«Обобщение знаний о частях речи, главные и второстепенные члены предложения»
МБОУ Буруканская ООШ
Автор: Домошонкина Ольга Павловна, учитель начальных классов
Урок в 3 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи, главные и второстепенные члены предложения»
Программа «Гармония», автор учебника Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С
ФГОС.
Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи, главные и второстепенные члены предложения».
Цель урока: создать условия для общения и систематизации знаний о частях речи, главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
Образовательная:
-организовать деятельность учащихся для общения и систематизации знаний о роли частей речи, главных и второстепенных членах предложения.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной. групповой работе, умение слушать других.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, речь, мыслительные операции у учащихся.
Метапредметная:
Личностные УУД:
Помочь осознать ценность совместной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применение анализа. сравнения, обобщения для упорядочнения, установления закономерностей на основе фактов.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в парной и групповой работе
договариваться о распределении функций в совместной работе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, рабочая тетрадь на печатной основе, автор Соловейчик М.С. раздаточный материал по русскому языку
План урока
Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели, друг на друга поглядели,
Улыбнулись раз и два,
Начинаем, детвора?
- А девиз у нас такой-
«Делай больше, меньше говори,
Большие дела на уроке верши!»
Положите перед собой карту успеха. Внимательно посмотрите и выберите для себя установку на урок, отметьте её галочкой.
-Я буду доброжелателен.
-Я буду внимателен.
-Я буду старателен.
-Я буду активен.
Проверка д/з-№426
Чистописание. Спишите красиво слоги. Составьте из них слова, а из слов предложения.
Про вок по та руг ка за ли лись ны .Записать предложение. обозначить в нём части речи.
Постановка темы урока.
Всему название дано-
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным- полно
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,- обозначено словами.
Постановка темы урока : попробуйте, ребята, сформулировать тему нашего урока. (Закрепление и обобщение о частях речи)
Актуализация ранее изученного
Какие части речи вы знаете? .Назовите их.
-Чему учились ? (учились распознавать части речи)
-Как мы это делали?
1.задавали вопросы к слову.
2.определяли, что обозначает это слово.(предмет, признак предмета, действие предмета).
Проверяем себя. Применяем полученные знания.
( (с объяснением орфограмм, частей речи)
Слова: роса, утро, весёлый, гулять, радость, бежит ,листва, звонкий, ушёл, вкусный, зелёная, каникулы, берёза, лёгкий, полезный, учатся, дружные,
опустели, цирк.
Самостоятельно упр.№429. Поверка.
Упражнения в распознавании частей речи.
Работа у доски: Прочитай цепочки слов. Вставь пропущенные буквы, ответ обоснуй. В каждой строчке найди лишнее слово, подчеркни его. (работа в парах)
1.речистый, река, полезный;
2.написать, сочинить, огромный;
3.душистая,написал, чёрный, ласковая.
Физкультминутка (упражнения для глаз)
Логическая разминка.
-Напиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как во второе к первому.
Лес –лось, река-(рыба)
Солёный- сахарный, утренний…(ночной)
Учитель- человек, ветеринар-(животное)
Поднял_ отпустил, поссорился- (помирился)
-антонимы.
Работа в группе. Работа с пословицами.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи в следующем порядке :
-пословицы, в которых нет имён прилагательных; (3)
-пословицы, в которых нет глаголов(4)
-пословицы, в которых нет имён существительных(2)
Закончите пословицей, в которой есть все части речи(1)
(у детей на листах)
- Муравьиная рать и льва поб...дит.
- Не тор..пись отвечать – тор..пись слушать.
- Тот труда не б..ится , кто уммет трудит..ся.
- У л..нивого всегда праздник.
Проверка и оценка работы каждой группы.
Физкультминутка
Петя – Петя путушок,
Золотой гребешок
Петя рано встаёт,
Петя громко поёт.
Петя делает зарядку –
Раз, два, три
Тихо ты сиди!
Формирование языковых средств. Развитие речи, творческое задание.
Каждая пара получает текст.
Придумайте к тексту заголовок.
1.В нашем саду ребята развесили кормушки. Каждое утро они насыпали в них корм. Но взрослые птицы съедали зёрна. Тогда ребята придумали ,
отпугивать взрослых птиц. Они насыпали корм в кормушки и ждали, когда взрослые птицы прилетят . Они кричали и махали веточками черёмухи.
2.Однажды Лёня и Миша решили собрать шишки для птиц в весеннем лесу. Но не успели они приблизиться к опушке леса, как увидели маленькие языки пламени. Горела сухая травка. Ребята сняли куртки и стали….(закончите предложения)
-Какие части речи вам встретились в этих предложениях? (1-2)
Рефлексия
-Какую цель урока вы преследовали? Достигли вы её. Положите перед собой личные листы. Подчеркните те установки, с которыми у вас получилось справиться ( подчёркивают).
Самооценка : на уроке дети оценивают свои ответы. Д/з упр 462, р.т.470
Они обращаются к листу успеха, отмечая, что им удалось сделать на уроке, и в чём проблемы, над которыми ещё стоит поработать.