Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ «Спортивная ритмика»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида» г. Ухта Республика Коми
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ
«Спортивная ритмика»
Савина Светлана Григорьевна
Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Календарно-тематическое планирование
- Диагностика
- Программно-методическое обеспечение
- Приложения
.Пояснительная записка
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного, физического развития ребенка, формируется личность человека.
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Формирование здоровья детей, их полноценное развитие – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержку, нарушения, несоответствия нормам развития детей. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, а деятельность педагогов должна включать развивающие методы работы с детьми.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является не только своевременное развитие, но и необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Особое значение эта задача принимает при организации образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида, в том числе для детей с нарушениями речи. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушениями речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. У детей нарушено воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным характеристикам (путают последовательность элементов действия, опускают его составные части), они испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с направлением движений.
Особенно значимо решение этой проблемы в работе ДОУ для детей, имеющих нарушения речи. Наличие речевой патологии у детей дошкольного возраста усложняет и видоизменяет процесс работы над основными задачами по их оздоровлению и физическому воспитанию.
« Образовательная программа по реализации дополнительных
общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 94» «Спортивная ритмика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Постановление правительства РФ № 706 от 15.08.2013г «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
- Приказ 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо от 14.03.2000 г. М-65/23-16 « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Дополнительная образовательная программа «Спортивная ритмика» имеет физкультурно-спортивную направленность, является одним из структурных компонентов дошкольного образования, представляет собой широкий спектр содержания работы с детьми, способствующий развитию физических качеств, умению двигаться под музыку, развития чувства ритма, двигательной и зрительной памяти, равновесия.
Новизна данной физкультурно-спортивной программы «Спортивная ритмика заключается в использовании нетрадиционных средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и др.
Особую роль играет ритмическая гимнастика в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Синтез двух искусств – физической культуры и ритмики, соединение спортивных упражнений, движений и ритма музыкального произведения – помогает детям более успешно преодолевать нарушение общей моторики, координации движений
Стимуляция развития основных движений ребенка оказывает положительное действие на его речевое развитие, т.к. двигательные и речевые зоны располагаются очень близко в коре головного мозга. Кроме того, такие занятия способствуют развитию памяти, внимания, выносливости. Использование музыки оказывает дополнительное терапевтическое воздействие на развитие ребенка: благотворное влияние функциональной музыки выражается, во-первых, в положительной роли оптимального эмоционального возбуждения, и, во-вторых, стимулирование ритмики работы двигательного аппарата. Мелодичные ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.
Степ-аэробика как вариативный вид занятий ритмической гимнастикой имеет огромный развивающий потенциал, особенно для детей, имеющих нарушения развития. Они способствуют:
- формированию правильной осанки, костно-мышечного корсета;
- укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- усиление кровообращения, питания головного мозга и позвоночного столба;
- усиление обмена веществ в организме;
- формированию умения ритмически согласованно выполнять движения.
Кроме того, степ-аэробика помогает решению ряда коррекционных задач, таких как:
- развитие двигательной памяти;
- развитие равновесия, координации движений ребенка с ОНР, согласование движения с ритмом музыкального произведения;
- развитие выносливости, бодрости;
- снятие психоэмоционального напряжения ребенка;
- повышение двигательной активности;
- повышение мотивации к занятиям физической культурой;
- развитие ориентировки в пространстве.
Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнений.
Степ-платформа как спортивный инвентарь используется у нас не только на этапе ОРУ, но и является атрибутом для проведения подвижных игр, эстафет; используется как ориентир во вводной части (для бега и ходьбы «змейкой»), в основной части – для развития ловкости, равновесия, прыжков и т.д.
Комплексы, которые используются в работе с детьми, могут включаться и на спортивных праздниках, развлечениях. Это поддерживает высокий интерес и мотивацию детей, что также способствует достижению лучших результатов в коррекционно-оздоровительной работе.
