Методическая разработка профориентационного занятия «Профессия - экскурсовод»
«Профессия – экскурсовод»
методическая разработка профориентационного занятия
МОУ ДО Детский экологический центр «Родник», город Ярославль
Костерина Татьяна Константиновна, МОУ ДО ДЭЦ «Родник»
заведующий организационно-массовым отделом,
педагог дополнительного образования (первая квалификационная категория)
2023
Пояснительная записка
Важным социальным требованием, предъявляемым к современному образованию, является его ориентация на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации, так как, чтобы состояться в жизни и быть успешным, школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества. У них должны быть сформированы внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному выбору профессиональной стези и реализации своего развития, видение личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Следует отметить, что далеко не все современные школьники могут актуализировать свои потенциальные возможности и соотнести их с личностными целями, а тем более выстроить траекторию собственного профессионального становления и, следовательно, не смогут самореализоваться.
В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающегося об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем обучающийся мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися актуальна и востребована. С этой целью в МОУ ДО ДЭЦ «Родник» реализуется дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Компас профессий», содержание которой состоит из модулей, раскрывающих суть некоторых профессий.
Модуль «Профессии «экскурсовод», «специалист сферы туризма» знакомит обучающихся с общими сведениями о профессии, качествах специалиста сферы туризма, основных обязанностях. Школьники узнают отличия и специфику таких специальностей, как экскурсовод, туроператор, администратор гостиницы, аниматор, менеджер по туризму и др. Самостоятельная разработка экскурсионного маршрута и его рекламы, участие в экскурсиях позволит обучающимся примерить на себя новые профессиональные роли.
Данная методическая разработка занятия по теме «Профессия экскурсовод» предназначена для педагогов, занимающихся профориентацией школьников.
Целевая аудитория – учащиеся 7-х классов.
Место проведения – Музей «Сабанеевские родники» МОУ ДО ДЭЦ «Родник».
Оборудование:
- экспозиция музея «Сабанеевские родники»;
- экран, ноутбук, проектор;
- стулья для обучающихся, расположенные по кругу;
- планшеты, бумага, ручки для групповой работы.
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
Цель: Содействовать профессиональному самоопределению подростков, формированию профессиональных интересов через знакомство с профессией «Экскурсовод».
Задачи:
- познакомить с основными характеристиками профессии экскурсовод и требованиями к личностным качествам обладателя этой профессии;
- предоставить возможность обучающимся проявить коммуникативные и творческие способности во время групповой работы.
Прогнозируемые результаты:
- знание основных характеристик профессии экскурсовод и личностных качеств обладателя данной профессии.
- взаимодействие обучающихся во время групповой работы при выполнении творческого задания и упражнений игрового тренинга.
Ход занятия:
Речь педагога |
Деятельность обучающихся |
Хронометраж |
1. Введение: Добрый день. На свете существует очень много профессий. Одна другой интереснее. У вас впереди еще есть время, чтобы понять, чем вы хотите заниматься в жизни. Если вы ещё не решили точно, кем станете в будущем, то послушайте немного интересного о профессии экскурсовода. Мы находимся в музее, и я сразу приглашаю вас на экскурсию. |
Обзорная экскурсия по музею «Сабанеевские родники» |
15 мин. |
2. Рассмотрим основные особенности профессии экскурсовод. В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги специально обученные люди – экскурсоводы. Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий Экскурсовод проводит экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям. Описание деятельности Деятельность экскурсовода представляет собой работу с применением знаний истории, культуры и географии региона, объектов и достопримечательностей, принципов организации и проведения экскурсий, экспозиционных материалов музеев, культурных центров, теории межличностного общения и техники публичных выступлений, а также правил первой медицинской помощи и схемы действий при наступлении чрезвычайных ситуаций. Профессионализм экскурсовода заключается, прежде всего, в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны. Чтобы экскурсия была содержательной и интересной, а многочисленные вопросы слушателей не ставили в тупик, экскурсоводу необходимо проделывать большую предварительную работу. Для этого он изучает книги и статьи по теме, разыскивает архивные документы, собирает интересные факты и истории. После чего составляет тексты экскурсий, пытаясь снабдить их интересными подробностями, неизвестными ранее фактами, красивыми легендами. В зависимости от темы и цели экскурсии разрабатывает маршрут, определяет вид и количество объектов показа. Определяет время поездки, длительность экскурсии, частоту и продолжительность остановок и т. д. Рабочий день обычно проходит в движении: в хождении по музею или в поездках с группами. Поиском нужной информации чаще всего приходится заниматься в свое свободное время. Соответствующие рабочие места имеются в туристических фирмах, музеях, тематических фабриках (где демонстрируются различные народные промыслы) и тому подобных местах. Для работы гидом-экскурсоводом желательно высшее гуманитарное образование, чаще всего эти работники имеют за плечами исторический или филологический факультет. Существуют также специализированные курсы. Необходимо постоянно заниматься и самообразованием в данной области, ведь экскурсовод должен досконально знать предмет разговора. Ему не обойтись без общей эрудированности и широкого кругозора, знаний по истории, литературе, географии, эстетике и психологии. Часто требуется знание 1-2 иностранных языков. Плюсы Работа экскурсовода очень интересная, но это не единственный плюс профессии. Среди других преимуществ:
