Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях»

МАДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

Мурманская область, город Мончегорск

 

«Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях»

 

Рубцова Елена Владимировна

Воспитатель

 

В современных условиях проблема патриотического, нравственного и духовного воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о своей родословной, родном городе, стране, профессиях, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, традициям, обычаям, сохранению семейных связей.

Наблюдая в течении нескольких лет за детьми и их общением с родителями, мы пришли к неутешительному выводу: из 135 семей наших воспитанников, только у 28 есть семейные традиции, из них только у 3 молодых семей. Преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги. В связи с такими неутешительными выводами, педагогами и педагогом-психологом, было принято решение действовать, через механизмы влияния на семьи. Ведь первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

В настоящее время задачи духовного нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. Эта работа актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания духовности и патриотизма не считаются важными.

Организация работы с родителями проводится под девизом: их знания и любовь к родословной, родному городу, стране, культуре должны передаваться детям.

Чрезвычайно важными механизмами, влияющим на формирование духовного мира личности, следует назвать семейные традиции, обычаи и ценности. Специфика действия этих механизмов объясняется тем, что семья представляет собой не только результат духовного и материального единения, но суть человеческого осознания себя и мира, основу взаимодействия с миром и другими людьми через взаимодействие внутри самой семьи с ее членами. 

«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений, становлении духовной личности ребенка. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.

Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.

Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.

Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Традиции и обычаи - два канала социализации и духовности ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное и духовное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Построение образовательного процесса позволило решить следующие задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников и их семей:

  • Формирование любови к родному городу, к стране и интерес к их прошлому и настоящему.
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому.
  • Воспитание чувства гордости за своих родных, земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развитие бережного отношения к традициям и обычаям семьи.

Большое значение имеют и имели семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также в учреждения города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, собранные детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например, ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.

Это направление работы требует особого такта, внимания, чуткости по отношению к каждой семье, так как могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из родителей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Широко применяем, как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации педагога-психолога, тренинги для семей
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом будут постоянно обращаться, показывать друг другу фотографии своей семьи. Дети уже делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это получает подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Под отцовским крылом», «Ох, уж эти мамочки», «9 Мая - День Победы».

Так же для коллектива родителей организуем общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляем информационные и тематические стенды; проводим вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

Также реализуется организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют родители воспитанников. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества и культуре, к истории своего народа, его традициям. Организовываем мини музеи, например, «Русская изба», «Музей кукол», «Коренные жители Кольского полуострова – СААМИ», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, и тем самым приобщаются к истокам народной культуры. Организовываем экскурсии по городу.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогают в оформлении альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина – г. Мончегорск», «Города Мурманской области», «Вооружённые силы Российской Федерации», «9 Мая – День Победы», «Символика РФ», «Семья», «Профессии», «Праздники России».

Все эти формы помогают активизировать родителей в совместной деятельности по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей.

Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

От содержания и качественного наполнения духовного мира личности зависит сам процесс создания прочной нравственной семьи, как базисной основы общества. Кризис семьи в своей сущности сводится к кризису традиционных духовных и нравственных ценностей, элементарных норм общечеловеческих отношений. Во многом этому способствует переориентация интересов личности и общества на внесемейные ценности. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует духовную личность и чувство психологической защищённости. Педагоги – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов, выработанные совместно общие цели и задачи духовно-нравственного воспитания, а также пути достижения намеченных результатов.