Занятия фитбол-гимнастикой вызывает большой интерес у детей. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся. Упражнения с мячом способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и др. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба в различных его отделах.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы Данная программа разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи. Этим детям характерен чрезвычайно сниженный либо, наоборот, повышенный тонус мышц, слабая двигательная память, низкий уровень общей физической подготовки. Кроме того, отмечаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук, неустойчивость внимания. У многих детей присутствует нарушение осанки: слабое развитие мышц брюшного пресса, сутулость, опущение плеч, впалая грудная клетка, шаркающая походка.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у них сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушениями речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. У детей нарушено воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным характеристикам (путают последовательность элементов действия, опускают его составные части), они испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с направлением движений.
Специалисты, изучающие данный контингент детей (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка с речевой патологией. Таким образом, четко встает необходимость проведения с детьми более насыщенной оздоровительно-развивающей работы в системе и взаимосвязи всех субъектов педагогического процесс, так как здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Формирование здоровья детей, их полноценное развитие – одна из основных проблем в современном обществе для детей с нарушениями речи.
Основная цель программы «Спортивная ритмика» - стимулирование и развитие общей моторики, содействие становлению двигательного стереотипа через использование музыкально-ритмических образов у детей с нарушениями речи, а также совершенствование двигательных умений и навыков детей, развитие культуры движений, телесной рефлексии.
Данная цель конкретизируется в решении ряда задач:
- развивать музыкально-ритмические движения детей (подчинение действий ритму музыкального произведения), совершенствование общей моторики;
- развивать координацию движений в микро- и макропространстве, функции равновесия и вестибулярного аппарата, мышечную силу, гибкость, выносливость;
- содействовать развитию чувства ритма, двигательной памяти, внимания;
- укреплять мышечный корсет, в том числе воспитывать правильную осанку, способствовать профилактике плоскостопия, укреплению мышц брюшного пресса, спины и таза;
- способствовать увеличению гибкости и подвижности суставов;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Принципы
Доступности основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
Эффективности – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.
Эмоциональности достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
Систематичности
Последовательности
Настоящая программа составлена на основе содержания оздоровительно-развивающей программы «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. Кроме того, при составлении данной рабочей учебной программы учитывались рекомендации вышеуказанных авторов по организации и проведению с детьми дошкольного возраста лечебно-профилактического танца «Фитнес-данс».
Основные методы и приемы работы
Игроритмика - специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
Игрогимнастика – строевые , общеразвивающие упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки;
Игротанцы – хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические танцы;
Танцевально- ритмическая гимнастика - образно-танцевальные композиции;
Игропластика –Пальчиковая гимнастика – развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук;
Музыкально-подвижные игры – имитация, подражание, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования;
Настоящая программа составлена с учетом содержания образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Программа «Спортивная ритмика» включает 40 занятий для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и 32 занятия для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В старшей возрастной группе проводится по 5 занятий в месяц (одно – два занятия в неделю); в группе среднего дошкольного возраста – по 4 занятия в месяц (одно занятие в неделю). Длительность занятия подчиняется требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13:
- занятие для детей среднего дошкольного возраста – не более 20 минут;
- занятие для детей старшего дошкольного возраста – не более 30 минут.
Содержание программы «Спортивная ритмика» соотносится с требованиями и содержанием общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, реализуемой в ДОУ.
Работа с родителями
Индивидуальная работа
Мастер – классы
Выступления на родительских собраниях
Семинары - практикумы
Ожидаемые результаты реализации
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения дополнительной образовательной программ
- дети 5 лет после освоения содержания знают:
- основной шаг на степах;
- приемы выполнения основных упражнений на фитболах;
- дети 5 лет после освоения содержания программы умеют:
- согласовывать движения с музыкой;
- выполнять строевые упражнения (в шеренгу, в колонну);
- ориентироваться в пространстве;
- ходить под музыку с выполнением заданий: на носочках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоких подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом;
- выполнять на степе основной шаг;
- выполнять небольшую композицию на степах по показу взрослого;
- выполнять упражнения на фитболах: покачивание, шаг на месте и приставной шаг влево и вправо, удерживая равновесие.
