Методическая разработка учебного занятия «От поколения к поколению»
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного образования
«Станция Юных Техников»
Методическая разработка учебного занятия или мероприятия для системы дополнительного образования детей
Учебное занятие «От поколения к поколению»
(Назначение разработки:
Гражданско – патриотическое образование и воспитание)
Автор:
Зубарева Ирина Александровна,
МБУ ДО «Станция юных техников» г. Саров,
педагог дополнительного образования
2020 г.
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по программе «Технический моделизм», научно-технического направления и состоит из следующих разделов:
- Объяснительная записка.
- Методические советы на подготовительный период.
- Материально-техническое обеспечение.
- План занятия.
- Содержание учебного занятия.
- Литература
1. Объяснительная записка
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.
Базовым определением патриотизма является – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, чтобы дети имели представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание кружковцев являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Методическая разработка представляет пример занятия по реализации гражданско-патриотического воспитания в объединении «Технический моделизм», целью которого является воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к истории прошлого и любовь к Отечеству.
Тема учебного занятия:
«От Поколения к Поколению».
Тип учебного занятия:
Комбинированное занятие.
Методы обучения:
Словесный (беседа).
Наглядный.
Метод формирования познавательного интереса.
Поощрения.
Форма организации учебного занятия:
Просмотр короткометражного фильма «Поколение».
Практическая работа с источниками информации.
Коллоквиум.
Актуальность данной методической разработки
Программа объединения «Технический моделизм» одной из целей обучения предусматривает гражданско-патриотическое воспитание через изучение истории техники, вклада российских ученых и конструкторов в мировую науку и технику, изготовление различных моделей техники.
В данной методической разработке представлен один из вариантов учебного занятия по реализации гражданско-патриотического воспитания, в годовщину Великой Победы.
Это интегрированное занятие комплексного характера, в котором раскрываются несколько методов обучения в объединении «Технический моделизм».
Данное занятие проводится в группе третьего года обучения.
Возраст обучающихся 9-10 лет.
Это восьмое занятие из раздела программы «Моделирование военной техники».
В течение семи занятий с кружковцами проводились беседы о событиях времен ВОВ, конструкторах, которые разрабатывали технику во времена ВОВ, о технике ВОВ.
Практическая часть занятий состоит из изготовления военной техники времен ВОВ, чертежи, которые кружковцы брали из журналов «Левша» за 2000 – 2019гг.
Продолжительность занятия длится 90 минут, поэтому предполагает через
45 минут практической работы включить динамическую паузу, которая заключается в игре от «А» до «»Я» и включает в себя знания о военной технике времен ВОВ.
Занятие построено с переходом от одной деятельности к другой, что вызывает внимание и интерес детей.
- Методические советы на подготовительный период.
До начала занятия подготовить выставку моделей военной техники, выполненных в предыдущие годы.
Подготовить подборку книг о Великой Отечественной войне для младшего и среднего школьного возраста:
Лев Кассиль - «Рассказы о войне»
Сергей Алексеев - Рассказы о ВОВ
Беловинский Л.В. - С русским воином через века
Антология советской фотографии 1941-1945 гг.
Странички красных следопытов
Альбом-выставка – «Пионеры – герои»
Оформить натюрморт на военную тематику, рисунки и фотографии.
Подобрать в сети Интернет короткометражный фильм «Поколение».
Дать задание детям поинтересоваться у своих родителей о родственниках, живших в годы ВОВ и подготовить выступление.
Пригласить родителей на открытое занятие.
Пригласить кружковцев из авиамодельного объединения, которые в начальной школе посещали объединение «Технический моделизм», а в объединении «Авиамодельное» неоднократно становились победителями областных и российских соревнований.
Материально – техническое обеспечение
Наглядные пособия:
1.Фильм Роман Отырба «Поколение» (theshort.ru›pokolenie)
2.Плакаты:
- «75 лет со дня Победы»»;
-«1941-1945 – 9 МАЯ»;
-«Самолеты второй мировой войны».
3. Натюрморт на военную тематику;
4. Выставка книг на военную тематику.
5. Выставка моделей военной техники.
