Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Мастер-класс на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания метеостанции на территории детского сада»

         МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Теремок»

Мастер-класс на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством создания метеостанции на территории детского сада»

Подготовила Романовскова Наталья Михайловна - старший воспитатель структурного подразделения «Теремок» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области, первой квалификационной категории, проживающей по адресу: Волгоградская область, город Михайловка, улица Гайдара,17, телефон 89044223412

                                                                    2019 г.                        

                                                    Мастер-класс для педагогов

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания метеостанции на территории детского сада »

Цель: повысить уровень   творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Показать педагогам как можно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду;
  2. Познакомить с одним из средств познавательно-исследовательской             деятельности - метеостанцией;
  3. Научить изготавливать из подручных  средств один из приборов метеостанции – природный барометр

Время проведения : 20 минут.

Участники мастер-класса:  педагоги, студенты

                                                  Ход мастер-класса

  1. Барометр настроения

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким

настроением вы пришли . Представьте, что ваши ладошки – это барометр

настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас я вижу настроение оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.

  1. Актуальность

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Педагогический коллектив структурного подразделения «Теремок» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»  ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ ищут  новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на территории нашего детского сада, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов  в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий детей в мир исследований и открытий,   сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

       Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным,  оборудовав  на территории  дошкольного учреждения метеорологическую станцию.                                                                 Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими   приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности  будут развиваться  умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать,  обобщать.

  1. Описание метеостанции «Юный синоптик»  с показом презентации

Наша метеостанция включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

-оборудование метеоплощадки.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель работы на  метеостанции: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с родителями и детьми.  

   Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеобудки.  Для наблюдения за погодой будут использоваться  традиционные приборы (компас, термометр)  и приборы,  изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, песочные часы, флюгер, ветряной рукав, ветряная мельница, рамка-определитель  облаков, снегомер, осадкомер, календарь погоды).

        Наблюдая за погодой, дети  учатся выделять отдельные явления,

степень их интенсивности и другие характеристики. Дети  наблюдают  не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из :

-определения состояния неба при помощи рамки-определителя облаков,          -наличия или отсутствия осадков (дождемер, снегомер, осадкомер);

-наблюдение за ветром  (флюгер-показывает направление ветра и стороны света, сила ветра-ветровой рукав ветряная мельница)

-определение степени тепла и холода (метеорологическая будка с находящимся внутри термометром )  

-наблюдение за состоянием атмосферы (природный барометр ( с помощью которого делается предполагаемый прогноз погоды), гигрометр (подвешенная сосновая шишка, которая раскрывается при сухом воздухе закрывается при влажном)

 -определение времени (солнечные, песочные часы)

-пособие демонстрирующее круговорот воды в природе.

 Результаты наблюдения за состоянием погоды отмечаются на календаре погоды, оборудованной магнитной и меловой доской.  Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеостанция в детском саду — это экологический уголок на территории ДОУ.  Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция в

детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

4. Изготовление прибора для метеостанции «Природный барометр»                                    

   Для изготовления такого барометра необходимо срезать ветку с молодой   сосны. После отделить от неё отрезок длиной 10 см с растущей сбоку тоненькой длинной веточкой. Затем возьмите ровную дощечку или фанерку размером 150x100 мм и прибейте к ней заготовленный кусочек сосны так, чтобы веточка могла свободно двигаться   – барометр готов. Только его надо отградуировать: поднесите прибор к   плите — от тепла веточка выпрямится и поднимется вверх, там, где она остановится, сделайте риску; поднесите прибор к струйке пара, вырывающейся из носика чайника – от воздействия влаги веточка опустится вниз, здесь отметьте вторую риску. Риски соедините дугой и разделите на несколько равных частей, остается сделать соответствующие обозначения. 

Барометр надо вывесить в тени, чтобы прямые лучи на него не попадали. Все готово. Теперь, выходя на прогулку, мы можем прогнозировать и солнечный день, и дождь в зависимости от положения единственной иглы сосны.

  1. Рефлексия

Надеюсь, что данный мастер-класс поможет вам в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Если вы будете использовать представленый материал в работе –поднимите жёлтый листочек, если предоставленый материал требует доработки поднимите оранжевый листочек, если данный материал вам никогда не пригодится – поднимите коричневый листочек.

Барометр настроения

Теперь покажите на своих барометрах настроения, какое оно стало к концу мастер-класса! Я вижу, что оно стало намного лучше.  Надеюсь, мой  мастер-класс будет  вам полезен в дальнейшей работе. До свидания!