Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Белочка»
г. Нурлат Республики Татарстан»
Конспект занятия
с использованием УМК по обучению детей татарскому языку
в средней группе на тему
«Моя семья»
Дарьина Светлана Георгиевна
воспитатель
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Продолжать формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
Развивать мелкую моторику рук; пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе; развивать детское творчество.
Актуальность: Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных Модернизация образовательных учреждениях Республики Татарстан. Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики разработаны экспертами. Так татарский язык преподается – как средство общения, как инструмент жизни людей. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей.
Новизна:
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә» для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
Предварительная работа: рассматривание альбома с фотографиями, иллюстраций, сюжетных картинок; чтение книг; изготовление атрибутов к играм; подбор слайдов.
Материал: костюмы, картины, кубик, набор продуктов, мяч, корзины, настольный театр.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня поговорим и поиграем в любимые игры. Посмотрите у меня на столе что-то есть интересное для вас. (Дети присаживаются к столу). Это веселый кубик. Хотите поиграть в игру «Веселый кубик»?
Цель:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (әти, әни, кыз, малай, бабай)
2. Учить ребенка составлять диалог «Бу кем?»
3. Развивать внимание, память и логическое мышление;
4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции.
Вам нужно по очереди подбросить кубик и назвать по-татарски рисунок. (Дети подбрасывают кубик и называют рисунок по-татарски: «Бабай», «Әби» и т.д.). Ребята, а теперь покажем пальчиковую игру «Семья» («Гаилә»).
( Цель:
1. Развивать внимание, память и логическое мышление;
2. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции)
«Бу бармак бабай.
Бу бармак әби.
Бу бармак әти.
Бу бармак әни.
Бу бармак мин
Бу безнең гаилә».
Молодцы!
А теперь послушайте стихотворение.
«Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы» (Стихотворение «Семейный альбом» А.Грибалева)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Моя семья».
Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции при «оживлении» героев.
Сейчас на экране появится слайд – фото, кто узнает свою семью, тому будет задание – назвать членов семьи.
Ребенок 1: Моя Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском языке.
Ребенок: Минем гаилә - әни, эти, абый һәм мин.
Ребенок 2: Моя семья - мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском.
Ребенок: Минем гаилә - әни, әти, мин, әби һәм бабай. (Дети по очереди рассказывают о своей семье).
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Игорь Дмитриевич. Он работает строителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Алмаз.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Эвелина.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки? («Внучка» А. Плещеев)
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка – это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните?
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском.
Дети: Гаилә.
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем в игру с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции ;
• Сформировать представление о семье на примере людей, Их ообраза жизни,обязанностях.)
Мы узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа (Әни, әти)
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – …
Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть в игру «Давайте справедливо распределим обязанности».
Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции;
• Учить составлять предложения.
Я раздам вам по одному рисунку, а вы должны подобрать соответствующие карточки, обозначающие обязанности членов семьи.
Воспитатель: Алия, папа что делает?
Алия: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Данил, мама что делает?
ДАНИЛ: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Данияр, сын что делает?
Данияр: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Аня, дочь что делает?
Аня: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Диана, дедушка что делает?
Диана: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на стульчики (садятся на стульчики). А сейчас поиграем в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Я распределю роли, а вы должны вежливо по-татарски поздороваться, попросить продукт и попрощаться. (Дети по очереди подходят и просят вежливо нужный продукт.) Хорошо, ребята! А сейчас я приглашаю вас встать и поиграть в игру «Сядь, сядь Малика!».
Цель:
совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
Задачи:
• воспитывать любовь к фольклору татарского народа;
• совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.
Давайте отдохнем, встанем в круг, выберем водящего с помощью считалки и произносим слова:
«Утыр, утыр, Малика, алмагач тебенә,
Кем утырган каршыга, әйтеп бирче тиз генә»
Любой из вас подходит и вас водящий с закрытыми глазами с помощью прикосновений узнает и называет вас по имени (Игра проводится 2-3 раза)
Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про репку, когда дед посадил репку для семьи, но не смог сам выдернуть ее и решил позвать на помощь … а кого?
Дети: Семью и друзей.
Воспитатель: Правильно! Только благодаря семье и друзьям они смогли справиться с трудностями.
(Показ детьми кукольного театра «Репка»)
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Әни кирәк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».
ЛИТЕРАТУРА
-
Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.
-
Зарипова З.М. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие для воспитателей детских садов. — Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 240 с.
-
Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез». Казань: Хəтер, 2011 – 56 с.
-
Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.
-
Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с.
-
Харисова Ч. М. Методика обучения татарскому произношению. — Казань: Магариф, 2000. — 167 с.