Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Образовательная программа по внеурочной деятельности во 2-4 классах "Моя малая Родина"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Кактолгинская средняя общеобразовательная школа

 

ПРОГРАММА КРУЖКА

 по внеурочной деятельности

 

« Моя малая Родина»

для учащихся 2- 4 классов

на 3 года  обучения.

 

 

                                                      Автор: Агапова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

Категория: высшая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.      Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей малой Родины. Так  основными направлениями  Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание гражданственности, патриотизма.  Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в  кружковой работе. Для учащихся 2-4 классов разработана программа кружка по внеурочной деятельности « Моя малая Родина».

  Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого учащегося;
  • единство развития коллективных свойств  творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Особенность программы

Программа рассчитана на учащихся 2- 4 классов . Курс программы рассчитан на  102 часа. Занятия для учащихся второго класса начинаются с первого сентября. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы».     Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане.   Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

  Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

-создание  условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

- воспитание гражданского самопознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

 

ЗАДАЧИ :

- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

- уточнять знания о достопримечательностях Газимуро-Заводского  района;

-познакомить с земляками, внёсших вклад  в победу над врагом, в развитие села,

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

- расширять знания об истории родного села, о труде людей нашего села, района, края.

Ожидаемым  результатом Программы будет:

устойчивый интерес к истории своей малой родины,

знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,

знания  правил охраны природы,
способность творчески мыслить и рассуждать,

умение использовать полученные знания  на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

 

 

Ожидаемый результат за 3 года обучения.
 

Что мы знаем:

Что умеем:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику Забайкальского края и Газимуро-Заводского  района, названия сёл района, рек и других объектов.

Составлять устный рассказ о своей школе. о семье.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края.

Формы охраны природы.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

Соблюдать правила поведения в природе.

Национальный состав села, праздники и обычаи народов.

Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

 

  свою взаимосвязь с окружающим микромиром

переносить полученные знания  на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

умения общаться, сотрудничать.

 

заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
 

 

Работа кружка по внеурочной деятельности осуществляется через организацию следующих видов деятельности:

- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа, участие в научно-исследовательских работах.

 

 

 Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразного дидактического материала.

- наличие мультимедийного оборудования.

Реализация Программы: 2014-2015- 2016-2017 учебные годы.

Учебно-тематический план

2 класс

 

№п/п

Раздел

Тема

Кол-во

Содержание занятий

Результат

Примечание

1

 

Мой дом.

Моя семья.

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

 

 

 

1

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

 

 

2

 

« Моя семья»

 

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

 

3-4

 

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

1-2

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

 

Понятие о

генеалогии

Составление родословной

5

 

    Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

    1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная

 

6

 

 

Вводное занятие. Что такое краеведение?

Правила техники безопасности.

1

Беседа.

Понятие «краеведение».

 Правила поведения на экскурсии.

 

7

 

С кем я живу.

1

Беседа.

Конкурс рассказов «Когда я был маленьким»

Формирование навыков творческого рассказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои родственники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа. Игра « А ты мне кто?»

Диагностика

« Дом,в котором я живу»

 

 

 

 

Родственные отношения между членами семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Мой лучший друг.

 

 

1

Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.

 

 

Развитие творческих способностей, речи.

 

10

Моё село. Мой край.

Это моя школа. А что вокруг?

1

экскурсия

Устное описание объектов природы и культуры.

 

11

 

Моё село на карте

1

Практическая работа.

 

 

 

Умение ориентироваться по карте, находить объекты

 

 

12

 

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

1

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название

улиц села

Творческая работа

13

 

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

( гимн, флаг, герб страны)

 

14

 

 

Символика Газимуро-Заводского района.

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

 

Символы района

( флаг, герб)

 

15

 

Карта – схема Газимуро-Заводского района. Игра

« Где эта улица?»

1

Рассказ, игра.

 

Умение пользоваться картой – схемой района

16

 

Безопасный путь в школу и из школы домой.

 

 

 

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута

 

 

 

17

 

Кто живёт рядом у школы.

1

 

 

 

 

Экскурсия в детский сад и на пришкольный участок.

Беседа.

.

Умение устанавливать причинно- следственные связи.

 

18

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

1

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время.

 Навык изготовления кормушек.

