Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Белочка»

г. Нурлат Республики Татарстан»

 

 

 

Конспект занятия

с использованием УМК по обучению детей татарскому языку

в средней группе на тему

«Моя семья»

 

Дарьина Светлана Георгиевна

воспитатель

 

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
 
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
 
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
 
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
 
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Продолжать формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
 
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
Развивать мелкую моторику рук; пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе; развивать детское творчество.
 
Актуальность: Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных Модернизация образовательных учреждениях Республики Татарстан. Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики  разработаны экспертами. Так татарский язык преподается – как средство общения, как инструмент жизни людей.  Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей.
 
Новизна:
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә» для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
 
Предварительная работа: рассматривание альбома с фотографиями, иллюстраций, сюжетных картинок; чтение книг; изготовление атрибутов к играм; подбор слайдов.
 
Материал: костюмы, картины, кубик, набор продуктов, мяч, корзины, настольный театр.
 
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня поговорим и поиграем в любимые игры. Посмотрите у меня на столе что-то  есть интересное для вас. (Дети присаживаются к столу). Это веселый кубик. Хотите поиграть в игру «Веселый кубик»?
Цель:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (әти, әни, кыз, малай, бабай)
2. Учить ребенка составлять диалог «Бу кем?»
3. Развивать внимание, память и логическое мышление;
4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции.
  Вам нужно по очереди подбросить кубик и назвать по-татарски рисунок. (Дети подбрасывают кубик и называют рисунок по-татарски: «Бабай», «Әби» и т.д.).  Ребята, а теперь покажем пальчиковую игру «Семья» («Гаилә»).
( Цель:
 
1. Развивать внимание, память и логическое мышление;
2. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции)
 
«Бу бармак  бабай.
Бу бармак әби.
Бу бармак әти.
Бу бармак әни.
Бу бармак мин
Бу безнең  гаилә».
 Молодцы!
А  теперь  послушайте стихотворение.
«Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы» (Стихотворение «Семейный альбом» А.Грибалева)
 Я предлагаю вам поиграть в игру «Моя семья».
 Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции при «оживлении» героев.
 
Сейчас на экране появится слайд – фото, кто узнает свою семью, тому будет задание – назвать членов семьи.
Ребенок 1: Моя  Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском языке.
Ребенок: Минем гаилә - әни, эти,  абый һәм мин.
Ребенок 2: Моя семья - мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском.
Ребенок: Минем гаилә - әни, әти, мин, әби һәм бабай. (Дети  по очереди рассказывают о своей семье).
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Игорь Дмитриевич. Он работает строителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Алмаз.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Эвелина.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки? («Внучка» А. Плещеев)
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка – это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните?
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском.
Дети: Гаилә.
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем  в игру  с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции ;
• Сформировать представление о семье на примере людей, Их ообраза жизни,обязанностях.)
  Мы узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа (Әни, әти)
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – …
Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
 
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть  в игру «Давайте справедливо распределим обязанности».
Цель:
• Развивать внимание, память и логическое мышление;
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции;
• Учить составлять предложения.
 
Я раздам вам по одному рисунку, а вы должны подобрать  соответствующие карточки, обозначающие обязанности  членов семьи.
Воспитатель: Алия, папа что делает?
Алия: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Данил, мама что делает?
ДАНИЛ: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Данияр, сын что делает?
Данияр: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Аня, дочь что делает?
Аня: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Диана, дедушка что делает?
Диана: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на стульчики (садятся на стульчики). А сейчас поиграем в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Я распределю роли, а вы должны вежливо по-татарски  поздороваться, попросить продукт и  попрощаться. (Дети по очереди подходят и просят вежливо нужный продукт.) Хорошо, ребята! А сейчас я приглашаю вас встать и поиграть в игру «Сядь, сядь Малика!».
Цель:
совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
Задачи:
• воспитывать любовь к фольклору татарского народа;
• совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.
  Давайте отдохнем, встанем в круг, выберем водящего с помощью считалки и произносим слова:
 «Утыр, утыр, Малика, алмагач тебенә,
 Кем утырган каршыга, әйтеп бирче тиз генә»
Любой из вас подходит и вас водящий с закрытыми глазами с помощью прикосновений  узнает и называет вас по имени (Игра проводится 2-3 раза)
Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про репку, когда дед посадил репку для семьи, но не смог сам выдернуть ее и решил позвать на помощь … а кого?
Дети: Семью и друзей.
Воспитатель: Правильно! Только благодаря семье и друзьям  они смогли справиться с трудностями.
 (Показ детьми кукольного театра «Репка»)
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Әни кирәк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.
  2. Зарипова З.М. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие для воспитателей детских садов.  — Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 240 с.
  3. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез». Казань: Хəтер, 2011 – 56 с.
  4.  Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.
  5. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с.
  6. Харисова Ч. М. Методика обучения татарскому произношению. — Казань: Магариф, 2000. — 167 с.