Номинация:«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей». Программа «Родники России»
МКОУ ДО «Дом детского творчества» Новосибирская область с.Вагайцево Р.п. Ордынское
Номинация:«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей». Программа «Родники России»
Автор: Щербакова И.В. заместитель директора по УР
Содержание
- Пояснительная записка
- Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
3.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания
5. Этапы реализации проекта
6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
7. Диагностика результатов
8. Условия реализации программы духовно-нравственного
развития и воспитания
9. Эффективность и результативность программы
10.Заключение
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, опыта реализации воспитательной работы, патриотического воспитания МКОУ ДО Ордынского района Новосибирской области «Дом детского творчества»
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Родники России» направлена на воспитание в каждом обучающемся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется Домом детского творчества в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с общественными организациями района, домами культуры, школами.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений дополнительного образования и учреждений культуры.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения.
Понятия, употребляемые в работе по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- Совершенствовать образовательное пространство для организации духовно-нравственного воспитания
- Развивать профессиональное мастерство и компетенции педагогов в обрасти духовно-нравственного воспитания
- Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства
Портрет обучающегося МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Обобщенный результат образовательной деятельности МКОУ ДО «Дом детского творчества» фиксируется в портрете ее выпускника, который:
- умеет учиться, пользоваться информационными источниками, способен самостоятельно организовать свою деятельность;
- владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального, регионального и международного уровней;
- обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознателен, активно познает мир;
- любит свой край и свою Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- чувствует свою связь со своим народом, страной, культурой;
- бережно относится к слову, к своим речевым поступкам;
- толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся Дома детского творчества согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России; - развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре; - сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - воспитывать уважение к защитникам Родины; - развивать умение отвечать за свои поступки. |
- беседа, экскурсия; - туристическая деятельность, краеведческая работа; - просмотр кинофильмов; - путешествия по историческим и памятным местам; - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; - творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования; - участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детским объединением; - встречи с ветеранами и военнослужащими. |
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
2. Формирование нравственных чувств и этического сознания. |
- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - сформировать представления о правилах поведения; - сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов; - развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
|
- беседа, экскурсии, заочные путешествия; - театральные постановки, литературно-музыкальные композиции; - художественные выставки, уроки этики; - встречи с религиозными деятелями;
- просмотр учебных фильм; - праздники, коллективные игры; - акции благотворительности, милосердия; - творческие проекты, презентации. |
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - сформировать элементарные представления о профессиях; - сформировать первоначальные навыки коллективной работы; - развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. |
- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий; - беседа; - сюжетно-ролевые экономические игры; - праздники труда, ярмарки, город мастеров; - конкурсы; - организации работы детских фирм; - работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции. |
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
4. Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни. |
- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; - сформировать представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания. |
- беседа, просмотр учебных фильмов; - встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий; - прогулки на природе для укрепления своего здоровья; - подвижные игры; - туристические походы; - спортивные соревнования; - игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений; |
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
5. Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). |
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
- беседа, просмотр учебных фильмов; -экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты; - участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. |
Направления воспитания |
Задачи воспитания |
Виды и формы воспитательных мероприятий |
6. Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). |
- сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; - сформировать представления о душевной и физической красоте человека; -сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; - развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - развивать интерес к занятиям художественным творчеством; - развивать стремление к опрятному внешнему виду; |
- беседа, просмотр учебных фильмов; -экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамбле; посещение музеев, выставок; - посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок; - проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; - участие в художественном оформлении помещений. |
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
воспитательной деятельности
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
|
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - учащиеся имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
2. Развитие нравственных чувств и этического сознания. |
Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности. |
- обучающиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп; - обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; - обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям; - обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. |
- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; - обучающиеся имеют представления о различных профессиях; - учащиеся обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; - обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; - обучающиеся имеют опыт участия в различных видах деятельности; - обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
4.Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни. |
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - обучающиеся имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - обучающиеся имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - обучающиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
5.Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). |
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
- обучающиеся имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - обучающиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - у обучающихся есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - у обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Направления воспитания |
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
6.Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
|
- обучающиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - у обучающихся есть опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности; - обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье. |
Содержание
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором каждый педагог и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере обучающегося.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: внешкольную и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Календарь традиционных дел и праздников
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Уровень |
1 |
Консультации для родителей «Повышение педагогической культуры родителей»
|
сентябрь |
Дом детского творчества |
2 |
Мастер – классы: «Работа с соломкой, «Пасхальное яйцо - бисероплетение», «Работа с природным материалом», «Выжигание по дереву», Модульное оригами», «Папье-маше в технике армирования», «Новогодняя игрушка»; «Создание видеосюжета»; «Оформление исследовательских работ», «Проектная деятельность в дополнительном образовании»
|
октябрь
ноябрь
декабрь март апрель
|
Районные |
3 |
Беседы с обучающимися на темы: «Вред психоактивных веществ(ПАВ) и курительных миксов»,»Этикет поведения в общественных местах», «Гигиена и нравственность» , «Школьный этикет». «Национальные нормы этикета», «О загрязнении воздуха», «По профилактики гриппа, здоровье и экология», «Ко дню героя отечества, посвященного дням воинской славы».
