Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

08.07.2024 г.
Для каждого человека семья - это крепкий дом, где есть любовь, поддержка и опора, забота и взаимное...
07.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов «Мама - друга нет дороже...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая семье и семейным ценностям (из цикла «...
05.07.2024 г.
Всероссийская викторина, посвящённая матерям государственных деятелей и учёных России «Материнская...
04.07.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Комплименты для мамы!»
03.07.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую папу! Я рисую маму!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»

Мастер - класс «Играя, обучаюсь»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение муниципального образования

«Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида

№ 187 «Умка»

 

Мастер – класс««Играя, обучаюсь»

(игры, направленные на развитиеразличных анализаторов

удетеймладшего дошкольного возраста).

 

 

Воспитатель, социальный педагог:

Махмудова Юлия Александровна

 

Архангельск

2020г.

 

 

Мастер – класс рекомендован для педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также будет полезен родителям детей младшего дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов, без труда можно организовать в детском саду и дома.

Цель: Показать педагогам и родителям целесообразность и эффективность использования игр наразвитиеразличных анализаторов у детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

К.Д.Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно более органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания.

По данным ЮНЕСКО человек запоминает при помощи слуха 15% поданного материала, 25% при помощи зрения и до 65%, когда одновременно действуют и слух и зрение. Еще более возрастает процент усвоения материала, когда к зрению и слуху прибавляется двигательная сила мышц рук.

Предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторову детей младшего дошкольного возраста, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей, а также организовать дома.

1. ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ

Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: предложите одному из детей закрыть глаза, можно повязать на глаза повязку. Педагог (родитель)вкладывает ребенку в руку какой-либо предмет с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.Задача ребенка: не глядя, отгадать, что находится у него в руке.

2. ОПРЕДЕЛИ ФИГУРУ НА ОЩУПЬ

Цель: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, гофра, бархатная бумага, наждачная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.

3. ЧТО ПОГЛАДИЛ?

Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.

5.«СКОЛЬКО ИГРУШЕК СПРЯТАЛОСЬ?»

Цель: учить детей считать предметы на ощупь.
Ход игры: Педагог ставит игрушки под салфетку. 
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает педагог.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, педагог снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в младшей – до трёх-четырёх игрушек.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:«ДОМИК ДЛЯ ПУГОВИЦ», «ШИШКИ СПРЯТАЛИСЬ», «КАМЕШКИ», «ПУГОВИЦЫ», «ВЕСЁЛАЯ ФАСОЛЬ»

6. ТЕПЛО – ХОЛОДНО

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления. 
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.

7. Игра «ЧТО – КАК ЗВУЧИТ?»

Цель игры:Пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.

Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные и др.)

- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?

- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).

8. Игра «УГАДАЙ – КА»

Цель игры: Развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.

Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи (звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением «кухня». Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

9. ИСКАЛОЧКА

Цель игры: Пробудить интерес детей к восприятию предметов с помощьюразличных анализаторов.Способствовать развитию внимания, расширению познания об окружающем мире, обогащению словарного запаса.

Педагог предлагает детям определить:

• Что в этой комнате большое? А что маленькое?

• Что в этой комнате твердое? А что мягкое?

• Что в этой комнате ароматное?

• Что в этой комнате синее, красное, желтое?

• Что в этой комнате пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее…

10.ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Прекрасную практическую направленность имеет использование дидактических игр и заданий с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, моторный, тактильный, речевой).

С целью закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры» можно использоватьследующие игровые задания:

  • найди геометрическуюфигуру (круг, квадрат ит.д.);

  • нарисуйфигуру в контейнере с крупой;

  • вылепить фигуру из пластилина;

  • обведи пальчиком вырезанную фигуру;

  • определи фигуру на ощупь с закрытыми глазами;

  • выложифигуру из счётных палочек, шнурка, фасоли или др..

Задействовав несколько анализаторов при выполнении заданий, педагог способствует прочному усвоению учебного материала.

11. МИКРО-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОГУЛОК

В заключении предлагаю вам микро-занятия с ощущениями: слышим, видим, чувствуем кожей и ощущаем телом, которые можно использовать на прогулке.  Например, наблюдая за животным (кошкой), что мы можем услышать? Как кошка мяукает. Что мы можем почувствовать? Какая у кошки шёрстка. Что мы можем ощутить телом? Мы можем подражать кошке, подвигаться как кошка и т. д.

Как организовать игру?

Приготовьте карточки с заданиями для прогулки на определённую тему.Для начала используйте по четыре карточки с идеями в день. Постепенно увеличивайте, до комфортного ритма вам и детям.

Распечатайте карточки. Поочередно играйте в разные дни: день кошки, день листьев, день дороги и машин и т.д.

Выберите три темы, которые интересны вам и/или ребенку. (Например, камни, песок, вода). Подумайте, что можно услышать в теме камней. Запишите эту идею. Что можно увидеть особенного? Запишите. Что можно ощутить руками? Как можно соединить идею камня и тела? Подумайте и запишите на карточку, а потом возьмите карточки на прогулку. По аналогии подготовьте другие темы.

Такие небольшие занятия могут разнообразить и украсить ваши прогулки. А регулярность и разнообразие тем дадут мощный толчок развитию мышления вашего ребёнка.

Каждый педагог должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...