- дети 6-7 лет после освоения содержания программы знают:
- основной шаг на степах;
- шаг «ви-степ»;
- приемы выполнения основных упражнений на фитболах;
- дети 6-7 лет после освоения содержания программы умеют:
- согласовывать движения с музыкой в разном темпе;
- выполнять под музыку в заданном темпе разные виды ходьбы – на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок, ходьба в полуприседе; с разным положением рук;
- выполнять упражнения на фитболах: шаг на месте, вперед – назад, по диагонали (march), приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотом (step-touch), выпад веред, в сторону (lunge), подъем согнутой ноги, колено вверх (knee-up), прыжки ноги врозь-вместе, сидя на мяче (jamping-jack);
- выполнять на степе основной шаг, шаг «ви-степ» (одинарный, двойной, тройной);
- выполнять композицию под разную музыку (темп, ритм) по показу взрослого и самостоятельно;
- самостоятельно придумывать движения под разную музыку согласно ритму и темпу.
Учебный план
|
Объем учебной нагрузки по программе
|
|
Возрастная группа: 4-5 лет |
Возрастная группа: 5-7 лет |
|
Занятие «Фитбол» |
2 |
2 |
Занятие «Степ-аэробика» |
2 |
2-3 |
Всего в месяц |
4 |
4-5 |
Всего занятий в год |
32 |
40 |
Календарно – тематическое планирование работы с детьми 4-5 лет
по программе «Спортивная ритмика»
месяц |
№ занятия |
Корригирующие упражнения |
Игроритмика |
Общеразвивающие упражнения |
Упражнения на степах |
Упражнения на фитболах |
Ритмический танец |
Музыкально-подвижная игра |
|
октябрь |
1 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на носочках |
Хлопки в такт музыке |
без предметов |
Знакомство со степом, основной шаг |
|
|
«Найди своё место» |
2 |
Ходьба на носочках с разным положением рук |
Хлопки в такт музыке |
Основной шаг на степ |
|
|
||||
3 |
Ходьба на пятках |
Ходьба, сидя на стуле |
|
Знакомство с фитболом, покачивание под музыку |
Знакомство с танцем «Кузнечик»: хлопки руками перед собой и по коленам |
«На прогулку» |
|||
4 |
Ходьба на носочках и на пятках |
Ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
|
Покачивание под музыку, сидя на фитболе |
«Кузнечик»: разучивание упражнения «ножницы» и «кулачки» |
||||
ноябрь |
5 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на наружных сторонах стоп, на носках |
Ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
с предметами |
Основной шаг на степ |
|
|
«Нитка и иголка» |
6 |
Ходьба с высоким подниманием колен и на пятках |
Акцентированная ходьба |
Основной шаг на степ |
|
|
||||
7 |
Ходьба мелким и широким шагом |
Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками |
|
Покачивание под музыку, лежа на животе на фитболе |
«Кузнечик»: объединение разученных движений – выполнение под музыку |
«Цапля и лягушки» |
|||
8 |
Ходьба на носках |
Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками
|
|
Покачивание под музыку, лежа на животе на фитболе |
«Кузнечик»: объединение разученных движений – выполнение под музыку
|
||||
декабрь |
9 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба мелким и широким шагом |
Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками |
без предметов |
Основной шаг на степ с хлопком |
|
|
«Найди своё место» |
10 |
Ходьба на пятках, мелким и широким шагом |
Хлопки и удары ногой на каждый счет |
Основной шаг на степ с хлопком |
|
|
||||
11 |
Ходьба с высоким подниманием колен и на пятках |
Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет |
|
Покачивание под музыку, сидя на фитболе, руки в стороны |
«Кузнечик»: разучивание прыжков на месте, прыжки движением «ноги вместе – ноги врозь» |
«Нитка и иголка» |
|||
12 |
Ходьба приставным шагом |
Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет |
|
Покачивание под музыку, сидя на фитболе, руки на поясе |
«Кузнечик»: разучивание прыжков с одновременным поднятием рук и движением «ноги вместе – ноги врозь» |
||||
январь |
13 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Движение руками в разном темпе; различие динамики звука (громко – тихо) |
с предметами |
Разучивание композиции «Малыши» с использованием основного шага |
