Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Методические рекомендации по работе над темой по самообразованию для педагогов "ЦДО "Лад"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»

Методические рекомендации по работе над темой по самообразованию для педагогов "ЦДО "Лад"

Автор: Кныш О.В.  методист

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Самообразование педагога………………………………………………4
    1. Выбор темы и сроков работы………………………………….…5
    2. Составление индивидуального плана……………………………5
    3. Отслеживание педагогом работы по теме……………………….7
    4. Результаты работы по теме самообразования и форма представления……………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список используемой литературы и источников……………………………10

Приложение  1«Анкета «Способность педагога к саморазвитию»………...11

 

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов МБУДО «ЦДО «Лад». Рекомендации помогут выстроить поэтапно свою работу по изучению, представлению опыта, результатов по теме самообразования.

Введение

В системе требований  ФГОС ООО формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров.  Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться [1] 

 Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.) и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

 Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, профессиональному  росту, самосовершенствованию. Неоспоримо, что уровень подготовки педагога должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

           Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.

1 Самообразование педагога

 

Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [3]

Темы для самообразования должны подбираться с учётом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.

Выбор темы – это всегда анализ: что для меня является проблемой, насколько она актуальна, какие возможности открывает для меня и моих учеников, что я хочу изменить, что я хочу изучить, освоить, внедрить в практику образовательного процесса, и направлена она на достижение качественно новых результатов работы. Срок работы над темой определен и составляет 2 - 3 (5) лет.

Тема должна быть актуальна, в ней должна быть новизна, ее изучение

необходимо самому педагогу.

Уровни самообразовательной деятельности

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

 

Цели самообразования педагога:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания;
  • углубление знаний по разным методикам;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышение общекультурного уровня педагога.

 

Технология самообразования:

  • общение с высококлассными, опытными педагогами;
  • решение конкретной задачи, имеющей практический характер;
  • критический обзор периодической печати;
  • индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в образовательном учреждении, нужны такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела  на разработку рекомендаций по работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Рекомендациями определяется порядок работы над темой самообразования:

  • Выбор темы и сроков работы.
  • Составление индивидуального плана.
  • Отслеживание педагогом работы по теме.
  • Результаты работы по теме самообразования, форма представления.

 

1.1 Выбор темы и установление сроков работы

Тема самообразования формулируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

 

  1. Составление индивидуального плана

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На педагогическом совете мы познакомили педагогов, педагогов-организаторов и тренеров-преподавателей с примерным планом работы над темой.

 

Примерный план работы педагога над темой

 

  •   Этапы
  • Содержание работы
  • Сроки

 

  1. Диагностический
  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы
  • Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

            I год работы над темой

 

  1. Прогностический
  • Определение цели и задач работы над темой
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
  • Прогнозирование результатов

             I год работы над темой.

 

  1.  Практический
  • Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы
  • Формирование методического комплекса
  • Отслеживание процесса  промежуточных, итоговых  результатов
  • Корректировка работы

            II  - III годы работы над темой

 

  1.  Обобщающий
  • Подведение итогов
  • Оформление результатов работы по теме самообразования
  • Представление материалов

            III  - V год работы над темой

 

  1.  Внедренческий
  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
  • Распространение опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем поставлена цель и сформулированы задачи самообразования с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.

 

Индивидуальный план самообразования

 

ФИО _______________________________________________________

Должность __________________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________

Курсы повышения квалификации ______________________________

Индивидуальная тема _________________________________________

Когда начата работа над темой _________________________________

Когда предполагается закончить работу над темой ________________

Цель, задачи самообразования по теме __________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала ____________________________________________________________

Какой предполагается результат и форма его представления ________

 

  1. Отслеживание педагогом работы по теме

В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:

 

Банк данных литературы по теме самообразования

«______________________________________________________»

 

Название

Автор

Издательство

Год выпуска

 

 

 

 

 

 

Посещение методических мероприятий

 

Мероприятие

Тема мероприятия

Дата проведения

Что из услышанного вынес для себя

 

 

 

 

 

 

К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.

Ежегодно педагоги сдают отчет по работе над темой по самообразованию согласно примерному плану.

 

Примерный план отчета по работе

над темой самообразования

за ________учебный год

ФИО ___________________________________________________

Должность ______________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Год работы над темой _____________________________________

Деятельность по реализации темы___________________________

изучил(а) литературу; познакомился (ась) с опытом работы такого-то педагога; посетил(а) открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации; разработал(а) программу, подготовил(а) научно-методическую разработку, дидактический материал, методическое пособие; выступил(а) с сообщением, докладом; подготовил(а) реферат, статьи в журнале.

По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

 

Итоговый отчет по самообразованию

ФИО ___________________________________________________

Должность ______________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Срок и период работы над темой ____________________________

Цель, задачи самообразования по теме _______________________

Прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации _________

Изучена литература _______________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий_______________________________________

Наработанный материал ___________________________________

Форма представления материалов __________________________

 

  1. Результаты работы по теме самообразования и   форма представления

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

  • доклада;
  • реферата;
  • статьи в журнале;
  • программы;
  • дидактического материала;
  • методического пособия;
  • научно-методической разработки.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог публично представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

  • выступление (творческий отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
  • участие в методическом семинаре;
  • практикум;
  • тренинг;
  • мастер - класс;
  • открытое занятие.

Наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога рекомендуется к обобщению и распространению в районе.

Заключение

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации.

Самообразование  расширяет и углубляет знания педагога, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне [4]

Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного педагога – новатора, педагога - мастера, педагога - наставника.

 

Каковы могут быть результаты самообразования педагога:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные дидактические материалы, методические пособия, статьи, программы, сценарии;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

 

Список литературы и источников

1. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р)

2. Гладыч Л.А. Самообразование как важная форма повышения квалификации современного педагога. Методические рекомендации для педагогов. – Хабаровск, 2015 г.                                                                                                                              3 Самообразование педагога дополнительного образования  [Электронный ресурс] https://infourok.ru/samoobrazovanie_pedagoga

4.Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс] http://odshi2.muzkult.ru/img/upload/2033/documents/samoobrazovanie_pedagoga.PDF

5. Система работы педагогов над темами самообразования      [Электронный ресурс] https://edunews.ru/

 

Приложение 

 

Анкета «Способность педагога к саморазвитию»

 

Уважаемый (ая)  коллега! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

Цель: выявить способности педагога к саморазвитию.

Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:

5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 –скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

 

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был(а) занят(а) работой и

домашними делами. Возникшие препятствия стимулируют мою активность.

3. Я ищу обратную связь, так это помогает узнать и оценит себя.

4. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

5. Я анализирую свои чувства и опыт.

6. Я дискутирую по интересующим меня вопросам.

7. Я верю в свои возможности.

8. Я стремлюсь читать специальную литературу.

9. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

10. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

11. Я получаю удовольствие от освоения нового. Возрастающая

ответственность не пугает меня.

12. Я положительно бы отнесся (лась) к моему продвижению по службе.

 

Подсчитайте общую сумму баллов:

75-55 – активное развитие;

54-36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на

развитие сильно зависит от условий;

35-15 – остановившееся развитие.