|
В течении учебного года |
Дом детского творчества |
4 |
Игры – соревнования: «Здоров - значит, счастлив!»; «Статен в строю, силен в бою»; «Победа»
Праздники здоровья: «Здоровый образ жизни», «Здоров - значит, счастлив!», «Здоровая Россия – сильная Россия» |
апрель
январь июнь
|
Дом детского творчества
Районный
Районный
Дом детского творчества |
5 |
Туристические слеты: «Техника пешего туризма», «Техники лыжного туризма», Соревнования по туристко- бытовым навыкам,
|
сентябрь, март, апрель
|
База «Ефремова», районный, районный
|
6 |
Работа по краеведению: Тематические экспозиции в музеях и библиотеках школ художественно – публицистических изданий, посвященных событиям Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов
«Смотр методических материалов музеев», «Юные экскурсоводы музеев образовательных учреждений», Паспортизация музеев, Исследовательские краеведческие работы «Отечество», |
В течении учебного года
Декабрь январь январь
|
Районный, областной
Областной
Областной Областной
|
7 |
Экскурсии:
|
|
|
8 |
Конкурсы, фестивали, турниры, соревнования: «Масленица», «Покровская Ярмарка», «Мой край Сибирский», Областной конкурс «Юнкор «МС»; Конкурс детских и молодежных организаций образовательных учреждений Ордынского района «Моя организация»; «Всероссийский дистанционный турнир ученического самоуправления «Лидер и команда»; Конкурс рисунков и творческих работ «Космос глазами детей»; Областные соревнования обучающихся по скоростной сборке радиоаппаратуры; Фестиваль детских и молодежных организаций «Мы вместе»; «Дорога без опасности»; Конкурс поэтов и чтецов «Русская воинская доблесть»; Конкурс «Серебряное перышко»; Конкурс юнкоров «Журналина»; Слет юных корреспондентов; Конкурс «Вожатый года», Конкурс «Мой друг светофор», Конкурс – фестиваль «Зелёная планета-2015»; Смотр – конкурс работы военно - патриотических клубов и объединений; Областной тур военно – спортивной игры «Победа-2015»; Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»; Конкурс сайтов «Открытый мир»; Фестиваль для детей с ОВЗ «Я все сумею, все смогу»; Всероссийская Спартакиада по военно – спортивному многоборью «Призывники России – 2015»; Конкурс «Радуга детства»; Конкурс «Лидер»; Сбор актива детской организации «Товарищ»; «Летопись детской организации»; Зимняя Спартакиада по военно – прикладным видам спорта «Готов к труду и Защите Отечества»; Фестиваль «Детство без границ» «Юннат», «Экодизайн», «Экобэби -2015г», «Экомир-2015», «Моя малая родина», «Зеркало природы», слет ученических производственных бригад, «Подрост».
