
|
|||
1
|
Сентябрь
|
1.Н.И. «Дубль», «Мемо».
2.Тематический комплект
«Времена года»
|
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Времена года»
|
2
|
Октябрь
|
«Сказки седого Урала», «Игра со звонком».
|
Игровой турнир
2-3 семьи
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Жизнь на ферме»
|
3
|
Ноябрь
|
«Электровикторина. «Скоро в школу», Живая природа».
|
|
Выставка настольных игр.
|
Изготовить тематический комплект игры «Лесные жители»
|
4
|
Декабрь
|
«Дженга», «Бирюльки», «Твистер».
|
Игровой турнир
2-3 семьи
|
Тренинг-практикум «Своя настольная игра»
|
Изготовить тематический комплект игры «Профессии».
|
5
|
Январь
|
«Соображариум», Барабашка».
2. Т,К. «Семья».
|
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Семья».
|
6
|
Февраль
|
«Путешествие в мир эмоций», «Эмоции».
|
Игровой турнир
2-3 семьи
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Обитатели подводного мира»
|
7
|
Март
|
«Маленький дизайнер».
«Транспорт», «Игрушки»
|
|
Стажерская площадка для педагогов-психологов города
|
Изготовить тематический комплект игры «Транспорт», «Игрушки»
|
8
|
Апрель
|
Шашки, Домино.
«Обитатели жарких стран»
|
Игровой турнир
2-3 семьи
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Обитатели
жарких стран»
|
9
|
Май
|
«Хитрый лис».
«Собираем урожай»
|
|
|
Изготовить тематический комплект игры «Собираем урожай»
|
-
Заключение
Настольная игра – прекрасное средство формирования интеллектуального досуга детей в детском саду и дома.
Данный проект даёт возможность познакомиться с самыми успешными настольными играми. В содержании занятий представлены несколько видов настольных игр, содержание которых позволит детям знакомиться с настольными играми постепенно, двигаясь от самых простых к более сложным.
Воспитанники «Клуба настольных игр» получат эмоциональное удовлетворение, разовьют умения, концентрируя внимание на динамичном вовлечении в познавательный процесс через игровую исследовательскую активность. Клуб интеллектуальных настольных игр позволит развивать у воспитанников интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные навыки, логическое мышление.
-
Литература
-
Баринова, Н. Ребенок развивается в игре [Текст] / Н. Баринова// Ребенок в детском саду.
- 2010. № 6. - С. 20-22.
-
Автомонов, О. Играем с детьми в настольные игры [Текст] / О. Автомонов//Дошкольное
образование - Первое сентября. - 2014. - № 10. - С. 52-56.
-
Костюхина, М.Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр / Марина
Костюхина. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 656 с.: ил.(Серия «Культура повседневности»).
-
Кравцова Е.Е. Кравцов Г.Г. Психология игры. Культурно-исторический подход. М.,
ООО «Левъ», 2017.
-
Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр /
Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. –