|
|
«На прогулку» |
14 |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Поднимание рук на два счета |
Разучивание композиции «Малыши» с использованием основного шага |
|
|
||||
15 |
Ходьба с высоким подниманием колен и на пятках |
Поднимание рук на четыре счета |
|
Шаги на месте с сохранением равновесия |
«Кузнечик»: разучивание ритмичных подскоков на месте |
«Цапля и лягушки» |
|||
16 |
Ходьба на наружных сторонах стоп, на носках |
Движение руками в разном темпе |
|
Шаги на месте с сохранением равновесия |
«Кузнечик»: разучивание ритмичных подскоков на месте и с поворотом вокруг себя |
||||
февраль |
17 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на пятках, мелким и широким шагом |
Движение руками в разном темпе; различие динамики звука (громко – тихо) |
без предметов |
Разучивание композиции «Малыши» с использованием основного шага |
|
|
«Водяной» |
18 |
Ходьба на носочках с разным положением рук |
Движение руками в разном темпе; различие динамики звука (громко – тихо) |
Разучивание композиции «Малыши» с использованием основного шага |
|
|
||||
19 |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Хлопки и удары ногой на каждый счет, только на первый счет |
|
Покачивание под музыку, лежа на животе на фитболе; сидя на фитболе, руки на поясе |
«Кузнечик»: объединение разученных упражнений – выполнение танца под музыку |
«Отгадай, чей голосок» |
|||
20 |
Ходьба мелким и широким шагом |
Хлопки и удары ногой на каждый счет, только на первый счет |
|
Покачивание под музыку, лежа на животе на фитболе; сидя на фитболе, руки на поясе |
«Кузнечик»: объединение разученных упражнений – выполнение танца под музыку |
||||
март |
21 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба приставным шагом |
Выполнение простейших движений руками в различном темпе |
с предметами |
Разучивание композиции «Антошка» с использованием основного шага |
|
|
«Попрыгунчики и воробушки» |
22 |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Выполнение простейших движений руками в различном темпе |
Разучивание композиции «Антошка» с использованием основного шага |
|
|
||||
23 |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Выполнение простейших движений руками в различном темпе |
|
Приставной шаг вперед и назад |
Знакомство с танцем «Полечка сидя»: разучивание движений |
«Совушка» |
|||
24 |
Ходьба с высоким подниманием колен и на пятках |
Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками |
|
Приставной шаг вперед и назад |
Знакомство с танцем «Полечка сидя»: разучивание движений |
||||
апрель |
25 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на носочках с разным положением рук |
Акцентированная ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
без предметов |
Разучивание композиции «Антошка» с использованием основного шага |
|
|
«Водяной» |
26 |
Ходьба на пятках |
Акцентированная ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
Разучивание композиции «Антошка» с использованием основного шага |
|
|
||||
27 |
Ходьба на носочках и на пятках |
Хлопки и удары ногой на каждый счет, только на первый счет |
|
Приставной шаг влево и вправо |
Знакомство с танцем «Полечка сидя»: разучивание движений, выполнение танца под музыку |
«Попрыгунчики и воробушки» |
|||
28 |
Ходьба на наружных сторонах стоп, на носках |
Хлопки на первый счет, на второй-третий-четвертый пауза |
|
Приставной шаг влево и вправо |
Знакомство с танцем «Полечка сидя»: разучивание движений, выполнение танца под музыку |
||||
май |
29 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на наружных сторонах стоп, на носках |
Хлопки на первый счет, на второй-третий-четвертый пауза |
с предметами |
Повторение |
|
|
«Совушка» |
30 |
Ходьба на пятках, мелким и широким шагом |
Акцентированная ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
Повторение |
|
|
||||
31 |
Ходьба на носочках с разным положением рук |
Выполнение простейших движений руками в различном темпе |
|
Приставной шаг влево и вправо, вперед и назад с сохранением равновесия |
Танец «Кузнечик» |
«Отгадай, чей голосок» |
|||
32 |
