Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«М. Ю. Лермонтов и его мистический гений»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа№37»

Автор: Чернецкая Татьяна Юрьевна, библиотекарь

«М. Ю. Лермонтов и его мистический гений»

И через всю жизнь проносим мы в душе 
образ этого человека – грустного, строгого,
нежного, властного, скромного,
смелого, благородного, язвительного,
мечтательного, насмешливого, застенчивого,
наделенного могучими страстями и волей,
и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и навсегда молодого.
                              Ираклий Андроников

Из великих русских поэтов нет ни у кого более жестокой и безжалостной судьбы, как у нашего национального гения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных). Род Лермонтовых берет начало в Шотландии, он запечатлен в легендах о Томасе Лермонте, авторе древнейшего варианта «Тристана и Изольды».

Известный историк-литературовед Владимир Захаров так пишет о Лермонтове в своем очерке: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Трудный характер Лермонтова выработался еще в раннем детстве. Безотцовщина, ранняя смерть матери, бабушка, которая воспитывала, как умела. Мальчику не хватало твердой отцовской руки. Он рос в атмосфере свободы, вседозволенности. У него было множество друзей, с которыми он развлекался днями напролет.

Лермонтов верил в судьбу, и везде видел ее знаки. И неспроста, ведь его жизнь была полна роковых совпадений. Несчастья преследовали весь его род. Дед поэта покончил с собой, приняв яд во время новогоднего застолья. Мать скончалась от скоротечной чахотки, когда ему было два года. Отец тоже умер довольно молодым. А самому поэту трагическую и несвоевременную гибель предсказала повитуха сразу после его рождения.

В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку.

Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях. 
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших.

История, иллюстрирующая злопамятность и мстительность поэта, произошла в 1834 году. Четырьмя годами ранее, юный Михаил увлекся восемнадцатилетней красавицей Екатериной Сушковой. Девушка не принимала его ухаживаний в серьез и осыпала «кавалера» насмешками. Прошло время, и поэт снова начал ухаживать за девушкой, добился взаимности, расстроив тем самым ее свадьбу, а затем бросил обидчицу.

Его жизнь овеяна зловещими слухами и легендами. Легенды возникают там, где власти скрывают правду. При Николае I самое имя поэта запрещалось упоминать в печати. В эпоху "гласности и перестройки" Александра II кинулись навёрстывать упущенное, но ушли из жизни свидетели, многие факты были навсегда утрачены. Все, что мы знаем сейчас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове сосредоточено в книгах, это воспоминания людей знавших поэта.

Михаил был достаточно дерзким молодым человеком, любил подшучивать над другими, иногда даже эти шутки переходили все границы. И он совершенно не стеснялся своего поведения, его это наоборот забавляло.

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

Лермонтов пытался подать в отставку, понимая, что карьера военного идет вкривь и вкось, и лучше мирно жить в своем поместье. Но Николая I непреклонен. Он отправляет Лермонтова на войну. Кавказ должен стать для него могилой. Компанию ему составляет его друг и родственник Александр Столыпин, с которым они добираются до Ставрополя.

 И тут происходит история, которая подталкивает поэта к гибельной развязке. Царь хотел, чтобы Лермонтов был приквартирован к своему отряду в Тифлисе. А значит, не участвовал бы в боевых действиях, не мог отличиться и получить прощение за подвиги.

«Жаль, очень жаль Лермонтова он пылок и храбр- не сносить ему головы- пишет в письме друг М.Ю. Лермонтова Дорохов.

В начале 1841 года как участнику крупного и кровавого сражения при Валерике Михаилу Юрьевичу дали двухмесячный отпуск и разрешили свидание в столице с бабушкой Елизаветой Алексеевной. Восхищенные его мужеством и смелостью в сражениях с горцами генералы представили Лермонтова к наградам- ордену Владимира IV степени и золотой сабли "За храбрость". Такие награды позволяли ему надеяться на отставку из армии. И тогда прекратилась бы его странническая жизнь, и обрел бы он свободу для творчества.

Но прибыв в феврале в столицу, он узнает, что лично император вычеркнул его имя из списка награжденных и что об отставке из армии он теперь не имел права даже мечтать...

Вот тогда он почувствовал: судьба его уже предопределена.

