Модель интегрированной дополнительной общеобразовательной программы «Играй-твори-развивай» (управленец детским R&D)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Модель интегрированной дополнительной
общеобразовательной программы
«Играй-твори-развивай»
(управленец детским R&D)
Методическая разработка
Авторы:
Трифонова Алиса Витальевна,
заведующий отделом,методист, педагог дополнительного образования,
Шульдякова Наталья Валерьевна,
заведующий отделом, педагог дополнительного образования
КАЗАНЬ2023
Пояснительная записка
1 слайд |
Модель интегрированной дополнительной общеобразовательной программы «Играй-твори-развивай» (управленец детским R&D) Управленец детским R&D – это специалист, который занимается организацией творческих заданий для детей, цель которых - создание новых детских товаров и реализация идей ребенка для последующего производства. Разработка данной модели программы обусловлена адаптацией профессии будущего в рамках дополнительных общеобразовательных программ. |
2 слайд |
Интегрированная дополнительная общеобразовательная программа «Играй-твори-развивай» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Законом об Образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 г., 2. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года N 629 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 3.1/2.4.3598-20; 4. Письмом Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"); 5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года; 6. Приказом МО и Н РТ №1465/14 от 20.03.2014г «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции"; 7. Планом мероприятий по реализации в 2021-2025 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р, 8. Уставом МБУДО "ЦВР" Московского района г.Казани. |
3 слайд |
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся основ проектирования детских игрушек К условиям относят в первую очередь создание предметно-развивающей среды по направлениям их реализации: -все виды детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. -познавательно-исследовательская деятельность через экспериментирование, моделирование, проектирование, конструирование, интегрированные занятия, творческие игры и игры с правилами, через художественную и техническую деятельность. -совместная деятельность взрослого с детьми (в том числе и родителей); - самостоятельная детская деятельность (возникающая по их инициативе и разворачивающаяся по их замыслу). |
4 слайд |
Задачи программы Образовательные 1. Познакомить с основами художественного творчества, основами дизайна, основам конструирования, моделирования и проектирования. К основам художественного творчества, дизайна, конструирования, моделирования, проектирования относят теоретический материал: историю, этапы развития, основные направления, формы и виды. 2. Обучить технологиям художественного, декоративно-прикладного и технического творчества. Обучение технологиям подразумевает - последовательно, шаг за шагом практическое освоение тех или иных видов творческой деятельности в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий, в результате которых дети развивают свои конструкторские и дизайнерские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, формируются умения правильно применять те или иные технологии в проектной работе. 3. Обучить языку программирования и познакомить с технологиями 3D моделирования и 3D печати. Эта задачавключаетзнакомство с компьютерными программи: AutodseskTinkerCAD, DesigSnarMechanikal, SketchUp, FreeCAD; современным оборудованием в виде 3 D принтеров, знакомство и освоение технологий 3 моделирования и 3D печати – таких как –SLA(“Stereolithography”- стереолитография) и DLP (DigitalLight“Processing” -цифровая обработка светом), что является необходимым условием для расширения кругозора, внедрения этих технологий в реальные детские проекты. Развивающие 1. Развивать научно-технические, конструкторские способности 2. Развивать навыки экологического поведения 3. Развивать навыки художественно – эстетического вкуса 4. Навыки коммуникабельности, работы в коллективе 5. Развивать творческий потенциал и познавательные функции Развитие навыков, способностей, творческого потенцила происходит в совместной и индивидуальной деятельности детей в процессе работы над проектом, при посещении профильных выставок, мероприятий, участии в экологических и общественных акциях, психо-коррекционных тренингах, с помощью специальных упражнений, арттерапии, игровых технологий. Воспитательные Воспитательные задачи- направлены на освоение и формирование общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности. 1. Формировать потребность в самоорганизации - аккуратность, бережливость, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, выдержку, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. 2. Воспитывать гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, патриотизм, активную жизненную позицию, социально-значимую инициативность. 3.Формировать положительную «Я-концепцию»:умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать, предприимчивость. 4. Формировать потребность в саморегуляции:ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать ее. 5. Формировать потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения. |
5 слайд |
Направленность программы – художественно - техническая Возраст учащихся – 7-15 лет. По форме организации содержания –интегрированная По срокам реализации – 3 года Режим занятий:2 раза по 2 академических часа в неделю. Общее количество учебных часов – 144. Формы организации образовательного процесса: интегрированное занятие, групповое занятие, индивидуальное занятие, самостоятельное занятие. Интегрированная деятельность (занятие) детей - определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух или более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием. Групповое занятие – эта форма, при которой происходит включение каждого ребенка в активную деятельность, при которой активно формируются речевые, коммуникативные навыки, они учатся отстаивать свою точку зрения, используют доказательства и делают выводы, выполняют конкретную, неповторяющуюся работу тем самым сохраняя интерес к познанию. Повышается работоспособность, творческий и интеллектуальный потенциал, ответственность. Индивидуальное занятие— этодеятельность по отдельному учебному плану, занятия проходят в комфортном темпе, ребенок выбирает только те области и предметы изучения, которые ему необходимы, гибкое расписание под режим ребенка. Самостоятельные занятия – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия взрослого, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Главная задача педагога вызвать у детей желание заниматься той или иной деятельностью. |