Ходьба приставным шагом в сторону – вправо и влево |
Акцентированная ходьба, сидя на стуле в сочетании с хлопками |
|
Приставной шаг влево и вправо, вперед и назад с сохранением равновесия |
Танец «Полечка сидя» |
Календарно – тематическое планирование работы с детьми 5-7 лет
по программе «Спортивная ритмика»
месяц |
№ занятия |
Корригирующие упражнения |
Игроритмика |
Общеразвивающие упражнения |
Игропластика |
Упражнения на степах |
Упражнения на фитболах |
Ритмический танец |
Творчество |
Музыкально-подвижная игра |
|
октябрь |
1 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на носках с разным положением рук |
Хлопки на каждый счет и через счет |
без предметов |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
Основной шаг на степе; композиция с использованием основного шага |
|
|
«Зеркало» |
«Волк во рву» |
2 |
Ходьба на пятках на наружных сторонах стоп |
Удары ногой на каждый счет и через счет |
|
|
|||||||
3 |
Ходьба на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена |
Ходьба на каждый счет и через счет в сочетании с ударами ногой |
|
|
«Повтори за мной» |
«Пятнашки» |
|||||
4 |
Ходьба с высоким подниманием колена, широким и мелким шагом |
Хлопки на первый счет, на второй, третий, четвертый счет - пауза |
|
|
|||||||
5 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
|||||||||
ноябрь |
6 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба приставным шагом вперед и назад |
Хлопки на первый счет, на 2, 3, 4 счет – пауза, на 5 – притоп, на 6, 7, 8 – пауза |
с предметами |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
|
Покачивание на фитболах под музыку, шаг на месте, вперед-назад |
Танец «Кузнечик»: повторение |
«Придумай под музыку» |
«Займи домик» |
7 |
Ходьба перекатом с пятки на носок, на пятках |
Хлопки на первый счет, на 2, 3, 4 счет – пауза, на 5 – притоп, на 6, 7, 8 – пауза |
Покачивание на фитболах под музыку, шаг на месте, вперед-назад |
Танец «Кузнечик»: повторение |
|||||||
8 |
Ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колена |
Акцентированная ходьба с одновременными хлопками |
Шаг вперед-назад и по диагонали |
Танец «Кузнечик»: повторение |
«Не ошибись» |
«Раз, два, три!» |
|||||
9 |
Ходьба перекатом с пятки на носок, с поворотом |
Поднимание рук на каждый счет |
Шаг вперед-назад и по диагонали |
Танец «Кузнечик»: повторение |
|||||||
10 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
|||||||||
декабрь |
11 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба врассыпную, ходьба в чередовании с бегом |
Выполнение различных простых движений руками в различном темпе |
без предметов |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
Разучивание шага «ви-степ»: одинарный, двойной, тройной |
|
|
«Подружим музыку с движением» |
«Волк во рву» |
12 |
Ходьба на носках с разным положением рук |
Выполнение различных простых движений руками в различном темпе |
|
|
|||||||
13 |
Ходьба на пятках на наружных сторонах стоп |
Акцентированная ходьба с одновременными хлопками |
|
|
«Я танцую лучше всех» |
«Раз, два, три!» |
|||||
14 |
Ходьба на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена |
Хлопки на первый счет, на 2, 3, 4 счет – пауза, на 5 – притоп, на 6, 7, 8 – пауза |
|
|
|||||||
|
15 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
||||||||
январь |
16 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба с высоким подниманием колена, широким и мелким шагом |
Движение руками в разном темпе; различие динамики звука (громко – тихо) |
с предметами |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
|
Приставной шаг «Step-touch» вправо - влево |
Знакомство с танцем «Буратино» (разучивание прыжков) |
«Тихий и громкий танец» |
«Пятнашки» |
17 |
Ходьба приставным шагом вперед и назад |
Хлопки поочередно перед собой и по бокам на сильные доли такта |
Приставной шаг «Step-touch» вперед - назад |
«Буратино»: разучивание прыжков |
|||||||
18 |
Ходьба перекатом с пятки на носок, на пятках |
Хлопки поочередно перед собой и по бокам на сильные доли такта |
Приставной шаг «Step-touch» с поворотом |
«Буратино»: разучивание поворотом с одновременным выносом рук в стороны
