Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка «На завалинке у деда Степана»

Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования

Центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»

 

Методическая разработка

 «На завалинке у деда Степана»

 

Еганова Людмила Алексеевна

педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка
Человек, который не имеет своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру  и национальные чувства  другого народа. Обращение к народному искусству, включающему  духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует  возрождению  чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного  опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания, умения и навыки, способствовали формированию трудолюбия, почтению и уважению к старшим, ответственности  за порученное дело.
Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений на мораль и нравственность, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Человек не замечает, как втягивается в ход гигантского конвейера. Изображения эталонов красоты самых разнообразных размеров (от небольшой этикетки, до огромной рекламы) со всех сторон обступают людей, внедряются в их психику на сознательном и бессознательном уровнях. Политические, социально-экономические проблемы, резкий отказ от старого, незамедлительно сказались  на падении уровня духовности общества.
Цель:
- способствовать формированию разносторонне развитой, духовно-богатой, высоконравственной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России.
Задачи:
- ознакомить учащихся с деревенской жизнью и укладом, посредством    участия в театрализованном представлении;
- ознакомить с русским народным песенным творчеством;
- разучить скороговорки, несложные попевки, песни.
 
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, и может применяться в общеобразовательных учреждениях и организациях дополнительного образования для работы с детьми 7-11лет.
При использовании данной методической разработки, педагоги дополнительного образования и учителя музыки смогут в доступной форме ознакомить учащихся с одним из эпизодов деревенской жизни, связанным с отдыхом деревенских жителей после уборки урожая и песенным фольклором в целом.
 
Сценарий театрализованного представления «Завалинка»
 
