Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.02.2020 г.
II Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «Увлечённые...
20.02.2020 г.
IV Всероссийский конкурс рефератов, исследовательских работ и проектов «Изучаем и исследуем»
18.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль детских рисунков и поделок «Зима недаром злится - весна в окно стучится...
18.02.2020 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников детских садов «Почему люблю я папу, расскажу с большой...
18.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль детских рисунков и поделок, посвящённый Дню защитника Отечества «Для меня...
13.02.2020 г.
III Всероссийский конкурс «Его имя простое - ОТЕЦ!»
10.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Он не мал и не велик, мой снежно-белый снеговик!»

«Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях»

МАДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

Мурманская область, город Мончегорск

 

«Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях»

 

Рубцова Елена Владимировна

Воспитатель

 

В современных условиях проблема патриотического, нравственного и духовного воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о своей родословной, родном городе, стране, профессиях, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, традициям, обычаям, сохранению семейных связей.

Наблюдая в течении нескольких лет за детьми и их общением с родителями, мы пришли к неутешительному выводу: из 135 семей наших воспитанников, только у 28 есть семейные традиции, из них только у 3 молодых семей. Преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги. В связи с такими неутешительными выводами, педагогами и педагогом-психологом, было принято решение действовать, через механизмы влияния на семьи. Ведь первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

В настоящее время задачи духовного нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. Эта работа актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания духовности и патриотизма не считаются важными.

Организация работы с родителями проводится под девизом: их знания и любовь к родословной, родному городу, стране, культуре должны передаваться детям.

Чрезвычайно важными механизмами, влияющим на формирование духовного мира личности, следует назвать семейные традиции, обычаи и ценности. Специфика действия этих механизмов объясняется тем, что семья представляет собой не только результат духовного и материального единения, но суть человеческого осознания себя и мира, основу взаимодействия с миром и другими людьми через взаимодействие внутри самой семьи с ее членами. 

«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений, становлении духовной личности ребенка. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.

Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.

Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.

Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Традиции и обычаи - два канала социализации и духовности ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное и духовное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Построение образовательного процесса позволило решить следующие задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников и их семей:

  • Формирование любови к родному городу, к стране и интерес к их прошлому и настоящему.
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому.
  • Воспитание чувства гордости за своих родных, земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развитие бережного отношения к традициям и обычаям семьи.

Большое значение имеют и имели семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также в учреждения города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, собранные детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например, ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.

Это направление работы требует особого такта, внимания, чуткости по отношению к каждой семье, так как могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из родителей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Широко применяем, как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации педагога-психолога, тренинги для семей
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом будут постоянно обращаться, показывать друг другу фотографии своей семьи. Дети уже делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это получает подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Под отцовским крылом», «Ох, уж эти мамочки», «9 Мая - День Победы».

Так же для коллектива родителей организуем общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляем информационные и тематические стенды; проводим вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

Также реализуется организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют родители воспитанников. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества и культуре, к истории своего народа, его традициям. Организовываем мини музеи, например, «Русская изба», «Музей кукол», «Коренные жители Кольского полуострова – СААМИ», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, и тем самым приобщаются к истокам народной культуры. Организовываем экскурсии по городу.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогают в оформлении альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина – г. Мончегорск», «Города Мурманской области», «Вооружённые силы Российской Федерации», «9 Мая – День Победы», «Символика РФ», «Семья», «Профессии», «Праздники России».

Все эти формы помогают активизировать родителей в совместной деятельности по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей.

Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

От содержания и качественного наполнения духовного мира личности зависит сам процесс создания прочной нравственной семьи, как базисной основы общества. Кризис семьи в своей сущности сводится к кризису традиционных духовных и нравственных ценностей, элементарных норм общечеловеческих отношений. Во многом этому способствует переориентация интересов личности и общества на внесемейные ценности. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует духовную личность и чувство психологической защищённости. Педагоги – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов, выработанные совместно общие цели и задачи духовно-нравственного воспитания, а также пути достижения намеченных результатов.