Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

ГБОУ СПО МГСТ г. Междуреченск

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Составитель: Пундель Р.М.

 

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России духовно-нравственное воспитание молодежи приобретает особую остроту и является актуальным и значимым. «Знания и сверхзнания, лишенные нравственного и духовного начала, губительны и опасны. Сегодня педагогу необходимо исходить из меры, в какой знания нужны и полезны для добра.»[1,с.5-6].

Духовно-нравственное воспитание рассматриваем как целенаправленное управление процессом развития духовных основ личности: потребности в самоизменении, саморазвитии, самореализации, в причастности к творческим свершениям, преобразованиям на основе нравственных общечеловеческих ценностей (любовь, добро, родина, ответственность, созидание, гуманизм, знание, справедливость, милосердие). Проектная деятельность в данном контексте успешное средство, которое может должным образом обеспечить достижение ценностных ориентиров, как в плане техническом (способ деятельности), так и в образовательном (развитие образа действий, чувств, мыслей, общечеловеческих ценностей, личностных смыслов). «Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует обучающихся на сознание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.»[2, с.314-315].

Анализ современного состояния проектной деятельности с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, последних достижений педагогики и психологии в контексте духовно-нравственного воспитания, а также результаты собственной педагогической практики позволяют констатировать-  проектная деятельность не дань  моде, это потребность общества в созидательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, по осознанию необходимости позитивных изменений в окружающей среде в своем развитии, воспитании, по актуализации смыслотворческой функции личности.

Процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами проектной деятельности рассматривается нами как целостный, направленный на включение обучающихся в социально-значимую деятельность, способную обеспечить становление духовно-нравственной личности,  как в плане освоения проектной деятельности, так и в плане формирования мыслей, чувств, действий на основе гуманности, общечеловеческих нравственных ценностей.

Действия педагога в рамках проектной деятельности осуществлялись на основе разработанной памяткой-алгоритмом работы над проектом (цели проекта, задачи деятельности, основные этапы, формы работы, отношение к приобретенному опыту, самооценка результата деятельности), разработки содержания проектов с практической, духовно-общественной направленностью: «Возродим душу, «Воспитание души – истинное служение Отечеству», «Главное назначение на Земле – быть человеком» и др.

Развитие духовно-нравственного мира молодежи в воспитательно-образовательном пространстве, цель которого – становление активного, ответственного, творческого, успешного члена общества, способного к самореализации, умеющего определять технологические проблемы и решать их средствами проекта для улучшения окружающей действительности, позволили определить организационно-методические трудности и пути их решения на этапах реализации проектного замысла (см. таблицу). Выделенные проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе проектной деятельности и предложения по их устранению могут рассматриваться как методические рекомендации для обучающихся, педагогов, занимающихся проектированием воспитательно-образовательных систем на основе нравственности и  духовности.

 

Таблица

Организационно-методические трудности и пути их решения на каждом этапе проектной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания

 

I.Организационно-подготовительный этап выполнения работы

Трудности

Пути решения

1.Трудность восприятия содержания работы из-за большого объема информации

- Организовать педагогические ситуации, связанные с заботой об общем деле: предоставлять возможность самим участникам проекта планировать; делать выбор средств, форм; выявлять трудности и вести поиск решения этих трудностей на гуманной основе;

- создавать совет проектантов;

-разрабатывать критерии оценки проекта.

2.Неприязненные отношения между отдельными членами коллектива, нежелание работать вместе, неумение общаться

- Повышать личностную самооценку проектантов для достижения результативности деятельности;

- создавать условия для развития гуманных отношений (взаимное уважение, отзывчивость, искренность, толерантность).

 

3.Проявление иждивенческой позиции: Скажите, что надо делать? Как делать?

- Предоставлять возможность самим проектантам ставить вопросы, обсуждать их;

- не давать готового решения, побуждать проектантов вести поиск идей, способов решения.

4.Перевод познавательной функции в мировоззренческую, предметного восприятия мира – в ценностное

-  Содействовать инициативе обучающихся  быть организаторами социально значимых проектов, активно пропагандировать идеи добра, ответственности, творчества, гуманизма;

- обсуждать причины и следствия падения нравственности, духовности, выявлять пути возрождения душевности и духовности.

II. Этап реализации проекта

1.Отсутствие усидчивости, упорства, воли, доверия друг к другу

Побуждать к мобилизации настойчивости и воли.

2.Несформированность знания и понимания смысла общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, отсутствие устойчивого интереса к духовно-нравственной проблематике

- Организовывать учебные занятия с целью формирования понятий «проблема», «нравственность», «духовность», «ценности» и осознания их значимости в жизни отдельного человека и человечества;

- Использовать потенциал православной культуры – тексты с духовно-религиозной направленностью.

3.Внешняя мотивация (буду делать) не переходит во внутреннюю, духовную (буду делать, потому что…..).

Формировать основу внутренней мотивации: побуждать проектантов ставить вопросы и отвечать на них:

-Что даст работа над проектом тебе? Другим?

 -Где приобретенный опыт пригодится в жизни?

-Какие изменения произойдут в тебе?

4.Проявление «позиционного стиля» общения(претензии к другим), а не делового, дружеского. Демонстрация своего превосходства по отношению к другим.

Вырабатывать права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

III.Этап защиты и оценки проекта

1.Недостааточный опыт духовно-нравственной оценки результата проекта, общения; затруднено осмысление проявления и значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека, в том числе и своей.

Обсуждать:

- как повлияла выполненная работа на отношения с другими, к себе;

- имели ли место в общении духовно-нравственные ценности: доброта, отзывчивость, ответственность, совесть, красота, трудолюбие, творчество; 

- изменилось что-то в личной жизни;

- повлияет ли участие в проекте на дальнейшую жизнь.

2. - «Как заразить»  идеей, желанием делать доброе, полезное?

- Как расширить рамки аудитории, готовой создавать проект на основе духовно-нравственных ценностей?

Принимать обращения к родителям, обучающимся, общественности, направленные на возрождение, сохранение общечеловеческих ценностей

3.Демонстрация единства духовно-нравственного знания и дела, теории и практики

- Постоянно ставить вопрос: «А что будет результатом твоего проекта, идеи, дела?»;

- побуждать проектантов задумываться о своем месте в жизни, проектировать «автобиографию своего будущего».

 

 

Список литературы:

 

1.Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.:Духовно-нравственное воспитание.-2003.№2. с.5-6.

2. Хуторской А.В. Дидактическая Эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М: 2003, с.314-315.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего /полного/ общего образования: Федеральный закон[Утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413]п.5. раздел 1,2.

4.Русская школа: Духовно-нравственное воспитание./Погодина А.Г. - М. :Русское слово, 2006. 219с.