Действующие лица:
Михаловна – многодетная мать;
Николавна- многодетная мать;
Дед Степан – ворчливый старик;
Деревенские дети (Леша, Леня, Лена и др.).
Место действия: поляна перед избой
Задник сцены оформлен в виде фасада деревенской избы, покрытие (трава), на котором расположены бревна для рассадки участников.
Блок№1 «Соседки»
На сцене с разных сторон появляются Николавна и Михаловна, у Михаловны за спиной набитый утварью мешок, у Николавны в руках ведра.
Николавна: Здорово, соседка, совсем себя не жалеешь! Пострелят полон двор, кобыла с телегой есть, а ты мешки таскаешь!
Михайловна: Ой, а твои девки прям побились, побились, бегут, ведра отбирают!
Николавна: Да ладно тебе, надо передых устроить, а то и правда, руки отвалятся! (садятся на бревно) А девок моих уж с рассветом как языком слизало! Вчера сказала им, что так, мол, и так, раз сегодня дружно - поработали, назавтра гуляйте…
Михаловна: Дак, и мой Данька чуть свет ребятню разбудил и все к Николаичу - гармонисту рванули! Слыхала, шептались они, что на завалинке у деда Степана гулять собираются!
Николавна:  Ну да, у него- жешь самая большая поляна над хатой. Жаль, что вредный паразит, мимо него не одна мышь не пробежит. И бубнит и бубнит! Можа дела поделаем, да тоже придем?
Михаловна: А то…, если моего Даньку так рано смыло, значит, вся деревенская ребятня враз прибудет, а за ними пригляд да пригляд! Ну, давай, попожжа увидимся…(уходят).
Блок №2 «На завалинке»
На поляну с разных сторон постепенно стягиваются деревенская детвора.
Выходят мальчишки.
Даня: Мужики, нужно дядьку Степана отвлечь! Нужно его кобылу за околицу вывести, да к дереву привязать, пока он будет ее искать, мы еще что-нибудь придумаем!
Леня: Ага, ты его ружье видел? Вон осенью Колька-сосед в сад за яблоками залез, так зад-то недели две от соли горел!
Вова: Может мы просто дверь заколотим…ну на время конечно!
Леша: Ага, заколоти, попробуй. Он-жешь, тебя потом  своим костылем из окна заколотит! Тут хитростью нужно…думать надо, мужики, думать…
Под музыку в хоровод выходят девочки старшей группы
Муз. номера:
 «За рекою хмель да вьется» (Девочки рассаживается на завалинке)
«Рассыпала Маланья бобы»
Юля: Лизок, ну ты и разошлась.., не боишься, что дядька Степан появится? Разгонит всех враз!
Лиза: Не боюсь, я его давича на реке видала, рыбу он удил, так, что гуляем!
Даня: Юль, может вместе кадриль потанцуем?
Юля: Нет!
Даня: Отлично, тогда пойдем, поможешь мне телегу толкнуть. А то мамка заругает!
Юля: Ой, слышала: «Даня, сходи, сынок за водицей на реку! - Не.., брюхо болит!», «Сынок, иди курятинку кушать! - Ну, раз мать велит, значит надо!» Додельник! (Смеются девчонки)
Даня: Фу, ты! Да больно надо! Пойду лучше на реку, гляну, где там дядька Степан! (уходит)
Муз. номер: «Красная девка»
Блок № 3 «Плохая примета»
Выходит средняя группа
Муз. номер: «Ой, ниточка тоненькая»
Галя: Ты смотри, шустрые какие! Ну-ка кышь отсюда, мелочь пузатая!
Белла: Не уйдем! Поляна не твоя, мы тоже гулять хотим!
Галя: Вот возьму и пожалуюсь на вас дядьке Степану!
(Девочки из средней группы окружают Галю)
Настя: Ябеда зеленая, на костре вареная!
Вика: Ябеда-беда, солена борода!
Варя и Карина: Ябеда-беда, солена Баба Яга!
Алена: Ябеда-корябеда, турецкий барабан. Кто на нем играет, противный таракан!
Ариша: Ябеда-беда, тараканья еда!
Надя: Ябеда соленая, на горшке вареная, шишками обитая, чтоб не была сердитая!
Галя: Да ладно, ладно, что мне жалко что ли,.. пошутить нельзя? А давайте мы вам страшилку расскажем!
Все: Ура, давайте! (тесно сели вместе на траве)
Галя: Ну, вы ж знаете, что у наших женщин походка от ведра!
Настя: Это как?
Галя: Да так, мы ж на реку за водой с коромыслом идем, на него вешаем полные ведра, а если дует ветер, то куда ведра, туда и мы! Ну, так вот, иду я сегодня такая, ветер дует, и вдруг… черная кошка дорогу перебежала!  Думаю, что делать? Не идти нельзя, меня уже тут ждут, а пойду, примета плохая, поругаюсь со всеми!
Алена: И что ты сделала?
Галя: Да плюнула через плечо!
Белла: Бедная кошка, вот уж хлебнула из-за своего цвета!
Алена: Ну почему не рыжая или серая или полосатая, а только черная кошка приносит ссоры и беды всякие!
Надя: А я не верю, ерунда все это!
 Галя накрывает всех шалью.
Юля: (Таинственно) Вот и не верьте, а мне моя бабушка рассказывала, что наши предки связывали с черным цветом все свои неприятности. Однажды, в темном-темном лесу, в темной-темной пещере, жила с людьми черная-черная кошка. Люди всегда боялись темноты или непогоды, поэтому, когда на улице сверкала молния, кошку выбрасывали на улицу, что б отвести пожар в сторону. А если черную-черную кошку провести на лошади, все…считай, что пропала лошадь. А если черная-черная кошка чихнет..
Позади чихает возвратившийся Даня. Все с визгом разбегаются в разные стороны.
Леша: Девки красные! Давайте гулять, пока дядька Степан не вернулся!
Даня: Тем более у него подкормка заканчивается!
Блок№4 «На поляне»
Муз. номер: «Старый дед задумал»
Муз. номер: «Деревенские частушки» (ср.гр)
Леша: А давайте в фанты поиграем! Чур, я первый! (начинает считалочку)
Выпала тебе работенка, покажи ты нам котенка! (показывает)
Белла: Что бы долго не молчать, нужно громко помычать! (мычит)
Надя: А теперь закрой-ка глаз, кукарекни пару раз! (кукарекает)
Настя: Вежливостью удиви, руки все вокруг пожми! (рукопожатие)
Вика: Эх,  маменьку б нашу сюда, жаль, что болеет часто, а уж как она плясать любит! Запевай, сестренка, повесели нас!
Муз. номер: «Ой, маменька»
На музыке выходят танцевать и дети и присоединившиеся к ним Николавна и Михаловна.
Николавна: Ой, прям душу порадовали, наплясалась.. аж запыхалась вся!
Михаловна: А мои оболтусы где? Степан нагнал уже с поляны-то?
Ева:  Ну, что, поете? Пляшете? (громко) А дядька Степан уже по улице идет!
Блок № 5 «Степан»
Выходит Степан, за руку ведет маленьких детей.
Лиза: А мы, вот, слыхали, как ты хвастался, дядька Степан, что печь можешь?
Степан: Ну, могу!
Игорь: Так и когда мы попробуем твоих пирогов?
Степан: Знаете, мука есть - соли нет, соль есть - дрожжей нету. Дрожжи найду - дров нет. Все есть – меня дома нет!
Егор: Дядька Степан, как ничего нет?  А почему все говорят, что  ты богатый?
Степан: Да потому, что у меня в одном кармане блоха на аркане, а в другом вошь на цепи, вот и все мое богатство. Ну что, может, уважите, споете?
Катя: А какую песню-то  спеть?
Степан: Да про то, как Дуня-пышка на улицу вышла, на кочку села, комарика и съела!
Ева: Так это мы быстро, это мы можем!
Муз. номер: «Дуня - тонкопряха»
Степан: (оглядевшись) Выходите уже, попрятались они, я ж ваши песни-танцы ажно на реке слыхал! Хорошо, складно поете-играете! А вот в мою игру сыграете?
Все: А как же!
Степан: Заодно и поможете мне крупу-то перебрать! Вот вам крупа, а чтоб быстрей было, разделим вас на двое, а пока мы с младшими детишками танцевать станем - столько времени у вас и будет. Готовы? А ну-ка гармонист, давай свою музыку!
Муз. для игры: «Перебери зернышки»
Степан: Ну вот, как говорится, сделал дело…
Мальчики: (без настроения) Гуляй смело…
Степан: Ну да, правильно, начинай другое делать…, а что это вы, мужики голову повесели.
Вова: Да, Лешка с Егором в Нюрку влюбились, вы что, не знаете?
Степан: Это которая?
Вова: Да вон, сидит, воображает…
Муз. номер «Нюрочка»
Юля танцует всю песню. В конце подходит Алена и топает ногой по ноге Юли. Юля уходит, ковыляя..
Муз. номер «Гарный Семене»
Выходят Лена и Кира.
Лена: Вот тебе и мелочь, срамота какая! Хорошо, хоть это шутка, а то б маменька всыпала б, да все лето с огорода б не выходили!
Настя протискивается между девочками.
Настя: (Поет частушку) Приезжали меня сватать на серой кобыле, все приданое забрали, а меня забыли!
Кира: Ну, а как мамка на реку стирать посылает, главное вовремя вернуться, ой, вовремя!
Степан: Ну так Вы заходите, если что, в другой раз точно пирогов напеку, если муку найду.. да дрожжи…да дрова…да себя не потеряю..(танцует).
Муз. номер «До Дунаю»
 