Знаки судьбы в жизни поэта

Тогда Лермонтов посетил гадалку, услугами которой пользовались даже императоры Александр I и Николай I. Был ее клиентом и поэт А. С. Пушкин, и она предсказала ему остерегалась на 37 году жизни белого человека или белой лошади. Предсказания ее обычно сбывались…

Один из полковых друзей поэта согласился сопровождать его к таинственной колдунье. Лермонтов с любопытством разглядывал как старая уже женщина, приступив к гаданию, преобразилась…Морщины на ее лице сгладились; магический свет вспыхнул в больших зеленых кошачьих глазах и голос, минуту назад скрипучий и неприятный, вдруг смягчился, в нем появилось нечто доброе и даже ласковое.

Приятель М. Ю. Лермонтова широко раскрыл глаза, с восторженным удивлением смотрел на гадалку и кивал головой, соглашаясь со всем, что она ему говорила.

-Она его заворожила! - подумал Михаил Юрьевич. Неужели эта старуха стала избранницей природы?

Накануне он читал работы немецких философов о необычных способностях избранных людей. «Такие люди, - писал Иммануил Кант,- предвестники грядущего…».

-Нет. Я не пророк, и не претендую на лавры предвестницы будущего, я- простая многоопытная гадалка- неожиданно громко сказала гадалка.

Встретив его твердый, сильный взгляд, отпрянула, будто ее ударило током, разом побледнела и хриплым голосом сказала: «Смотрю на вас и не могу понять: зачем вы здесь, молодой человек, зачем пришли ко мне?»

-Хочу узнать, когда я снова вернусь в Петербург?- улыбнувшись сказал Лермонтов.

-Вы это и сами знаете

-Я?

-Да. Вы… Вам ведь открыто будущее. Это видно по вашим глазам. Так что: верьте себе.

-Интересный у нас разговор получается. Чему же я должен верить?

-Тому что подсказывает ваш внутренний голос.

-А если он ничего не подсказывает? - усмехнулся поэт.

Она взглянула на него осуждающе, тяжело вздохнув, сказала:

- Не лукавьте! Я точно знаю: подсказывает. И вам хорошо известно, что никогда более в Петербург не вернетесь.

-Вот даже как!

-Честно признайтесь: ведь были у вас такие предчувствия? – сказала гадалка, заглянула в его глаза и положила свою костлявую руку рядом с его рукой. Он ощутил, как от нее повеяло смертельным холодом.

- Да, были подобные предчувствия, но я им не верил. И вот пришел к вам- продолжая улыбаться, признавался Лермонтов.

Секунду- другую гадалка разглядывала его.

Он выдержал ее горящий взгляд и спросил: «Тогда скажите, будет ли мне отставка?»

-И это вы тоже хорошо знаете. Да, да знаете, что никакой отставки от службы не будет… Будет другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станете.

Эти слова были как удар клинком в сердце. Гадалка напророчила ему смерть.

Обычно, когда приходили мысли о бренном конце Михаила Юрьевича охватывала горькая тоска. И чтобы скрыть ее он выдавливал из себя смех. Смеялся вызывающе громко, некрасиво; в это время в уголках глаз его можно было заметить слезинки. Он смеялся, а гадалка сочувственно смотрела на него и, сострадая, понимающе кивала головой.

Предсказания гадалки начали сбываться через несколько дней.

Из воспоминаний А. А. Краевского:

11 апреля... утром часу в десятом вбегает ко мне Лермонтов и, напевая какую-то невозможную песню, бросается на диван, он в буквальном смысле слова катался на нем в сильном возбуждении. Я сидел за письменным столом и работал. "Что с тобой?"- спрашиваю Лермонтова. Он не отвечает и продолжает петь свою песню, потом вскочил и выбежал. Я только пожал плечами. У него бывали такие странные выходки- любил школьничать...

Через полчаса Лермонтов снова вбегает. Он рвет и мечет, снует по комнате, разбрасывает бумаги и вновь убегает. По прошествии известного времени он опять тут. Опять та же песня и катание по широкому моему дивану. Я был занят; меня взяла досада: "Да скажи ты, ради Бога, что с тобой или  отвяжись, дай поработать!".

Михаил Юрьевич вскочил, подбежал ко мне и, схватив за борт сюртука, потряс так, что чуть не свалил со стула.

"Понимаешь ли ты! Мне велят выехать в 48 часов из Петербурга".

Оказалось, что его разбудили рано утром. Дежурный генерал Генерального штаба приказал ему покинуть столицу в 48 часов и ехать в аул Шуру, где тогда вел боевые действия его полк.