Материалы и инструменты для практической работы (для каждого ученика):
- Ватман
- Цветная бумага
- Клей ПВА
- Линейка
- Карандаш простой
- Карандаши цветные
- Гуашь
- Ножницы
- Шило
- Ластик
- Кисточка для клея
Технические средства:
1.Ноутбук или стационарный ПК
2.Мультимедийный проектор
План занятия.
- Организационное начало (7 минут)
- Показ фильма (7 минут)
- Практическая деятельность (45 минут)
- Динамическая пауза (10 минут)
- Выступление старших кружковцев (7 минут)
- Обобщение темы занятия (7 минут)
- Поощрение детей георгиевской ленточкой (5 минут)
- Уборка рабочих мест (2 минуты)
Цели и задачи:
формирование гордости за свою Родину, уважение к истории своего края
обучение кружковцев самостоятельному поиску сведений о ВОВ.
развитие умения выступать перед аудиторией.
формирование у кружковцев глубокого уважения к людям старшего поколения, к ветеранам войны.
Содержание учебного занятия
Этапы работы, цель и время |
Обоснование деятельности педагога |
Прогнозирование деятельности обучающихся |
Организационное начало кружкового занятия.
Цель: психологический настрой кружковцев на предстоящее занятие.
|
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Педагог задает вопросы: Чем знаменателен 2020 год? Когда началась и закончилась война? Как мы готовимся к этой дате?
Педагог: -2020 год - год знаменательный. Человечество отмечает 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – память о погибших на полях сражений. Это долг поколений – перед поколением победителей. Это – наша история, наша боль, наша надежда. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает все более важное место в нашей жизни. Тема нашего сегодня занятия «От поколения к поколению». Вопрос педагога: Как вы понимаете слово Поколение? Педагог дополняет: Поколение – это то, что передается по наследству от родителей к детям, от старших к младшим. Одновременно живущие люди близкого возраста, про них говорят молодое поколение. А три поколения могут жить вместе?
|
Настраиваются на работу Предположительные ответы детей: 75 лет Победы. 1941-1945гг. Готовим выставку к этой дате.
Предположительные ответы детей: дети, родители, дедушки, бабушки
|
Просмотр видеоролика Цель: Эмоциональный настрой кружковцев на воспитание уважительных чувств к старшему поколению, через просмотр фильма.
|
Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм. Фильм посвящен поколению, которое воевало за нашу свободу во времена Великой Отечественной войны. Режиссер-постановщик и Автор сценария: Роман Отырба Вопрос: как вы думаете, почему фильм называется Поколение? О чем он? |
Смотрят видеоролик
Предположительные ответы детей об уважении нашего поколения к старшему поколению, к участникам ВОВ. |
Защита работ кружковцами; Цель: развитие самостоятельности и творческого мышления
|
Наше поколение должно помнить о подвиге тех, кто воевал. Во время войны они были молодыми и ценой собственной жизни завоевывали свободу. Ветеранов осталось так мало, со дня Победы прошло 75 лет. Как вы думаете сколько лет им было во время войны? Что бы помнить о прошлом, о ВОВ к празднику Победы мы готовим выставку моделей военной техники времен ВОВ. Каждый из вас готовит свою модель. Вопрос: Кто расскажет о модели, которую он изготавливает?
Педагог дополняет выступления детей тем, что в годы ВОВ наш Горьковский автозавод был целиком переориентирован на выпуск военной техники. За годы войны были выпущены: Легковые армейские автомобили ГАЗ – 64, танки: Т-60, Т-70, Т-80, СУ-76; Самоходные установки ; Минометы; Снаряды для ракетной установки «Катюша»; Аэросани. «Все для фронта, все для Победы» - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы всю войну.
|
Ответы детей;
Рассказы кружковцев о моделях военной техники, которые они изготавливают (у кого – то уже закончена, у кого в процессе работы); (Партизанский планер Г-11, самолёты: И-16, ЛА-5, ПО-2, Гидроплан КОР-1, партизанские аэросани, танки Т-60 и Т-70)
|
Подготовка к практической работе
Повторение правил по ОТ
Практическая работа
|
Сейчас мы приступаем к практической части нашего занятия. Каждый из вас изготавливает свою модель военной техники времен ВОВ.
Повторим правила по ТБ при работе с ножницами, общие правила работы за рабочим столом.
|
Ответы кружковцев.
