Методическая разработка урока Литературного чтения в 4 классе, с использованием технологии проблемного обучения П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«НШ – ДС» пст. Керки
Методическая разработка урока Литературного чтения в 4 классе,
с использованием технологии проблемного обучения
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Бехлер Любовь Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «НШ – ДС»пст. Керки
2018г.
пст. Керки
Методическая разработка урока литературного чтения в 4классе с использованием технологии
Технологическая карта урока
Тема урока |
Место урока по теме (в разделе) |
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
|
Тип урока |
Форма урока |
Урок усвоения нового |
Проблемный урок, классический метод постановки проблемы. Создание проблемной ситуации. |
Цель урока |
Знакомство с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце» |
Задачи |
Обучающие: - Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; - познакомить с особенностями сказа как литературного жанра. Развивающие: - Развивать грамотную речь при ответе, обогащать словарный запас, кругозор; - развивать желание узнавать новое. Воспитательные: - воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе; - воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в группах. |
Предполагаемый результат |
|
Предметный |
УУД метапредметные |
|
Познавательные УУД: Анализ художественного произведения, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге Регулятивные УУД: Развитие умения ставить цель, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Развитие навыков работы в паре, в группе. Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Формирование системы нравственных ценностей.
|
Педагогические технологии |
|
Оборудование |
Мультимедиа аппаратура,карточки с рисунками.
|
ХОД УРОКА
Образователь- ные задачи этапа учебного занятия
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
1. Этап Организационный момент. (Самоопределение к учебной деятельности) |
||||
- приветствие, фиксация отсутст-вующих; - проверка подго-товленности классного поме-щения; - организация вни-мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения |
Создает эмоциональный настрой, приветствует учеников В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – рядышком красиво, Друг на друга посмотрите, И немного улыбнитесь!
|
- приветствуют учителя; - выполняют самооценку готовности к уроку; - настраиваются на предстоящую работу. |
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу. |
Самооценка готовности к уроку. |
|
||||
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. |
Учитель предлагает представить сборник стихов собственного сочинения. |
Представляют подготовленные сборники классу
|
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других.
|
Самооценка (оценка успешности)
Наблюдение Фронтальный опрос. |
3 Этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
|
||||
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) 3. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. |
Создает условия для формулированияучащимися темыи цели урока. По средствам компьютерной презентации, предлагается определить с творчеством какого писателя будем знакомиться на уроке. Слайд 1. Речевая разминка.
Слайд 2. А.С.Пушкин Л.Н. Толстой П.П. Ершов П.П. Бажов С творчеством каких писателей мы уже познакомились в этом году? С кем нам еще предстоит познакомиться?
|
Вспоминают пройденный материал, называют писателей. Отвечают на вопрос учителя. (С творчеством П.П. Бажова). |
Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - выдвигать гипотезы и обосновывать их; - формулировать проблему.
Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других.
|
Рефлексия деятельности (оценка успешности) |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
|
||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. |
1. Попробуйте сформулировать тему урока.
(Оказывает помощь в определении темы и цели урока).
Чему мы должны научиться?
Демонстрация презентации 3-6 слайды (Биография П.П. Бажова)
Сейчас мы будем читать произведение «Серебряное копытце», которое впервые было опубликовано в альманахе «Уральский современник». В нем нам встретятся незнакомые слова, мы с вами постараемся их объяснить, Вы внимательно слушайте, а в конце постарайтесь ответить на вопрос, почему произведение так называется?
|
Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова
2. Познакоиться с новым произведением «Серебряное копытце» 3.Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения.
Первичное чтение сказа. Работа со словарем. |
Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение и свою позицию.
|
Самоконтроль Самооценка |
5. Этап Физкультминутка.
|
||||
|
Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись.
|
|
|
|
|
||||
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
Работа над содержанием Понравилась ли вам сказка? Чем? Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?
|
отвечают на поставленный вопрос
Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.
После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве.
Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу
Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. |
Познавательные УУД - выдвигать предположения; - структурировать знания; - проводить сравнения; - обобщать, классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность;
Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - слушать собеседника и понимать речь других; - строить монологическое высказывание.
|
Оценка учителя |
7. Этап применения знаний и способов действий
|
||||
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
А теперь мы свами поиграем Разделитесь на группы. Подумайте, в каком порядке надорасположить рисунки,чтобы установить последовательность событий из произведения. (Ребятам предлагаются рисунки по произведению)
|
Разбившись на группы, устанавливают последовательность событий. |
УУД систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.
Коммуникативные УУД: задавать уточняющие вопросы.
|
Самооценка с обсуждением в группах. |
8. Этап обобщения и систематизации знаний
|
||||
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
Слайд 7 Литературные жанры: Рассказ Сказка, Стихотворение, Басня, Сказ Повесть
С каким жанром мы еще не знакомы?
Постановка проблемы Чем отличается Сказка от Сказа нам и предстоит сегодня узнаем. определите понятие сказ и сказка по толковому словарю
Давайте определим жанр прочитанного сегодня произведения
|
Работают с толковым словарем
Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность, обычные люди живут рядом со сказочными героями.
От имени рассказчика, а значит это сказ.
|
Познавательные УУД - использовать новую информацию для решения учебных задач. Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: -осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей.
|
Самооценка умения применять полученные знания при выполнении заданий. Оценка учителя.
|
9.Этап информации о домашнем задании.
|
||||
Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Просит перечитать произведение |
Задают уточняющие вопросы
Делают записи в дневник. |
Коммуникативные УУД: Слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.
|
|
10. Этап рефлексии.
|
||||
Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Просит вспомнить какие цели и задачи ставил каждый в начале урока.
Обобщает сказанное, благодарит класс за работу. Проводит рефлексию «Поляна». На доске поляна из цветов, над каждым цветком этап урока (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
|
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу с помощью бабочек. |
Познавательные УУД - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку - осуществлять самоконтроль. - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками. |
Оценка работы класса. Оценочное суждение. |