Заключение
 
Народный фольклор может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамичностью,  обладает притягательностью для детей. Яркие костюмы, постижение тайн природы и величие человеческого духа. Веселые игры и песни способны завлечь внимание ребенка. Именно в раннем  возрасте  закладывается   фундамент  познавательной   деятельности. Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитание у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Уважение к народному творчеству нужно воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
В работе над данным материалом, у учащихся было сформировано эмоционально-осознанное отношение к народному творчеству, традициям и праздникам. У ребят расширился кругозор, развились коммуникативные и организаторские способности, а также, сформировалось умение применять фольклорный материал в повседневной жизни, продуктивное сотрудничество со сверстниками и педагогами в процессе подготовки и проведения мероприятия, решения различных творческих задач. После проведения мероприятия, у учащихся возросла познавательная активность, любознательность в восприятии русского фольклора и православной культуры.
Участвуя в подобных мероприятиях, молодое поколение станет духовно богаче, внимательнее относиться к старшим, уважать их, ценить чувства людей. Возрастет интерес к народному песенному и прикладному творчеству, быту, традициям, культуре русского народа.
Душа сродни сосуду, наполненному чувством, мыслью, верой, образами. Сердцу этого мало. Мужая, сердце жаждет гордости, которая опирается на сказку, на легенду, на точный исторический факт, на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности. Не каждый день, не каждый час, но настанет в жизни народа мгновение, когда вся предыстория отзовется в сердце хотя бы одного из миллионов.
 
 
 
 
Список использованной литературы
 
  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.
  3. Афанасьев С., КоморинС. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.
  4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.
  5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.
  6. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
  7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.
  8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.
  9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.
  10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.
  11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
  12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
  13. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
  15. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988
  16. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.
  17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.
  18. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е. Щужова. – М.: Новая школа,1994.