6 слайд |
Актуальность программы Развитие художественно-технического творчества рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в дополнительном образовании. Актуальность данной программы характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса при освоении ИКТ - технологий и обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, когда непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, в том числе подготовки высококвалифицированных кадров. Практическая значимость программы – заключается в возможности использования учащимися полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни, в том числе при создании, реализации и совершенствовании творческого продукта, может быть использована в работе педагогами дополнительного образования и учителями общеобразовательных учреждений.В частности, дети должны уметь начертить схему или эскиз,произвести расчет, сделать логический вывод, сконструировать игрушку или деталь игрушки, выполнить учебный макет, протестировать и доработать с учетом корректировки при необходимости. Особое значение имеет отработка навыков публичной защиты творческих проектов: умение излагать содержание, грамотно строить предложения и свою речь, использовать научные термины, вести диалог, отвечать на вопросы, аргументировать своё мнение. |
7 слайд |
1 блок«Основы дизайна» - изучение основ дизайна, проектирования, моделирования и конструирования. Дизайн – это видпроектно-художественной деятельности, связанный с различными сферами жизни человека, имеет определенную цель в виде проектной задачи. В рамках этого направления изучаются художественные и технические разделы: ТБ при работе с инструментами и материалами. Бумага и картон. Работа с пластилином. Живопись. Графика. Народные промыслы. Клеи. Картонажные изделия. Конструирование из плоских деталей. Конструкторско-технологическая деятельность. Графическая подготовка. Конструирование из объёмных деталей. Полиграфические и переплетныематериалы. Простейшие модели транспортной техники. Элементы технической эстетики. Подготовка работ к выставкам. 2 блок«3D моделирование, 3D –печать» - обучение основнымкомпьютерным программам. В рамках этого блока происходит знакомство и освоение технологий 3D моделирования и 3D печати – таких как –SLA(“Stereolithography”- стереолитография) и DLP (DigitalLight“Processing” -цифровая обработка светом), компьютерных программ: AutodseskTinkerCAD, DesigSnarMechanikal, SketchUp, FreeCAD. 3 блок«Художественная обработка материалов» - изучение свойств материалов и технологий их обработки. Этот блок включает изучение основных видов, свойств, и применение: бумаги и картона, различных клеев, переплетных, полиграфических, художественных, текстильных, синтетических, природных, отделочных и декоративных материалов, освоение различных технологий их обработки. 4 блок«Проектная деятельность» - создание проектов игрушек. Проектная деятельность – это уникальный процесс, направленный на создание определенного уникального продукта или услуги. Этапы проектной деятельности: 1. Проблема (идея) 2. Поиск способов и методов решения (подбор и расчет материалов и технологий, логический вывод) 3. Прогнозирование результатов (практическая значимость) 4. План (этапы работы над продуктом) 5. Реализация проекта (схема или эскиз продукта, конструкция игрушки или детали игрушки) 6. Поэтапная оценка (тестирование и доработка отдельных элементов продукта) 7. Результат-продукт (учебный макет) 8. Презентация (публичная защита проекта) |
8 слайд |
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты:готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала курса, как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учебе и повседневной жизни. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: - освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; - формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - умения строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Коммуникативные универсальные учебные действия: - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: -получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. - получение учащимися углублённых знаний о способах обработки растровых, векторных и 3D-изображений и программах, предназначенных для компьютерной обработки изображений. |
9 слайд |
Результативное участие в профильных мероприятиях: выставках-конкурсах, фестивалях детско-юношеского художественного и технического творчества. Цель мероприятий - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей через творческое проектирование. Задачи мероприятий: - содействие развитию творческой исследовательской активности детей; - формирование у учащихся и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельностии стиле жизни; - содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий при проведения учебных исследований с учащимися; - стимулирование у учащихся интереса к фундаментальным и прикладным наукам; содействие формированию у детей научной картины мира; пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе учащихся. Результаты данных мероприятий – это достижения учащихся в той или иной области, проектной деятельности. |
Список использованных источников
- Бадян В.Е. Основы композиции [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Трикста, 2017. — 225 c. — 978-5-8291-2506-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60032.html
- Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.Г. Колягина. — Электрон. Текстовые данные. — М.: Прометей, 2016. — 164 c. — 978-5-906879-02-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58113.html
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года N 678-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- Меерович М. Технология творческого мышления [Электронный ресурс] / М. Меерович, Л. Шрагина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 506 c. — 978-5-9614-5452-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58565.html
- Семенкова С.Н. Основы педагогики в схемах и таблицах [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С.Н. Семенкова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 97 c. — 978-5-4487-0000-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64905.html