|
Февраль Октябрь
Ноябрь
декабрь
декабрь
апрель апрель
апрель
сентябрь
сентябрь
сентябрь
декабрь
октябрь
май март
апрель
ноябрь |
Областной Областной
районный
областной районный
всероссийский
Дом детского творчества
областной
районный районный
всероссийский
районный
районный районный
районный
областной
областной
областной
областной районный
всероссийский
областной областной районный
областной Районный-областной, районный-областной, районный-областной, районный-областной, районный- бластной, районный-областной,
областной |
9 |
Сюжетно – ролевые игры: «Кто храбр, тот жив, кто смел – тот цел»; «Родину мы сердцем защитим»; «Игра – дело серьезное»; «Хочу быть вожатым», «Наум наведи на ум» |
февраль
март
декабрь |
Дом детского творчества
Дом детского творчества Дом детского творчества |
10 |
Проектная деятельность: Международный Дистанционный образовательный проект «Эрудит – марафон учащихся»; Областная патриотическая экспедиция «Родная семья»; Молодежный проект «Герой нашего времени», Проект «Мы гордимся настоящим» «Юные исследователи окружающей среды», |
октябрь
март
ноябрь
ноябрь декабрь |
международный
районный областной
областной областной Районный, областной |
11 |
Учебно - исследовательские проекты: Конкурс исследовательских медиапректов «Горжусь своей землей» |
январь |
районный областной
|
12 |
Семинары: «Развитие творческих способностей детей» «Проблемы и перспектива развития детского общественного движения», «Методика обучении ТРИЗ», «Допрофессиональная подготовка детей», «Растим патриотов», «Профильные смены 2016», «Психологические методики обучения детей шахматам», «Технология составления программ детских организаций», «Новые задачи детского самоуправления в реализации модернизации Российского образования. Модели ученического самоуправления», «Интеллектуальный клуб как форма развития творческих способностей школьников» «Техника пешего туризма», «Вахта - памяти», «Паспортизация школьных музеев». |
октябрь
февраль
май
ноябрь апрель май
ноябрь
март |
районный
Областной
ДДТ
Дом детского творчества
районный
районный
районный |
13 |
Интеллектуальные игры: «Сказки А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена», «Сказки Р.Киплинга», «Спорт и здоровье», «День космонавтики» Интеллектуальные викторины: «Роль сибиряков в битве под Москвой», «Правила дорожного движения», «Наука и техника», «Страны и континенты»
Интеллектуально - познавательные игры: «Мой край любимый…», «Сибиряки в годы войны», «Ордынск в годы Великой Отечественной войны», «Мгновения победы», «Река времени», «Мировая сокровищница России» «Мы голосуем за здоровье», «Времена года», «Знатоки природы» |
Октябрь
Январь Март Апрель
декабрь
декабрь январь февраль
апрель май
сентябрь ноябрь Октябрь, ноябрь, январь |
районный
районный
районный районный районный
районный
районный районный районный районный районный |
14
|
Акции: «Поздравь героя», «Забота» (помощь участникам ВОВ), «Мы за здоровье», «Экологические акции», «Акция мира и добра», Социально – значимая акция «Я живу среди людей», «Открытое сердце» «Летопись добрых дел», «Чистые леса», «Ты не один», «Мы за сохранение лесов России!», «С любовью к России мы делами добрыми едины», «День славянской письменности» |
декабрь февраль апрель
май май
Январь, октябрь, октябрь, апрель,
май май |
районный
районный
Районный, областной Районный Районный Областной областной
районный |
15 |
Фотовыставки: «Память о героях священна»; «Сибирская зима»; «В объективе» |
декабрь |
районный |
16 |
Уроки: «Урок Мужества», «Живое слово ветерана», «Мы помним героев – земляков», «Вспомним всех поименно», «День героев Отечества» «Урок здоровья», «Здоровье и я», «День Матери», «Правила дорожной безопасности», «Правила дорожного движения», «Экспресс знаний ПДД», «Боль моей души – Афганистан», «С праздником 23 февраля!» «С праздником 8 марта!», «Урок вежливости», «Моя семья».
|
ноябрь декабрь
май
ноябрь сентябрь январь октябрь |
районный
Дом детского творчества
|
Этапы реализации проекта
I этап. 2014-2015гг. Подготовительный
II этап. 2015-2016 гг. Внедрение
III этап. 2016-2018гг. Отслеживание и анализ результатов
I этап. Подготовительный
2014-2015 учебный год
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
- изучение социального заказа на направление образовательных дополнительных программ
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
-разработка новых доп.обр. программ
-развитие средового пространства
II этап. Внедрение
2015-2016 учебный год
– использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
2016-2018 учебный год
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития учреждения в этом направлении.
Ожидаемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся начальной ступени обучения и в дополнительном образовании в том числе распределяются по трём уровням.
- Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне творческого объединения(студии, кружка), образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов
Уровень |
Особенности возрастной категории |
Действия педагога |
1 уровень
(1 класс)
Приобретение социальных знаний |
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую реальность
|
Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению) В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности) |
|
||
2 уровень
(2-3 класс) Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
|
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом
|
Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. |
3 уровень
(4 класс) Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. |
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности |
Создание для обучающихся реальной возможности выхода в пространство общественного действия(участие в проектах, конкурсах, выставках различного уровня) т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для обучающихся 4 года обучения должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы обучающийся попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем |
Диагностика результатов
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Условия реализации программы духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности МКОУ ДО «Дом детского творчества».