|
«Зеркало» |
«Займи домик» |
|||||
19 |
Ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колена |
Хлопки поочередно перед собой и по бокам в сочетании с ходьбой на сильные доли такта |
Приставной шаг «Step-touch» (вправо – влево, вперед-назад, с поворотом)
|
«Буратино»: объединение разученных элементов, выполнение под музыку
|
|||||||
|
20 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей
|
||||||||
февраль |
21 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба перекатом с пятки на носок, с поворотом |
Сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками через счет |
без предметов |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
Разучивание композиции с использованием основного шага и шага «ви-степ» |
|
|
«Повтори за мной» |
«К своим флажкам» |
22 |
Ходьба врассыпную, ходьба в чередовании с бегом |
Сочетание хлопков на каждый счет с ходьбой через счет |
|
|
|||||||
23 |
Ходьба на носках с разным положением рук |
Сочетание хлопков на каждый счет с ходьбой через счет |
|
|
«Рисунок руками» |
«Музыкальная змейка» |
|||||
24 |
Ходьба на пятках на наружных сторонах стоп |
Хлопки поочередно перед собой и по бокам в сочетании с ходьбой на сильные доли такта |
|
|
|||||||
|
25 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
||||||||
март |
26 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена |
Выполнение бега по кругу на каждый счет и через счет – небольшими прыжками с ноги на ногу |
с предметами |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
|
Разучивание шага «knee-up» - подъем согнутой ноги, колено вверх |
Знакомство с танцем «Давай танцуй», разучивание элементов |
«Придумай под музыку» |
«День – ночь» |
27 |
Ходьба с высоким подниманием колена, широким и мелким шагом |
Выполнение бега по кругу на каждый счет и через счет – небольшими прыжками с ноги на ногу |
Разучивание шага «knee-up» - подъем согнутой ноги, колено вверх |
«Давай танцуй»: разучивание элементов |
|||||||
28 |
Ходьба приставным шагом вперед и назад |
Сочетание ходьбы и хлопков через счет, на сильную долю такта |
Покачивание на фитболе, приставной шаг «Step-touch» вправо-влево |
«Давай танцуй»: разучивание элементов |
«Не ошибись» |
«Птица без гнезда» |
|||||
29 |
Ходьба перекатом с пятки на носок, на пятках |
Сочетание ходьбы и хлопков через счет, на сильную долю такта |
Покачивание на фитболе, приставной шаг «Step-touch» вперед-назад |
«Давай танцуй»: объединение разученных элементов, выполнение под музыку |
|||||||
|
30 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
||||||||
апрель |
31 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колена |
Ходьба на каждый счет и через счет в сочетании с ударами ногой |
без предметов |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
Разучивание композиции №2 с использованием основного шага и шага «ви-степ» |
|
|
«Подружим музыку с движением» |
«Громко – тихо» |
32 |
Ходьба перекатом с пятки на носок, с поворотом |
Хлопки на первый счет, на 2, 3, 4 счет – пауза, на 5 – притоп, на 6, 7, 8 – пауза |
|
|
|||||||
33 |
Ходьба врассыпную, ходьба в чередовании с бегом |
Выполнение хлопка на сильную долю такта, притопа – на слабую долю такта |
|
|
«Я танцую лучше всех» |
«К своим флажкам» |
|||||
34 |
Ходьба на носках с разным положением рук |
Хлопки и удары ногой сильной доли такта 2-хдольного и 3-хдольного музыкального размера
|
|
|
|||||||
|
35 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
||||||||
май |
36 |
Ходьба под музыку согласованным движением рук и ног |
Ходьба на пятках на наружных сторонах стоп |
Хлопки и удары ногой сильной доли такта 2-хдольного и 3-хдольного музыкального размера |
с предметами |
Упражнения на развитие мышечной силы и гибкости |
|
Разучивание упражнения «lunge» - выпады вперед |
Знакомство с танцем «Разноцветная игра»: разучивание элементов |
«Тихий и громкий танец» |
«День – ночь» |
37 |
Ходьба на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена |
«Гимнастическое дирижирование» – тактирование на музыкальный размер при передвижении шагом |
Разучивание упражнения «lunge» - выпады в стороны |