Читая воспоминания издателя "Отечественных записок" Краевского, не трудно представить живого, взбешенного несправедливостью Михаила Юрьевича, увидеть, как мучительно он пытается подавить в себе гнев и отчаяние, как по мужски страдает. В эти минуты он, конечно же, вспомнил гадалку, ее жалостливый взгляд, ее резкие и страшные по своей сути слова о том, что он получит другую отставку, после которой уж ни о чем просить не будет. Она говорила о смерти, и смерть уже ожидала его на Кавказе.

Карамзины организовали прощальный ужин. Были приглашены самые близкие его друзья. Обещали приехать Жуковский, графиня Растопчина, князь Одоевский. Душой вечера была старшая дочь Карамзина София Николаевна. Она где-то вычитала о старинном русском обычае: дарить отъезжающему на войну колечко с бирюзовым оберегом. Дарить с условием, что кольцо будет возвращено.

Лермонтов принял золотое колечко с бирюзой. Поцеловал его, поднял вверх, чтобы все увидели и, озорно сверкая глазами, радостно сказал: "Это кольцо с камнем любви и жизни. Оно сохранит мне жизнь!".

И тут произошло непредвиденное: колечко выскользнуло из его рук, упало на пол. Все кинулись искать его. И безуспешно. Перевернули кресла, подняли ковер с пола- кольцо будто провалилось сквозь землю.

И тогда кто-то пошутил, что Мишель разыгрывает всех, и кольцо он незаметно спрятал. Это предположенипе понравилось Карамзиной. Она, смеясь, принялась упрашивать Лермонтова признаться, что он сфокусничал, и теперь любуется, как общество ползает по полу. Все дружно смеялись. Лермонтову же было не до смеха: он слышал о подобных историях с пропажей кольца и знал: в народе их называют "Смертельным знаком судьбы".

И вновь холодная мысль о смерти на Кавказе парализовала его. Он не видел, не слышал никого. Придя в себя, Лермонтов увидел рядом с собой смеющиеся лица. Ему было не до смеха. Тут он случайно столкнулся взглядом с Натальей Николаевной Пушкиной. Она смотрела на него жалеючи, ему вдруг показалось, что точно так же приветливо и ласково смотрела на него когда-то его мать.

Михаил Юрьевич и Наталья Николаевна и раньше часто виделись у Карамзиных. Учтиво здоровались- и все. Он демонстративно избегал общения с ней.

В этот раз будто кто-то подтолкнул его, он подошел к Наталье Николаевне, поклонился и попросил разрешения присесть рядом.

Она обрадовалась, просияла вдруг, из глаз ее полилась тихая нежность, улыбнувшись, сказала что-то приветливое и чуть подвинулась в своем углу, где, стараясь быть незаметной, сидела постоянно на вечерах у Карамзиных.

Он почувствовал ее волнение, тоже смутился...

С первых слов он завел разговор, поразивший ее своей необычностью. Он точно стремился заглянуть в тайник ее души и, чтобы вызвать ее доверие, сам начал посвящать ее в мысли и чувства, так мучительно отравляющие его жизнь. Каялся в резкости мнений, в беспощадности осуждений, так часто отталкивающих от него ни в чем перед ним не повинных людей".

Разговор у них был серьезным. Лермонтов, подчиняясь неведомой силе, исходившей от нежного и приветливого взгляда Натальи Николаевны, впервые в жизни искренне исповедовался.

Он торопливо говорил, сбивался, просил извинить его. И она чувствовала, как ледяной покров, сковавший доселе их отношения, таял с быстротою вешнего снега, как некрасивое, но выразительное лицо Лермонтова точно преображалось под влиянием внутреннего просветления.

В заключении этой беседы, удивившей Карамзиных своей продолжительностью, Лермонтов сказал:

-Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям. Я видел в вас не только холодную, неприступную красавицу, но только накануне отъезда мне удалось разглядеть под вашей внешней оболочкой женщину, постигнуть обаяние вашей искренности. Но когда я вернусь, я сумею заслужить прощение и, если не слишком самонадеянна мечта, стать когда-нибудь вам другом. Никто не может помешать посвятить вам ту беззаветную преданность, на которую я чувствую себя способным.

- Прощать мне вам нечего,- ответила Наталья Николаевна.

Когда Лермонтов увидел, что Наталья Николаевна собирается уходить его охватила тоска, захотелось еще и еще раз взглянуть в ее добрые, ласковые глаза. Он мысленно попросил ее подойти к нему. Она услышала его зов и подошла. Печально улыбнувшись, тихо сказала: "Береги себя, Лермонтов... Ты всем нам нужен!"

Он поцеловал ее руку.