Минусы Несмотря на всю привлекательность, есть у профессии экскурсовод и свои минусы:
Где получить образованиеПолучить образование, которое позволит работать экскурсоводом, можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Еще один вариант - это учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство». Для экскурсоводов также есть краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Личностные качества экскурсовода Профессия экскурсовода предполагает собой постоянное общение с людьми, поэтому специалисту необходимо обладать хорошей дикцией и грамотной речью, доброжелательностью, эмоциональной устойчивостью. Экскурсоводу необходимо держать в голове различного рода исторические факты, описания событий. Это подразумевает наличие таких качеств, как творческое мышление, умение анализировать и обобщить свои знания. Чтобы стать специалистом своего дела, экскурсовод должен уметь быстро устанавливать контакт с любой аудиторией, увлекать слушателей своим рассказом, иметь высокую культуру общения. Понадобятся отличная память, терпеливость, организованность, развитые коммуникативные и организаторские способности, внятная и грамотная речь, хорошо поставленный голос. Особенности карьерного роста Карьерный рост экскурсовода складывается в зависимости от личных качеств и профессионального опыта работы специалиста. Также приветствуется владение иностранными языками. Экскурсовод, который пользуется авторитетом среди туристических групп, будет востребован на рынке труда, а значит, имеет возможность для построения карьеры в сфере туризма. Спрос на грамотных специалистов есть, зарплата в зависимости от места работы составляет примерно от 0,5 до 1,5 среднего уровня дохода в промышленности (так, относительно мало зарабатывают экскурсоводы в отечественных музеях, существенно больше - гиды, вывозящие туристические группы за рубеж, особенно в страны западной Европы, и проводящие там все текущие экскурсии). Часто ярко выражена сезонность: во время летнего периода отпусков желающих посетить экскурсии значительно больше. Есть возможность подрабатывать ведением частных экскурсий. Карьерный рост - переход на менеджерскую позицию в туристических организациях, в перспективе возможно основание своего бизнеса в этой сфере |
Фрагмент игрового тренинга: упражнение «Бег скороговорок», игра «Все для Вас!» (на взаимодействие и коммуникабельность)
|
30 мин.
|
3. Рассмотрим требования к разработке экскурсионного маршрута Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике существуют три варианта построения маршрутов:
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Защита Сталинграда», «Литературное Подмосковье», «Театральный Ярославль» и др.). По тематико-хронологическому принципу построены все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы. Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии.
|
Просмотр экскурсии «Видео путешествие по Тверицкой набережной», созданной обучающимися объединения «Организаторы досуга» МОУ ДО ДЭЦ «Родник» |
10 мин. |
4. Предлагаю вам попробовать разработать свой экскурсионный маршрут. Для этого необходимо выбрать тему экскурсии, определить объекты экскурсионного маршрута (здания, храмы, памятники, природные объекты и др.), придумать интересное название маршрута и презентовать ваш экскурсионный маршрут. Сейчас мы разделимся на группы для совместной творческой деятельности по разработке экскурсионных маршрутов.
|
Разработка экскурсионного маршрута (в группах), презентация своих маршрутов. |
30 мин. |
5. Заключение: На нашем занятии мы познакомились с профессией экскурсовод. Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить одной фразой, что для вас эта профессия (ваша ассоциация с данной профессией). Если кого-то из вас заинтересовала данная профессия, значит, наша сегодняшняя встреча прошла не зря. Желаю вам удачи в выборе будущей профессии. |
Рефлексия |
5 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание упражнений игрового тренинга
«Бег скороговорок»
Дети сидят в кругу.
Педагог: Экскурсовод должен иметь хорошую дикцию.Скороговорки – лучший способ выработать отличную дикцию. Сейчас мы устроим «Бег скороговорок» по кругу. (Педагог предлагает скороговорку, которую все участникипо очереди повторяют).
- Пакет под попкорн
- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши
- Погода размокропогодилась
- Кукушка кукушонку купила капюшон
- Все бобры для бобрят добры
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
-Бублик, баранку, батон и буханку пекарь в пекарне испек спозаранку и др.
Игра «Всё для Вас!»
Педагог: Часто ли мы говорим хорошие, добрые слова друг другу? А незнакомым нам людям, бывает,и улыбнуться не каждый может. Профессия экскурсовод требует внимательного и доброго отношения к людям разного возраста, разных социальных слоев и уровня образования. Экскурсовод всегда приветлив, готов расположить к себе любого человека и наладить доброжелательный контакт с экскурсантами. Давайте и мы попробуем быть приветливыми друг к другу и порадовать своих друзей, хотя бы на словах.
Каждому из Вас предстоит сказать соседу, сидящемусправа,фразы, последние слова которых игрок придумывает сам,и начинаются они на начальную букву имени соседа справа:
- Мне нравится (Артем) за то, что он (какой?) - Артистичный
- Я повезу его(название города) - в Анапу
- Буду угощать его (чем?) - Ананасами
- Подарю ему (что?) – Астру
И так далее по кругу.
Приложение 2
Экскурсия «Видеопутешествие по Тверицкой набережной»
https://www.youtube.com/watch?v=QxxsK4x-4AM