Знакомство с танцем «Разноцветная игра»: разучивание элементов |
|||||||
38 |
Ходьба с высоким подниманием колена, широким и мелким шагом |
«Гимнастическое дирижирование» – тактирование на музыкальный размер при передвижении шагом |
Разучивание упражнения «lunge» - выпады вперед и в стороны |
Знакомство с танцем «Разноцветная игра»: разучивание элементов |
«Зеркало» |
«Птица без гнезда» |
|||||
39 |
Ходьба приставным шагом вперед и назад |
«Гимнастическое дирижирование» – тактирование на музыкальный размер при передвижении шагом |
Разучивание упражнения «lunge» - выпады вперед и в стороны |
«Разноцветная игра»: объединение разученных элементов, выполнение под музыку |
|||||||
|
40 |
Закрепление пройденного материала |
По выбору детей |
Критерии диагностики уровня физического развития детей 5 лет при освоении курса программы
«Спортивная ритмика»
критерий диагностики |
уровни освоения программы |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Чувство ритма |
Согласовывает движения рук и ног с ритмом музыкального произведения |
Может согласовывать с ритмом музыкального произведения только движения ног (руки двигаются без учета ритма) |
Не может выполнить упражнение в соответствии с ритмом музыкального произведения |
Координация движений |
Способен точно повторить упражнение одновременно с показом взрослого |
Повторяет упражнение одновременно с показом взрослого, допуская неточности |
Не может повторить упражнение за взрослым одновременно с показом, требуется помощь |
Равновесие |
Выполняет упражнение «Цапля» более 7 сек. |
Выполняет упражнение «Цапля» в течение 4-7 сек. |
Выполняет упражнение «Цапля» менее 4 сек. |
Сила мышц брюшного пресса |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» более 11 раз |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» 8-11 раз |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» менее 8 раз |
Двигательная память |
Выполняет без показа под музыку знакомые движения |
Выполняет упражнения по словесной подсказке |
Выполняет движение только по показу взрослого или сверстника |
Гибкость |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - более 13 см |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - 7-13 см |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - меньше 7 см |
Критерии диагностики уровня физического развития детей 5-7 лет при освоении курса программы
«Спортивная ритмика»
критерий диагностики |
уровни освоения программы |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Чувство ритма |
Выполняет движение точно под ритм музыкального произведения |
Выполняет движение в соответствии с ритмом с помощью взрослого (под счет, по показу) |
Не может выполнить упражнение в соответствии с ритмом музыкального произведения |
Координация движений |
Способен самостоятельно повторить упражнение за взрослым после однократного показа |
Может повторить упражнение после нескольких показов |
Не может точно передать схему упражнения |
Равновесие |
Выполняет упражнение «Цапля» более 10 сек. |
Выполняет упражнение «Цапля» в течение 5-10 сек. |
Выполняет упражнение «Цапля» менее 5 сек. |
Сила мышц брюшного пресса |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» более 14 раз |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» от 11 до 14 раз |
Выполняет упражнение «Ванька – встанька» меньше 11 раз |
Двигательное творчество |
Самостоятельно придумывает движение под разную музыку согласно ритму и темпу |
Чаще, выполняет знакомые движения; движения, в основном, однообразны |
Выполняет движение только по показу взрослого или сверстника |
Двигательная память |
Легко запоминает новые движения, точно воспроизводит движения и рисунок ритмического танца |
Запоминает движения достаточно легко; ритмический рисунок танца воспроизводит с помощью взрослого |
Выполняет движения танца только по показу взрослого или сверстника |
Гибкость |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - более 10 см |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - 5-10 см |
При выполнении упражнения «Перочинный ножик» результат - меньше 5 |