Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

«Ниткография»

МАДОУ № 247

 

«Ниткография» как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Гаврилькова Татьяна Николаевна

воспитатель

 

 

Одним из средств совершенствования творческих способностей детей можно считать «ниткографию». Корни «ниткографии» идут из прикладного искусства индейцев племени Уичоли, проживающих в западной и центральной Мексике. Широко известны своеобразные картины Уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи.              

В детских садах «ниткография» не очень популярна, несмотря на то, что в общем легкодоступна, а главное задание для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития творческих способностей, усложнять, если ребенок уже справляется с заданием. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом- это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Итак, «Ниткография» может быть хорошим средством для развития творческих способностей. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью. Работа с нитью   позволяет решать сразу несколько дидактических задач: 

-совершенствовать зрительное восприятие детей;  

-развивать зрительно-моторную координацию;

-формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

-воспитать эмоциональное и осознанное отношение к искусству.

Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии ребенка. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Занятия «ниткографией» способствует решению задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (снегопад, листопад, дождь, морозные узоры на стекле и т.д.).              

В процессе работы с нитками и красками формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.                                     

В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, которые способствуют формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.  В процессе работы с нитками дети знакомятся со свойствами нити, создают композиции на бумаге разной формы, украшают предметы, учатся пользоваться необходимыми материалами для выполнения картины из ниток, познают возможности использования разных видов нити в художественном творчестве. Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребенка в области освоения образности и символики цвета.                                                                                

“Рисунки “ выполненные толстой нитью или шнуром отличаются мягкостью форм, кажутся объемными и живыми, по сравнению с обычным контурным изображением. В работе с нитью дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Картины в технике «ниткография», сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику.   Все дети видят окружающий мир по-своему. Ребенок от природы творец. Главное для педагога – научить его смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности. Занятие «ниткографией» обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах искусства новизну и элементы сказочности. В процессе выполнения работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. «Эти знания прочны тому, что, как писал Н.Д. Бартрам, вещь сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.                                                                                                       

Как показывает опыт, использование техники «ниткография» выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет   обоснованность. Для того, чтоб обучить тому или иному приему ребенка, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребенка.  Возможно привлечение родителей. В нашей группе были реализованы детско-родительские проекты с использованием техники «ниткография»: «Фантазии и краски», «Урало-Сибирская роспись». Родители вместе со своими детьми “творили” свои картины. В процессе совместной творческой деятельности улучшается психоэмоциональное состояние в семье, наступает гармония в отношениях, у ребенка повышается интерес к творчеству, развиваются эстетическое восприятие, воображения. «Ниткография» может быть хорошим средством для развития творческих способностей детей дошкольного возраста- это способ детального представления детей об окружающих предметах, живой природе которые способствуют развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывая возможности каждого ребенка.