Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Мастер – класс «Формирование читательской грамотности   посредством   приема  «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области

 

Мастер – класс

«Формирование читательской грамотности  

посредством   приема  «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения

 

Зацепина Татьяна Николаевна, высшая категория

 учитель начальных классов  

 

 

Пояснительная записка
 
Целью мастер- класса является демонстрация положительных качеств данной технологии для развития навыков работы с текстом, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
 
Задачи:
1.Помочь освоить прием технологии критического мышления;
2. Развивать коммуникативную компетентность.
Область применения: технология применяется практически на всех уроках в начальной школе, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира. Возраст обучающихся от 9-11лет.
Ожидаемый результат: педагоги начальных классов смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике, повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов в рамках транслируемого опыта.
Форма работы: групповая
Методы: прием технологии критического мышления
Тематическое содержание: Приём «Ромашка Блума» или  «Ромашка вопросов и ответов» достаточно популярен среди педагогов.
Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться  и на других предметах.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
1.  Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
2.     Заир-Бек С.И., Муштавинская  И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
3.Чемес Оксана Евгеньевна  Мстер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
 Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность  усвоения материала:  приём помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Обучающиеся  умеют формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально, развиваются коммуникативные навыки.    Использование приема «Ромашка  Блума»  позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.
Материально-техническое обеспечение: классная или маркерная  доска, мел или  маркер, бумага формата  А4 по количеству групп, ноотбук.
 
Ход мастер – класса
  1. Вызов (3мин).
Педагог: Уважаемые коллеги! Общение людей невозможно без вопросов и диалога. В огромном потоке  информации, в котором мы живем, необходимо научиться анализировать эту информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отсеять ненужное, сформулировать вопросы и найти на них ответы. Такую задачу ставит технология критического мышления. Умение формулировать вопросы,  позволит нам формировать коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
 
II.  Осмысление. (12мин).
Презентация.
Педагог:
На уроках литературного чтения я использую прием, который называется «Ромашка Блума» или  «Ромашка вопросов и ответов». Этот прием достаточно популярен среди педагогов.
Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться  и на других предметах.
Главное в работе с текстом является осмысление информации. На практике мы видим, что у современных младших школьников с этим, часто, возникают большие проблемы. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие обучающиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?
«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Форд Г. Научить ребенка мыслить – это одна из главных задач образования.
 Прием «Ромашка Блума»  помогает учить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
 
 
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать обучающимся примеры, способы работы с ромашкой.
Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вопросы –задания требуют определенного навыка.
Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом лепестке записывают вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной и групповой, такую ромашку можно задать ученикам  в виде домашнего задания.
 
Практическая работа.
Педагог:
Я предлагаю вам прочитать рассказ Григория Горина «Ежик». (3мин) Приложение 1.
Сегодня мы будем работать с «Ромашколй Блума».
Вы будете работать в группах, каждая группа будет работать по своему вопросу (жеребьевка).
Педагог дает время на составление вопросов и обсуждение. (1мин.)
 
После обсуждения группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке. Таким образом отвечают все группы.
Участники.
(Примерные вопросы по тексту)
  1. Простой вопрос. (белый лист)  Назовите главных героев.
  2. Уточняющий вопрос.(желтый лист) Правильно ли я поняла, что папа грустит по счастливому времени своего детства?
  3. Интерпретационный вопрос (объясняющий). (синий лист) Почему папа рассердился, когда узнал, что сын обменял лотерейный билет на ежа?
  4. Творческий вопрос. (зеленый лист) Что было бы, если бы билет оказался действительным?
  5. Практический вопрос. (фиолетовый лист) Как бы вы поступили на месте папы?
  6. Оценочный вопрос.  (красный лист) Как вы относитесь к поступку папы?
 Вывод:  «Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»                  Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Таксономия  Блума - одна из форм работы по развитию критического мышления.
 
III. Рефлексия.  (5мин.)
Как бы вы назвали этот рассказ?
Полное название рассказа  Г.Горина «Ежик. История о напрасной суете»
Оцените, пожалуйста, этот прием работы с текстом.
Благодарю за работу!
 
Приложение 1. Г. Горин «Ежик. История о напрасной суете»
 
Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше.
Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:
— Пап, смотри!
Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ежик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных.
— Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал?
— Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.
— Подарил, значит? — уточнил папа.
— Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
— Какой еще билетик?
— Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ежика на пол. — Папа, ему надо молока дать..
— Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет?
— Я его купил, — сказал Славик.
— У кого?
— У дяденьки на улице… Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек… Ой, папа, ежик под диван полез…
— Погоди ты со своим ежиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?
— Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
— То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл?
— Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.
— Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?!
— Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете… Там первые три циферки совпали… и остальные… И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый!
— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика?
— Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет…
— Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?!
— Он в соседнем доме живет, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут…
— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идем быстро!!
— Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика!
— Да пойдем же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю…
— Нет… — ревел Славик. — Не купишь… Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил…
— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. — Ну, быстро!..

Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нес Славика, а в другой — ежа.
— Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!
— У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал.
— А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? Продал?
— Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал.
— Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик… Значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?.. Где он?..
— Он на карнизе засел… — сказал Сеня.
— На каком карнизе?
— Вон на том! — и Сеня показал на карниз второго этажа.
Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.
Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.
Два раза папа срывался, но потом все-таки дополз до карниза и снял маленького желтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.
Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.
— Ты его когда купил? — спросил папа у Славика.
— Ещё во втором классе, — сказал Славик.
— А когда проверял?
— Вчера.
— Это не тот тираж… — устало сказал папа.
— Ну и что же? — сказал Славик. — Зато все циферки сходятся…
Папа молча отошел в сторонку и сел на лавочку.
Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги… Он тяжело опустил голову.
— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он все равно отдает нам ёжика…
— Спасибо! — сказал папа. — Спасибо, Сеня…
Он встал и пошел к дому. Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.
Автор: Григорий Горин