Изготавливают модели: копируют чертежи; вырезают, склеивают, раскрашивают модель. |
Динамическая пауза
|
Что бы наше тело отдохнуло от стула, приглашаю всех встать и организовать круг. Мы проведем игру от «А» до «Я». Кому-то из вас я бросаю мяч и называю букву, а вы на эту букву называете модель военной техники, например: А - автомат; Б – БТР; В – вертолет и т.д.
|
Кружковцы играют, помогают тем, кто затрудняется быстро ответить.
|
Выступление кружковцев авиамодельного объединения. Цель: преемственность объединений
|
Ребята, какая тема нашего сегодня занятия? Правильно - поколение. Поколение это и то, что передается от старших к младшим. Сегодня к нам пришли кружковцы из старшего авиамодельного объединения. Когда-то они были такими как вы – молодым поколение кружковцев Станции юных техников. Летом наши авиамоделисты, старшее поколение кружковцев СЮТ, стали Чемпионами области и России. Егор расскажет вам про боевой военный самолет времен ВОВ - И-16, который он сам изготовил в авиамодельном объединении. Спасибо Егору за интересный рассказ, а мы обязательно придем на экскурсию в авиамодельное объединение. |
Ответ: поколение
Егор показывает и рассказывает о самолете И-16, о его достоинствах во время ВОВ, о конструкторе Поликарпове Н.Н. и о том, что первое испытание на этом истребителе выполнил наш земляк Чкалов В.П.
Установление диалога с кружковцами старшего объединения.
|
Заключительная часть кружкового занятия. Цель: Обобщение темы «От поколения к поколению».
Поощрение детей георгиевской ленточкой.
Уборка рабочего места.
|
Педагог: Наше занятие мы начали с видеоролика о поколении. Есть такой замечательный фильм «Офицеры», где показывают жизнь трех поколений военных и в этом фильме звучат слова: «Нет в России семьи такой Где б не памятен был свой герой» Ваши прадедушки, прабабушки возможно были участниками войны и в ваших семьях хранится память о них и передается из поколения к поколению. Сегодня Ваня подготовил рассказ о своем героическом прадедушке, который начал служить в сухопутных войсках связистом и закончил войну в звании майора.
Педагог: Спасибо Ване за рассказ. Память о прадедушке в этой семье будет хранится и передаваться другим поколениям: правнукам, детям правнуков и т.д.
Педагог показывает детям георгиевскую ленточку. Педагог: это лента-символ празднования Дня Победы. Ее раздают бесплатно в майские праздники на улицах городов. Эту акцию поддерживают общественные и коммерческие организации. Даже сотрудники дорожно-патрульной службы раздают ленты, которые крепят к антеннам автомобилей. Каждому из вас сегодня я хочу подарить эту ленту, чтобы на День Победы вы прикрепили ее на сумку, одежду и этим самым показали, что вы гордитесь и помните, что вы наследники Великой Победы. Это знак уважения к ветеранам, способ без слов донести, что их подвиг живет в наших сердцах, что мы не забудем их героизма и расскажем о нем следующему поколению.
На этом наше занятие закончилось. Но не закончилась тема «Поколение». И мы ждем других историй о ваших героических предках. Каждый убирает свое рабочее место До свидания. |
Рассказ Вани о прадедушке: Мой прадед – Утенков Иван Георгиевич родился в 1917 году. В 1935 году, когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Он проходил службу в сухопутных войсках связистом. В 1937 году началась Японо – Китайская война. Дед начал воевать в Манчжурии – это северо-восток Китая. Потом он воевал в Корее. У него много орденов и медалей, из которых два Ордена Красной Звезды, медаль за боевые заслуги, Орден за освобождение Кореи. Он закончил войну в звании майора.
Кружковцы принимают на память георгиевскую ленточку. |
Литература:
Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»),
Мини-энциклопедия «Боевые самолеты»,М.: АСТ – Астрель 2001
Андреев И. «Боевые самолеты». М.:«Пневма» 1992.
Алешин А.И., Скаковский В.В. «Вертолеты». М, «Пневма», 1993.
Беловинский Л.В. «С русским воином через века», М.: «Просвещение», 1992.
«Энциклопедия техники». Самолеты, вертолеты. М.: «Росмэн», 2001.
«Энциклопедия для детей» том 14. М.: «Аванта», 2000.
Журнал «Левша» за 2003 по 2019 года