«Времени работать мало остается; убьют меня»- сказал Лермонтов незадолго до смерти. Это был не страх чеченской пули, а предощущение судьбы- недаром он потомок шотландского ведуна. Как-то очень лично общались с ним иные, не сдешние силы, ангелы и демоны его поэзии, какие-то мистические откровения посылали ему небеса, если было дано ему провидческое видение- его вещий «Сон»:

«Сон» Михаил Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Многие литературные критики считают, что грустной женщиной в стихотворении "Сон", женщиной, видевшей в своих грезах погибшего от пули дорогого ей человека, была она- Наталья Николаевна.

Тогда Лермонтов предложил Столыпину съездить в Пятигорск к семье Верзилиных. Столыпин долго упрямился, пока поэт не достал из кармана монету. "Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом - едем в отряд; если решёткой - едем в Пятигорск" - безапелляционным тоном сказал он. Выпала решка. Лермонтов подкинул монетку, последовал ее совету и был убит на дуэли.

 Вернувшись на Кавказ Лермонтов со своим другом в Пятигорске сумели договориться с местными докторами, и получили разрешение остаться там на долгое время, дабы "поправить здоровье" на серных ваннах. Там же они устраивали балы в доме Верзилина, у которого было три очаровательные дочери (Эмилия - 26 лет, Аграфена - 19 и Надежда - 15).

 За Эмилией Лермонтов долго ухаживал, но она предпочла другого молодого человека. Имя ему было Николай Мартынов. Лермонтов ревновал и частенько высмеивал Мартынова за его манеру носить кинжал, подтрунивал над его речью и всячески пытался выставить в невыгодном свете.

 Мартынов долго прощал ему. Пока однажды, на последнем балу, в то время как хозяин дома музицировал на фортепьяно, поручик вполголоса не пошутил над Мартыновым в очередной раз в обществе дам. В эту секунду музыка умолкла и Николай услышал шутку. Такого он простить не мог. Он был молод, горяч и тут же вызвал Лермонтова на дуэль.

Михаил Юрьевич до последнего старался предотвратить дальнейшее развитие событий, наученный горьким опытом. Он больше волновался за вызвавшего его, чем за себя. Но Мартынов был непреклонен.

Была ли смерть Лермонтова мгновенной, как утверждали биографы раньше, или он еще часа четыре был жив и лежал под проливным дождем, возможно, совсем один?

Все участники дуэли так много врали, стараясь выгородить самих себя, что до истины нелегко докопаться. Вот одна из версий.

15 июля 1841 года они сошлись на небольшой поляне у подножия горы Машук. Они долго целились друг в друга. Но вдруг Лермонтов закричал: "Не хочу я в этого дурака стрелять!" А "дурак" вспылил и выстрелил. Сдали нервы. Пуля прошила тело насквозь.

Лермонтов упал навзничь, даже не успев зажать рану ладонью. Во всю мощь разразилась гроза, начавшаяся уже во время дуэли. Васильчиков поскакал за врачем, но вернулся ни с чем: никто не соглашался ехать в грозу. Двум секундантам пришлось отправиться на поиски экипажа, чтобы перевезти тело. Двое оставшихся у трупа под проливным дождем ждали долго. Однажды им послышался стук копыт по дороге, у которой лежало тело. Они поспешили оттащить его в сторону. И тут из груди покойного вырвался спертый воздух,- это было так похоже на вздох, что несколько минут они верили, что Лермонтов  еще жив. Дождь не прекращался. Извозчики, как и доктора, отказывались ехать в гору. Наконец около одиннадцати часов вечера удалось нанять телегу и тело Лермонтова перевезли к нему на квартиру.

В альбоме, подаренным Одоевским Лермонтову во время прощального вечера поэт написал тринадцать прекрасных стихотворений. Среди них- "Выхожу один я на дорогу...", "Сон", "Спор", "Утес", "Свидание", Можно сказать последним его стихотворением был "Пророк". В нем он как бы отвечая Пушкину, грустно пишет, что в своем Отечестве пророк никому не нужен, что пророчествуя, он обречен быть забросанным каменьями до смерти. С Пушкиным в мыслях он пришел в русскую поэзию, с его именем закончил свой поэтический путь. 

В. Г. Белинский говорил, что книгам Лермонтова суждено выходить до тех пор, пока русские будут говорить русским языком. Оставленная в наследие для потомков лирика поэта и прозаика захватывает своей отчужденностью и стремлению к вечности.  Так любимый поэт России по сей день остаётся самым таинственным русским классиком.