- Кадровые:
-всего педагогов 34
-имеющих высшее педагогическое образование 25;
-имеющих среде специальное педагогическое образование 9;
-имеющих высшую квалификационную категорию 9;
- имеющих первую квалификационную категорию 15.
- Нормативно-правовые:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об- образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
-устав МКОУ ДО «Дом детского творчества»;
-соглашения с образовательными учреждениями;
-локальные акты.
- Социально-педагогические:
Наличие взаимодействия с:
-образовательными учреждениями района;
-районным музеем;
-районными библиотеками;
-районным домом культуры;
-комплексным центром социального обслуживания населения Ордынского района;
- инспекцией ГИББД;
-представителями духовенства Ордынского района;
- районной инспекцией по делам несовершеннолетних.
- Информационно-методические:
-авторские образовательные программы;
-авторские технологии;
-методические разработки воспитательных мероприятий;
-диагностики;
-архив видеофильмов и мультимедиопрезентаций;
-экологический стенд «Эко-фоторепортаж»;
-СМИ;
-официальный сайт учреждения, http://www.ddt.ord.edu54.ru/
- Материально-технические:
-наличие учебных кабинетов, оборудованных в соответствии с требованиями;
- компьютерный класс;
-наличие необходимых технических средств(проектор, экран, ноутбуки,
принтеры, фотоаппарат, видеокамера);
-наличие звукозаписывающей студии;
-вело-мото городок;
- наличие автотранспортных средств и другой техники .
Наличие дополнительных сооружений:
-площадка для занятий ВПК «Ягуар»;
- полоса препятствий, построенная в соответствии с современными
требованиями для проведения тренировочных занятий ВПК «Ягуар»;
- трасса для проведения занятий с соревнований по автомотомногоборью.
Эффективность и результативность программы
За последние три года в ВПК «Ягуар» достиг высоких результатов по итогам различных конкурсов: Победители Районный военно-спортивной игры «Победа 2014, 2015, 2016, 2017гг», Спартакиада по военно-прикладным видам спорта в рамках спортивно-технического комплекса ГТЗО(2015г.), Региональный фестиваль традиционной воинской культуры «Где стоишь - там и Поле Куликово»(2014, 2015, 2016, 2017гг). Открытый чемпионат НСО по парашютно-атлетическому многоборью (2016, 2017гг). Областная военно-спортивной игры «Победа 2014, 2015, 2016, 2017гг». В 2015 году защищали честь Новосибирской области в г. Симферополе. В 2017 году представляли область в Москве. ВПК «ЯГУАР» признан лучшим клубом по СФО.
23 региональный фестиваль традиционной воинской культуры «Где стоишь – там и поле Куликово» 3 место(2018г), Областные военно-спортивные соревнования посвященные 100-летию со Дня образования военных комиссариатов3 место(2018г), областная Молодежно-патриотическая акция «День призывника» 3 общекомандное место, |
Почетная грамота за активное участие в спортивно-состязательной части молодежно-патриотической акции «День призывника», Смотр-конкурс военно-патриотических клубов и объединений посвященный 80-летию Новосибирской области Лауреат в номинации «Десять лучших военно-патриотических клубов Новосибирской области в 2017 году»
1 место в соревновании «Строевой смотр»
1 место в соревновании по военно-спортивной эстафете
2 место в соревновании «Разборка и сборка АК-47»
Областное Народное гуляние «Красная горка»(2018г) Почетная грамота за активное участие в народном гулянии и воспитании у молодежи 3 место в соревнованиях по эстафете 3 место подъем гири |
2 место в соревнованиях по городкам
Областная военно-спортивная игра «Победа-2018» Благодарственные письма
2место общекомандное
3 место в военизированной эстафете,
1 место в «Статен в строю, силен в бою», 1 место «Ратные страницы истории»
1 место «Неполная разборка и сборка АК-47», 1 место «Стрельба из ПВ»
Полигон твоих возможностей» на Кубок Губернатора НСО (профориентационное соревнования»(2018г.) 3 общекомандное место, 3место(Тактическая игра)
Заключение
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Каждое из основных направлений духовно нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.