Музыкальное развлечение на тему: «Берегите птиц»
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Златоустовский городской округ
Музыкальное развлечение на тему:
"Берегите птиц "
Разработала:
старший воспитатель
Понякина Наталья Николаевна
г. Златоуст
2020 г.
Цель: создать условия для продуктивного сотрудничества при решении музыкально-творческих задач:
- развивать эмоционально-слуховое восприятие
- поспособствовать формированию опыта освоения музыкального языка, в частности, в том или ином художественном образе
- развивать интонационный слух, чувство ритма и темпа
- формировать умение выявлять существенные признаки музыкальных выразительных средстви сопоставлять их с характером звучания музыки, связывая с характером персонажа
- познакомить дошкольниковс многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Задачи:
Образовательные
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения.
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях музыки.
- обобщить и систематизировать знания дошкольников о птицах,
- познакомить с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,
- прививать любовь к родной природе,
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
Развивающие
- дошкольник получит возможность решить музыкально-творческие задания в кругу своих сверстников
- развивать творческое воображение и фантазию у дошкольников.
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у дошкольников..
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, карточки с заданиями, таблички, ручки, памятные подарки, фонограмма песни «Просьба».
Оформление: мультимедийная презентация, выставка рисунков и скворечников, плакатов: «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!».
Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, изготовление слайдов, подготовка художественных номеров, изготовление скворечников с привлечением родителей и экологических плакатов
Ход мероприятия:
Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.
Звучат голоса птиц
Ведущий: Сегодня в нашем садике праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Дети исполняют песню "У дороги чибис".
Стихи о весне (дети)
1.Весна идет!
Рассеялись туманы -
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
Весна идет!
Уже расцвел подснежник -
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет! В наш край идет весна.
2.То вдруг прольется ливнем бурным,
То хлынет золотом с высот,
То облаком почти скульптурным
Себя у окон пронесёт.
А то распустит хвост павлиний
В нависшей капле дождевой,
Или доверчивый и синий,
Несёт по лужам яркий свет,
Над ним закат огни колышет,
А он не в силах отойти -
Старается как можно выше
Весь этот пурпур вознести.
И всё же, мраку уступая,
Вдруг вспомнит, отходя ко сну,
Как, серебром пересыпая,
Творят пернатые весну.
Ведущий: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.
Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.
Перо - чудо искусства природы.
Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.
Самые маленькие птицы в мире - колибри.
И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)
Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня - Скворец!
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом -
От вредителей.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!
Все: Мы рады тебе скворец-молодец.
(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).
Ведущий: Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.
Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.
Ребенок: С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Нривить-ти-вить-сную проворно,
День-другой, ещё денек, -
И под крышей узорной
Вырос ласточкин домок.
Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей -
Малышам нужна еда.
Звучит песня "Ласточка", музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана
1.Не прошла зима, снег еще лежит,
Но уже домой ласточка спешит.
На ее пути горы и моря.
Ты лети, лети ласточка моя!
2.Нет, порою сил, труден перелет,
Только как весна без нее придет?
На её пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя
3.Будь ее гнездо трижды золотым,
Тот далёкий край не назвать родным.
На её пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
4.Не прошла зима, и земля бела,
Но уже вдали машут два крыла.
На её пути горы и моря.
Ты лети, лети, ласточка моя!
Ведущий: К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.
Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.
1.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
2.
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
3.
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
Ведущий: Загадки о птицах
- Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Присмотритесь на суку –
Раздалось в лес: «ку-ку!» (Кукушка)
2. Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)
3. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы Филины и… (Совы)
4. Стрекотунья, белобока
Наша сплетница... (Сорока).
5. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).
6. По ночам летает на охоту.
Днём не видит - да и спать охота (Филин).
7. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач).
8. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).
9.В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок).
10. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).
Ведущий: А теперь у нас состоится «Птичья викторина»:
1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?
2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?
3.Чем полезны совы?
4.Как охраняются птицы в нашей стране?
5.Определите, из какого произведения этот отрывок?
Вот полночною порой
Свет разлился над горой
Будто полдни наступают,
Жар-птицы налетают,
Стали бегать и кричать,
И пшено с вином клевать…
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то, - сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету,
Словно батюшкина печь!
(Ершов "Конек-горбунок")
6.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке?(в полёте)
7.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?(серая ворона)
8.Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду)
9.Какая птица прилетает в наши края первая?(грач)
10.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)
11. Какие птицы летают быстрее других?(стриж, 144 км/ч)
12. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда,
Но букву одну измени поскорее -
Я очень полезная птица тогда.
(Соха - Сова)
13. Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известную, друзья
(Сорок - А)
14. С буквой "С" живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой "ф" за красоту
Меня жар-птицей называют.
(Сазан-фазан)
15. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.
(Сова)
16. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)
17. Что за птица:
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху синенькое суконце,
Снизу белое полотенце.
(Ласточка)
18. Мать- отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду, чужим буду.
(Кукушка)
19. Щиплет за пятки - беги без оглядки.
(Гусь)
20. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.
(Петух)
Ведущий: А чтобы не дать скучать нашим зрителям гостям и родителям проведем игру с родителями. Мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы (1 столбик) с другой (2 столбик). За правильный ответ игрок получает приз.
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… |
А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА. |
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… |
КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО. |
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… |
РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ. |
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… |
ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. |
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… |
СВОЯ ПЕСНЯ. |
• ВСЯКИЙ КУЛИК… |
ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ. |
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… |
СЧИТАЮТ. |
• ОДНА ЛАСТОЧКА… |
СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ. |
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… |
ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. |
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… |
ДА НИЗКО СЕЛ. |
• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… |
ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. |
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… |
КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА. |
• КОГОТОК УВЯЗ… |
НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ. |
Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
Ведущий: Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. (Дети отвечают.)
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…
Дети: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)
Дети исполняют песню "Про воробья".
Ведущий: А какие приметы существуют про птиц?
«Народные приметы»
1. Бьющаяся в окно птичка (к доброму известию).
2. Днём сова кричит (к дождю).
3. Ласточки низко - (будет дождь).
4. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
5. Если летом воробьи купаются в луже, то скоро (наступит жара).
6. Орёл над головой несёт (победы и удачу).
7. Если на окно вашего дома сядет голубь – (ждите письмо).
8. Если воробьи громко чирикают зимой, то скоро (пойдет снег).
9. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бури).
10. Если гуси весной возвратились рано, то теплые дни наступят (рано).
Ведущий: Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением.
А теперь, ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время.
Ребята, уважаемые родители и гости нашего праздника, посмотрите, какие красивые скворечники сделали наши ребята с родителями своими руками. И следующий наш конкурс называется «Птичий домик». А в конце нашего праздника мы пойдем на улицу и с помощью взрослых ребят развесим наши красивые скворечники на деревьях во дворе детского сада.
Жестовая песня «Просьба» сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой
Ведущий: Ребята, вам было дано задание - нарисовать плакаты о бережном отношении к миру пернатых. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»
Подведение итогов познавательной викторины и награждение призами.
Ведущий: И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей.
Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.
Заключительная часть
Все участники праздника "День птиц" идут с плакатами, со скворечниками на участки и развешивают скворечники.