Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»
МБОУ «СОШ № 2 имени С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
Название материала: Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»
Номинация: методические материалы по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла
Автор: Ершова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Настоящая методическая разработка не участвовала в конкурсах, но была опубликована на странице учительского сайта «Nsportal.ru» 16.02.2020г.
Пояснительная записка
Цели:
содержательная цель:знакомство с творчеством писателя А.Платонова на примере рассказа «Маленький солдат»; знание истории родной страны (жизнь детей в Великую Отечественную войну); воспитание в детях чувства сострадания.
деятельностнаяцель: создание условий для развития у учащихсяспособности производить анализ прозаического произведения, умения сопереживать главному герою, а также заниматься творчеством (составление нерифмованного стихотворения-характеристики персонажа).
Область применения: мастер-класс (урок), 7 класс
Ожидаемые результаты: воспитание чувства патриотизма, развитие умения работать с текстом и аргументировать своё мнение, побуждение к творчеству и чтению художественной литературы
Методы реализации: наглядно – иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, критического мышления
Формы реализации: коллективная, работа в парах, групповая (сообщения к уроку), индивидуальная
Тематическое содержание:
Настоящая методическая разработка урока по рассказу А.Платонова «Маленький солдат» была создана к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мастер-класс (30 мин) был проведен с обучающимися 7-го кадетского класса на областном семинаре. Главной задачей было показать обучающимся, что гитлеровский фашизм принес много страдания людям, что участниками войны 1941-1945, патриотами становились не только взрослые, но и дети.
Перечень литературы: рассказ А.Платонова «Маленький солдат»
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: умение работать с текстом (частичный анализ), умение составлять кластер – подбирать ассоциации к слову, умение создавать синквейн – нерифмованное стихотворение; знание истории Отечества (период Великой Отечественной войны); навык работы в парах и коллективно
Материально-техническое обеспечение:мультимедийная установка (для просмотра презентации и видеоролика), экран, компьютер,школьная доска, мел красного цвета, детские рисунки-иллюстрации к рассказу, картонная коробка красного цвета
Раздаточный материал: стикеры красного (розового) цвета для каждого участника, ручки, тексты рассказа (сокращенный вариант)
Перечень использованной литературы: А.Платонов «Маленький солдат»
Использованные для сообщений обучающихся, создания презентации и видеоролика ресурсы сети Интернет:
- https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html
- https://tunnel.ru/post-detstvo-opalennoe-vojjn
- https://yandex.ru/images/search?text
- https://muzofond.fm/
Ссылка для скачивания презентации: https://drive.google.com/file/d/11db1hQ-idjerirrtWLhulK-6NWNPbgva/view?usp=sharing
Ссылка для скачивания видеоролика: https://drive.google.com/file/d/1fJ3N1TxBwqenzsBdmnWfcux81NCP1dYq/view?usp=sharing
Музыка к видеоролику:
https://drive.google.com/file/d/1IjtvCf8J5WW4VeNx_3OP3LqGgZIMUkdA/view?usp=sharing
Музыка к выходу детей к нарисованной на доске звезде:
https://drive.google.com/file/d/1uj8bDm_fTjxHJEV9EFHryC7YxbP3WRg3/view?usp=sharing
Оформление:на доске слева - детские иллюстрации к рассказу, на доске справа - нарисованная красным мелом пятиконечная звезда (в неё вклеим позднее стикеры с синквейнами); на ученических столах приклеенырозовые/красные стикеры для синквейнов, разложены напечатанные тексты рассказа А.Платонова; небольшая красная коробка - на учительском столе.
Ход мастер-класса
Для информации: за месяц до прочтения рассказа учитель на уроке русского языка даёт ученикам задание написать все возможные ассоциации к слову «солдат» на небольших листочках (схема-кластер), через некоторое время – также написать на листочках имена существительные (обозначающие одушевлённые предметы) к слову «маленький». Дети не должны знать о связи этих заданий друг с другом и с последующим прочтением рассказа.
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности: «красная коробка».
- Ребята, у меня в руках листочки, на которых вы месяц назад составляли схемы-кластеры вокруг слова «солдат» (некоторые из них - на экране). Я просила вас тогда записать все возможные ассоциации к этому слову. Вы написали такие слова и словосочетания: воин, герой, дедушка, мужественный, сильный, раненый, защищает Родину, стреляет, спасает людей, бинтует раны, получает награды. И никто из вас не написал слова ребёнок. Почему?
