Мастер – класс «Формирование читательской грамотности посредством приема «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области
Мастер – класс
«Формирование читательской грамотности
посредством приема «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения
Зацепина Татьяна Николаевна, высшая категория
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Целью мастер- класса является демонстрация положительных качеств данной технологии для развития навыков работы с текстом, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
1.Помочь освоить прием технологии критического мышления;
2. Развивать коммуникативную компетентность.
Область применения: технология применяется практически на всех уроках в начальной школе, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира. Возраст обучающихся от 9-11лет.
Ожидаемый результат: педагоги начальных классов смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках транслируемого опыта.
Форма работы: групповая
Методы: прием технологии критического мышления
Тематическое содержание: Приём «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов и ответов» достаточно популярен среди педагогов.
Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться и на других предметах.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
3.Чемес Оксана Евгеньевна Мстер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: приём помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Обучающиеся умеют формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально, развиваются коммуникативные навыки. Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.
Материально-техническое обеспечение: классная или маркерная доска, мел или маркер, бумага формата А4 по количеству групп, ноотбук.
Ход мастер – класса
-
Вызов (3мин).
Педагог: Уважаемые коллеги! Общение людей невозможно без вопросов и диалога. В огромном потоке информации, в котором мы живем, необходимо научиться анализировать эту информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отсеять ненужное, сформулировать вопросы и найти на них ответы. Такую задачу ставит технология критического мышления. Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
II. Осмысление. (12мин).
Презентация.
Педагог:
На уроках литературного чтения я использую прием, который называется «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов и ответов». Этот прием достаточно популярен среди педагогов.
Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться и на других предметах.
Главное в работе с текстом является осмысление информации. На практике мы видим, что у современных младших школьников с этим, часто, возникают большие проблемы. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие обучающиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?
«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Форд Г. Научить ребенка мыслить – это одна из главных задач образования.
Прием «Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать обучающимся примеры, способы работы с ромашкой.
Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вопросы –задания требуют определенного навыка.
Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом лепестке записывают вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной и групповой, такую ромашку можно задать ученикам в виде домашнего задания.
Практическая работа.
Педагог:
Я предлагаю вам прочитать рассказ Григория Горина «Ежик». (3мин) Приложение 1.
Сегодня мы будем работать с «Ромашколй Блума».
Вы будете работать в группах, каждая группа будет работать по своему вопросу (жеребьевка).
Педагог дает время на составление вопросов и обсуждение. (1мин.)
После обсуждения группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке. Таким образом отвечают все группы.
Участники.
(Примерные вопросы по тексту)
-
Простой вопрос. (белый лист) Назовите главных героев.
-
Уточняющий вопрос.(желтый лист) Правильно ли я поняла, что папа грустит по счастливому времени своего детства?
-
Интерпретационный вопрос (объясняющий). (синий лист) Почему папа рассердился, когда узнал, что сын обменял лотерейный билет на ежа?
-
Творческий вопрос. (зеленый лист) Что было бы, если бы билет оказался действительным?
-
Практический вопрос. (фиолетовый лист) Как бы вы поступили на месте папы?
-
Оценочный вопрос. (красный лист) Как вы относитесь к поступку папы?
Вывод: «Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?» Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Таксономия Блума - одна из форм работы по развитию критического мышления.
III. Рефлексия. (5мин.)
Как бы вы назвали этот рассказ?
Полное название рассказа Г.Горина «Ежик. История о напрасной суете»
Оцените, пожалуйста, этот прием работы с текстом.
Благодарю за работу!
Приложение 1. Г. Горин «Ежик. История о напрасной суете»
Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше.
Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:
— Пап, смотри!
Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:
— Пап, смотри!
Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ежик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных.
— Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал?
— Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.
— Подарил, значит? — уточнил папа.
— Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
— Какой еще билетик?
— Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ежика на пол. — Папа, ему надо молока дать..
— Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет?
— Я его купил, — сказал Славик.
— У кого?
— У дяденьки на улице… Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек… Ой, папа, ежик под диван полез…
— Погоди ты со своим ежиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?
— Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
— То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл?
— Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.
— Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?!
— Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете… Там первые три циферки совпали… и остальные… И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый!
— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика?
— Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет…
— Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?!
— Он в соседнем доме живет, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут…
— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идем быстро!!
— Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика!
— Да пойдем же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю…
— Нет… — ревел Славик. — Не купишь… Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил…
— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. — Ну, быстро!..
— Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал?
— Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.
— Подарил, значит? — уточнил папа.
— Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
— Какой еще билетик?
— Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ежика на пол. — Папа, ему надо молока дать..
— Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет?
— Я его купил, — сказал Славик.
— У кого?
— У дяденьки на улице… Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек… Ой, папа, ежик под диван полез…
— Погоди ты со своим ежиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?
— Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
— То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл?
— Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.
— Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?!
— Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете… Там первые три циферки совпали… и остальные… И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый!
— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика?
— Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет…
— Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?!
— Он в соседнем доме живет, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут…
— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идем быстро!!
— Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика!
— Да пойдем же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю…
— Нет… — ревел Славик. — Не купишь… Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил…
— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. — Ну, быстро!..
Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нес Славика, а в другой — ежа.
— Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!
— У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал.
— А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? Продал?
— Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал.
— Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик… Значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?.. Где он?..
— Он на карнизе засел… — сказал Сеня.
— На каком карнизе?
— Вон на том! — и Сеня показал на карниз второго этажа.
Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.
Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.
Два раза папа срывался, но потом все-таки дополз до карниза и снял маленького желтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.
Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.
Два раза папа срывался, но потом все-таки дополз до карниза и снял маленького желтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.
Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.
— Ты его когда купил? — спросил папа у Славика.
— Ещё во втором классе, — сказал Славик.
— А когда проверял?
— Вчера.
— Это не тот тираж… — устало сказал папа.
— Ну и что же? — сказал Славик. — Зато все циферки сходятся…
— Ты его когда купил? — спросил папа у Славика.
— Ещё во втором классе, — сказал Славик.
— А когда проверял?
— Вчера.
— Это не тот тираж… — устало сказал папа.
— Ну и что же? — сказал Славик. — Зато все циферки сходятся…
Папа молча отошел в сторонку и сел на лавочку.
Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги… Он тяжело опустил голову.
— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он все равно отдает нам ёжика…
— Спасибо! — сказал папа. — Спасибо, Сеня…
Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги… Он тяжело опустил голову.
— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он все равно отдает нам ёжика…
— Спасибо! — сказал папа. — Спасибо, Сеня…
Он встал и пошел к дому. Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.
Автор: Григорий Горин