Мастер - класс «Играя, обучаюсь»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение муниципального образования
«Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида
№ 187 «Умка»
Мастер – класс««Играя, обучаюсь»
(игры, направленные на развитиеразличных анализаторов
удетеймладшего дошкольного возраста).
Воспитатель, социальный педагог:
Махмудова Юлия Александровна
Архангельск
2020г.
Мастер – класс рекомендован для педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также будет полезен родителям детей младшего дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов, без труда можно организовать в детском саду и дома.
Цель: Показать педагогам и родителям целесообразность и эффективность использования игр наразвитиеразличных анализаторов у детей младшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
К.Д.Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно более органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания.
По данным ЮНЕСКО человек запоминает при помощи слуха 15% поданного материала, 25% при помощи зрения и до 65%, когда одновременно действуют и слух и зрение. Еще более возрастает процент усвоения материала, когда к зрению и слуху прибавляется двигательная сила мышц рук.
Предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторову детей младшего дошкольного возраста, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей, а также организовать дома.
1. ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: предложите одному из детей закрыть глаза, можно повязать на глаза повязку. Педагог (родитель)вкладывает ребенку в руку какой-либо предмет с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.Задача ребенка: не глядя, отгадать, что находится у него в руке.
2. ОПРЕДЕЛИ ФИГУРУ НА ОЩУПЬ
Цель: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, гофра, бархатная бумага, наждачная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.
3. ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
5.«СКОЛЬКО ИГРУШЕК СПРЯТАЛОСЬ?»
Цель: учить детей считать предметы на ощупь.
Ход игры: Педагог ставит игрушки под салфетку.
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает педагог.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, педагог снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в младшей – до трёх-четырёх игрушек.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ:«ДОМИК ДЛЯ ПУГОВИЦ», «ШИШКИ СПРЯТАЛИСЬ», «КАМЕШКИ», «ПУГОВИЦЫ», «ВЕСЁЛАЯ ФАСОЛЬ»
6. ТЕПЛО – ХОЛОДНО
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
7. Игра «ЧТО – КАК ЗВУЧИТ?»
Цель игры:Пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.
Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные и др.)
- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?
- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).
8. Игра «УГАДАЙ – КА»
Цель игры: Развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.
Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи (звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением «кухня». Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
9. ИСКАЛОЧКА
Цель игры: Пробудить интерес детей к восприятию предметов с помощьюразличных анализаторов.Способствовать развитию внимания, расширению познания об окружающем мире, обогащению словарного запаса.
Педагог предлагает детям определить:
• Что в этой комнате большое? А что маленькое?
• Что в этой комнате твердое? А что мягкое?
• Что в этой комнате ароматное?
• Что в этой комнате синее, красное, желтое?
• Что в этой комнате пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее…
10.ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Прекрасную практическую направленность имеет использование дидактических игр и заданий с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, моторный, тактильный, речевой).
С целью закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры» можно использоватьследующие игровые задания:
-
найди геометрическуюфигуру (круг, квадрат ит.д.);
-
нарисуйфигуру в контейнере с крупой;
-
вылепить фигуру из пластилина;
-
обведи пальчиком вырезанную фигуру;
-
определи фигуру на ощупь с закрытыми глазами;
-
выложифигуру из счётных палочек, шнурка, фасоли или др..
Задействовав несколько анализаторов при выполнении заданий, педагог способствует прочному усвоению учебного материала.
11. МИКРО-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОГУЛОК
В заключении предлагаю вам микро-занятия с ощущениями: слышим, видим, чувствуем кожей и ощущаем телом, которые можно использовать на прогулке. Например, наблюдая за животным (кошкой), что мы можем услышать? Как кошка мяукает. Что мы можем почувствовать? Какая у кошки шёрстка. Что мы можем ощутить телом? Мы можем подражать кошке, подвигаться как кошка и т. д.
Как организовать игру?
Приготовьте карточки с заданиями для прогулки на определённую тему.Для начала используйте по четыре карточки с идеями в день. Постепенно увеличивайте, до комфортного ритма вам и детям.
Распечатайте карточки. Поочередно играйте в разные дни: день кошки, день листьев, день дороги и машин и т.д.
Выберите три темы, которые интересны вам и/или ребенку. (Например, камни, песок, вода). Подумайте, что можно услышать в теме камней. Запишите эту идею. Что можно увидеть особенного? Запишите. Что можно ощутить руками? Как можно соединить идею камня и тела? Подумайте и запишите на карточку, а потом возьмите карточки на прогулку. По аналогии подготовьте другие темы.
Такие небольшие занятия могут разнообразить и украсить ваши прогулки. А регулярность и разнообразие тем дадут мощный толчок развитию мышления вашего ребёнка.
Каждый педагог должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...