«Ниткография»
МАДОУ № 247
«Ниткография» как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Гаврилькова Татьяна Николаевна
воспитатель
Одним из средств совершенствования творческих способностей детей можно считать «ниткографию». Корни «ниткографии» идут из прикладного искусства индейцев племени Уичоли, проживающих в западной и центральной Мексике. Широко известны своеобразные картины Уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи.
В детских садах «ниткография» не очень популярна, несмотря на то, что в общем легкодоступна, а главное задание для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития творческих способностей, усложнять, если ребенок уже справляется с заданием. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом- это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Итак, «Ниткография» может быть хорошим средством для развития творческих способностей. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
-совершенствовать зрительное восприятие детей;
-развивать зрительно-моторную координацию;
-формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-воспитать эмоциональное и осознанное отношение к искусству.
Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии ребенка. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Занятия «ниткографией» способствует решению задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.
Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (снегопад, листопад, дождь, морозные узоры на стекле и т.д.).
В процессе работы с нитками и красками формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, которые способствуют формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В процессе работы с нитками дети знакомятся со свойствами нити, создают композиции на бумаге разной формы, украшают предметы, учатся пользоваться необходимыми материалами для выполнения картины из ниток, познают возможности использования разных видов нити в художественном творчестве. Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребенка в области освоения образности и символики цвета.
“Рисунки “ выполненные толстой нитью или шнуром отличаются мягкостью форм, кажутся объемными и живыми, по сравнению с обычным контурным изображением. В работе с нитью дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Картины в технике «ниткография», сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику. Все дети видят окружающий мир по-своему. Ребенок от природы творец. Главное для педагога – научить его смело и свободно применять способы создания образа, помочь сформироваться творческой личности. Занятие «ниткографией» обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах искусства новизну и элементы сказочности. В процессе выполнения работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. «Эти знания прочны тому, что, как писал Н.Д. Бартрам, вещь сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Как показывает опыт, использование техники «ниткография» выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Для того, чтоб обучить тому или иному приему ребенка, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребенка. Возможно привлечение родителей. В нашей группе были реализованы детско-родительские проекты с использованием техники «ниткография»: «Фантазии и краски», «Урало-Сибирская роспись». Родители вместе со своими детьми “творили” свои картины. В процессе совместной творческой деятельности улучшается психоэмоциональное состояние в семье, наступает гармония в отношениях, у ребенка повышается интерес к творчеству, развиваются эстетическое восприятие, воображения. «Ниткография» может быть хорошим средством для развития творческих способностей детей дошкольного возраста- это способ детального представления детей об окружающих предметах, живой природе которые способствуют развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывая возможности каждого ребенка.