 

 

19

 

Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

 

Наблюдение

20

 

« Древесные растения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие древесных растений.

 

Определение названия древесного растения по листьям.

21-22

 

« Доктор- природа».

1-2

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

 

23-24

 

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

1-2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.

 

Практическая индивидуальная работа. Проектная деятельность.10 часов

 

 

Учебно-тематический план

3 класс

 

№п/п

Раздел

Тема

Кол-во

Содержание занятий

Результат

1-2

Природа и мы.

Лес - наше богатство.

2

Беседа, чтение стихотворений, игра.

 

3-4

 

Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги.

2

Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации.

 

5-6

 

Охраняемые животные и растения  нашего края.

2

Беседа. Прослушивание сообщений.

 

7-8

 

Экскурсия в краеведческий музей.

2

Экскурсия в зал природы нашего края

 

9-10

Моё село. Мой край.

Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

2

Экскурсия

 

11-12

 

Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

2

Беседа, просмотр презентации.

 

13-14

 

Мой знаменитый земляк.

2

Сообщение учащихся

 

15-16

 Моя семья. Мой дом.

Праздники и обычаи моей семьи.

2

Беседа.

 Творческая работа с привлечением родителей.

 

17-18

 

Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации.

2

Беседа. Работа   с литературой.

Подготовка проектов с привлечением родителей.

 

19-20

 

 Презентация творческих  проектов

«Праздники моей семьи».

2

Конкурс  рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи».

 

21-22

Природа и мы.

Звери, птицы  и растения нашего края весной.

2

Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов.

Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию)

23

 

 

24

 

 

Моё село. Мой край.

Достопримечательные места с. Кактолга.

 

Экскурсия по достопримечательным местам родного села.

1

 

 

1

Беседа. Презентация. Игра

 

Экскурсия.

Достопримечательности родного села.

25

 

Чему мы научились за год.

1

Игра

Проверка полученных знаний.

26-27

 

Презентация индивидуальных творческих проектов.

2

 

 

 

Презентация.

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией.

Практическая индивидуальная работа-7 часов

Учебно-тематический план.

4 класс

 

 

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Результат

1-2

Мой дом. Моя семья.

Профессии членов моей семьи.

2

Беседа

Профессия,

место и  содержание  работы родителей.

3-4

 

Этому я научился у своих родных.

2

Подготовка  к выставке. Практическая работа.

Развитие творческих способностей.

 Моё участие в жизни  семьи.

5-6

 

Этому я научился у своих родных. Выставка.

2

Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов.

Развитие коммуникативных умений.

 

7-8

Моё село. Мой край.

Каким было моё село раньше.

2

Работа со статьями  в районной газете.

Вклад старших родственников и земляков в дело Победы.

Работа с информацией.

9-10

 

Каким было моё село раньше. Экскурсия.

2

Экскурсия в библиотеку

Связь истории страны с историей села.

Жизнь и быт.

11-12

Природа и мы.

Что растёт на школьном поле.

2

Экскурсия на поле.

Растения полей . Их роль для жизни села, района, края.

Труд хлеборобов.

13-14

 

Природные ресурсы моего края и пути их применения.

2

Беседа.

Презентация.

Природные ресурсы района, области и пути их применения.

15-16

 

Правила охраны природы моего края.

2

Лекция.

Практикум.

Составление советов, памяток по теме охраны природы. 

Закон об охране природы. Формы охраны природы.

17-18

 

Леса родного края.

 Акция

« Посади дерево»

2

Практическое природоохранное дело.

Озеленение своей улицы, двора.

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

 

17-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реки моего края.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, викторина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

 

19-20

 

 

 

 

 

   Акция

« Спасём Землю!».

2

Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов.

 

 

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

 

Причины загрязнения водоёмов.

21-22

 

Экологическая фотовыставка.

2

Оформление фотовыставки

« Береги природу!»

Вести разговор на экологическую тему.

23-24

 

Подготовка коллективного творческого проекта.

2

Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного  материала.

 

Коллективное планирование,

применение  полученных знаний.

 

25-26

 

Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина»

2

Презентация.

Коммуникативные умения.

27-28

 

Итоговая познавательная игра « Наш край».

2

Игра.

Применение  полученных знаний.

 

Практическая индивидуальная работа-6 часов