(Ответы детей)
-Теперь я кладу эти работы в коробку. Через несколько уроков я задала вопрос: «Кого вы видите маленьким?Что он делает?»«Какие же ассоциации вызвало слово «маленький»? Вот эти листочки, на которых повторяются слова «ребёнок», «дитя», перечисляются детёныши животных. Они резвятся, играют в счастливую пору детства. И нет на этих листочках ни одного слова «солдат». А теперь я также помещаю их в коробку и перемешиваю. Поделитесь впечатлениями: что случилось, когда я перемешали первые и вторые ваши работы? Что происходит в красной коробке?
(Дети делятся впечатлениями)
- Да, случилось страшное - война! Война перемешала детские судьбы, оборвала детство, изранила людские души. Смотрим на экран и слушаем сообщения ребят.
3.Видеоролик «Дети на войне», на фоне которого 3 ученика читают сообщения (см. приложение 1).
4.Постановка цели урока.
- Сегодня мы проследим судьбу Серёжи, героя рассказа писателя-фронтовика Андрея Платонова «Маленький солдат». Ребята, вы уже обратили внимание на то, что автор в названии рассказа соединяет эти два, казалось бы, несовместимых слова: «маленький» и «солдат»!
5.Актуализация знаний.Работа с текстом (приложение 2).
- Обратимся к рассказу Платонова. Ребята, каким рассказчик видит Серёжу в первый раз?Какие детали говорят о том, что Серёжа давно на войне?(сапогисшиты на детскую ногу, «обношенная щинель»,обветренное лицо).
-Ребята,как при этом называет рассказчик Серёжу?«Ребёнок» (слово «ребёнок» употреблено в начале текста 12 раз).Почему? Как это показывает отношение к Серёже рассказчика,майора Савельева?(автор заостряет внимание на возрасте героя; бойцы жалеют его)
-В какой момент, мы узнаём,что мальчик воюет?Из чьих уст?(майор Савельев наказывает,чтоб «на немца не лез»).
-Можно ли Серёжу назвать бойцом с опытом?Почему?(отличает свои самолеты от фашистских,ходит в разведку,помог сохранить склад,взорвать штаб немцев).
- Какое самое страшное испытание для Серёжи уготовила война? (Смерть отца и матери).
-Почему в рассказе о боевых действиях Серёжи нет слова «ребёнок», а звучат слова «мальчишка», «Сергей»? (воюет как настоящий взрослый, опытный солдат).
- Платонов соединил эти два слова - маленький солдат- чтобы мы помнилио людях,которые на войне отдавали свои жизни,чтобы жили мы сейчас в мирное время.
6.Составление синквейнов «Серёжа» на стикерах.
-Ребята, давайте составим синквейн, который назовём именем главного героя- «Серёжа» - в память о взрослых и маленьких героях Великой Отечественной войны! Работаем на прикрепленных листочках.
7.Чтение синквейнов. Вклеивание стикеров с синквейнами в звезду, нарисованную на доске (звучит музыка).
8.Заключительное слово учителя.
-Ребята, желаю вам жить в мирное время, а о войне узнавать только из рассказов прадедов и из военных книг и фильмов.
-Спасибо вам за то, что прониклись тяжелой судьбой Серёжи, сопереживали ему. За работу на уроке ставлю всем пятерки.
9. Рефлексия. Самоанализ.
Приложение 1
Ученик 1. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека. Они вместе со взрослыми приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил - на заводах, в тылу врага, в бою. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Ученик 2. Дети собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, гранаты, а затем передавали партизанам. Многие школьники вели разведку, были связными в партизанских отрядах, спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, взрывали железнодорожные вагоны.
Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны десятки тысяч детей воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Пионеры награждались боевыми орденами и медалями, становились Героями Советского Союза. Среди них - Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.
Приложение 2
Андрей Платонов «Маленький солдат»
(сокращенный вариант для мастер-класса)
…Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.
…Ребенокзнал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.
— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!
Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.
…Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.
— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.
— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.
…Мальчик уснул после еды, а майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.
Сергей был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка…. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.
Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и где что сходится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.
Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.
Так он и жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все что надо и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится.
И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.
А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно ранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергейсиротой.
Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем. Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.
…..Наутро Сережа тоже не вернулся к нам, и Бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку — может быть, во след ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.