Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Конспект занятия "Мой любимый город Вельск"

МБОУ «СШ №3 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад № 61 «Родничок»

Конспект занятия "Мой любимый город Вельск"

Автор: Полежаева Т.В.

 

 

Конспект занятия по речевому развитию с применением технологии мнемотехники

 в группе компенсирующей направленности (6 – 8 лет)

 

Цель занятия: формирование у детей чувства патриотизма, любви к своему родному городу.  

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать представление детей о том, что такое Родина;

- расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц, символике, его прошлом и настоящем.

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать грамматическую сторону речи, интонационно-выразительную, связную монологическую речь детей;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- упражнять детей в умении работать с мнемодорожкам и мнемотаблицами;

- побуждать свободно мыслить, фантазировать;

- развивать любознательность, расширять кругозор.

 

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному городу;

- бережно относиться к историческому наследию нашего города, желание видеть его красивым. 

Предварительная работа: рассматривание фотоальбома «Вельск», беседа «Наш город», посещение музея, заучивание стихотворения «Что мы родиной зовём?» В Степанова, сбор материала (буклеты, магнитики, открытки) о Вельске для оформления мини-выставки

 Ход занятия:

Воспитатель: -  Ребята, я рада видеть вас здоровыми, в хорошем настроении. И чтобы такое настроение сохранилось в течение всего дня, давайте, не будем обижать друг друга, а будем как можно чаще улыбаться. Подарите друг другу улыбки. А сейчас свои очаровательные улыбки подарите нашим гостям.

Воспитатель: - Сегодня я получила очень необычное письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано.

 

(Читает адрес на конверте:

 

 Архангельская область, город Вельск, улица Некрасова, д. 26-а, детский сад «Родничок»,  ребятам  группы «Снежинка».)

 

Воспитатель: - Я не стала вскрывать его без вас, ждала момента, когда мы все вместе соберёмся. И вот сейчас, я думаю, его нужно вскрыть и прочесть. Вам интересно? И мне тоже очень интересно!

 

(Читает письмо.

 

      Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на очень красивой, достаточно древней Вельской земле. Мы знаем, что ваш город является районным центром Вельского района Архангельской области. В нём есть очень много красивейших исторических мест.

       Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Вельск? Откуда пришло это название? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Нам бы очень хотелось узнать больше о вашем крае, его природе, истории, культуре и добрых людях, населяющих ваш край. Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам!                              

 

                                                                  Группа учёных. Город Москва.)

 

Воспитатель: - Давайте попробуем ответить на вопросы учёных.   А результаты наших исследований мы отправим  учёным электронным письмом.

(Ещё раз зачитывает вопросы учёных и ожидает ответы от детей.)

 

 Воспитатель: - Пока не можете дать ответы на эти вопросы? Не беда. Сегодня я хочу предложить вам отправиться на выставку «Наш любимый город Вельск».

Согласны?

       Да, а вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним.

(На мнемокартах выставлены правила поведения:

слушать внимательно, не перебивать, не толкаться…)

 

1 зал: «Наш город на карте»

 

Воспитатель: - О чём пойдет речь в первом зале нашей выставки, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

 

(Дети отгадывают загадки и определяют первую букву в словах-отгадках, находят букву «Набор букв» и прикрепляют на Коврограф.)

 

 

 

1. Стоят в поле сестрички:

    Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

 

 

2. Пушистая лошадка,

    А может бегемот,

    А может просто вата

    Над нами вдаль плывет. (Облако)

 

3. О чем можно сказать: родной, отчий, кирпичный, красивый? (Дом)

 

4. Неуклюжий пёсик Костик

    Мышке наступил на хвостик.

    Поругались бы они,

    Но сказал он … («Извини»)

 

5. Висит у нас над головой                          Ранним утром у наших ворот

    Платок ярко-голубой (Небо)                   Собирается дружный … (народ)

 

6. Буквы – значки как бойцы на парад

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит

    И называется строй … (алфавит)

 

Воспитатель: - Молодцы! Все загадки отгадали.

 

(Читают слово РОДИНА)

Воспитатель: - Приглашаю вас пройти в первый  зал. Он называется «Наш город на карте». Речь пойдёт о нашей Родине. Подойдём к карте мира.

Воспитатель: - Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья)

 

 Воспитатель: - Недавно мы с вами выучили стихотворение В. Степанова, которое так и называется … («Что мы Родиной зовём?»). Я предлагаю вам прочесть его всем вместе, а помогут нам картинки-подсказки.

 

(Дети хором читают стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» с опорой на мнемотаблицы)                  

 

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живём,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

 

 

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

 

 

Что мы Родиной зовем?

Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

 

 

Воспитатель: - Как называется наша Родина? (Россия)

Воспитатель: - Да, мы с вами живём в России. А ласково мы называем её матушка – Россия. Наша страна огромна и необъятна (показывает карту России) и занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показывает).

Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен, но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Архангельск. (Показывает и обозначает флажком).

Воспитатель: - Сейчас посмотрим на карту Вельского района. Город наш расположен на левом берегу реки Вага при впадении в неё реки Вель. Именно от названия реки Вель и произошло название нашего города – Вельск.

Воспитатель: - Обратите внимание на первую страничку нашего электронного письма :

Слайд №1 Название города Вельск произошло от названия реки Вель, на берегу которой он стоит.

Изображение карты города

 Воспитатель: - Знаете ли вы, почему место, где живёт много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить»«огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

 

 Задание: назовите слова, созвучные или похожие на слово город

 

 Воспитатель: - В городе Москве живут москвичи, в городе Архангельске живут архангелогородцы. А как называют нас, жителей города Вельска? (вельчане).

 

Упражнение на сочетание существительного «вельчанин» с местоимениями

 

Я – вельчанин, ты-вельчанин, вельчанка, он – вельчанин, она - вельчанка, все мы – вельчане.

2 зал «Как возник наш город»

Воспитатель: - Приглашаю вас пройти в новый зал и присесть на стулья. Этот зал называется: «Как возник наш город». 

На красавице на Ваге,

Где заря полощет флаги

Весь в садах, в берёзках весь

Есть старинный город Вельск…

 - Катюша, расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь об истории нашего города?

 

Рассказ ребёнка об истории Вельска (подготовлен заранее дома):

 

Вельск – старинный, древний город. Населённый пункт впервые упоминается в 1137 году. Получается, что Вельск на 10 лет старше Москвы!

      Жители Вельска занимались земледелием и другими промыслами. Город был маленьким, дома стояли только деревянные, дорога в то время была земляной. По дорогам ездили не машины, а телеги, запряжённые лошадьми, и управляли ими ямщики. В центре города – на Соборной (Торговой) площади проходили ярмарки. Вот таким был наш город много лет назад.

 

Рассказ сопровождается демонстрацией фотографий  со старинными видами города

Воспитатель: - Следующая страничка нашего электронного письма расскажет учёным о том, каким был наш город много-много лет назад.

 

Слайд №2  Вельск – старинный, древний город. Впервые упоминается в 1137 году

 

Воспитатель: - Давно это было, многое изменилось в Вельске. И мы об этом с вами расскажем, поиграем в игру «Один – много»

 

Игра с мячом «Один – много»

 

 - В нашем городе не один дом, а много …

       Не одна улица, а много …

       Не один парк, а много …

       Не один житель, а много …

       Не один детский сад, а много …

       Не один автомобиль, а много …

       Не один магазин, а много …

       Не одна дорога, а много …

 

                          3 зал «Виды нашего города»

Воспитатель: - Переходим в следующий зал: «Виды нашего города». 

Слайд №3 Обратить внимание на слайд «Современный город Вельск»

Воспитатель: - В нашем городе есть памятные места.

Воспитатель:- Знаете ли вы этот памятник? (это памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны).

Сюда приходят вельчане и гости города 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители города сюда приносят цветы.

(Далее детям демонстрируются по порядку изображения других памятных мест, рассуждаем, чем они памятны)

Дом культуры, музей, Центральная площадь, Вельский пассаж, ЦУМ, ТЦ «АЮТА», д/с «Родничок»

Воспитатель: - В нашем городе много улиц, все они носят разные названия. Мы с вами даже пальчиковую игру знаем об улицах и достопримечательностях Вельска

Пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять,                                 Маршируют

Люблю смотреть, люблю считать:                  Смотрят по сторонам

                   

Улица Некрасова – это раз,                              Загибают по одному пальчику

Здесь стоит наш детский сад.

Улица Дзержинского – это два,

Самая главная в городе она!

 

Три – музей в старинном стиле,

Площадь Ленина – четыре.

Культурный центр – это пять,

Здесь мы будем выступать!

 

Парк Победы – это шесть,

Стелла-памятник здесь есть.

Семь – красивый наш вокзал

В путешествие позвал.

 

Речка Вель пусть будет восемь –

Искупаться летом просим!

Ну, а девять – стадион,

Нас к рекордам манит он.

 

Ну, и десять, наконец,

Родной наш город, город Вельск!

 

 

    Воспитатель: - А вы знаете, ребята,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой

Только доехали – вот чудеса -

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось,

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

 

Воспитатель: - Я рассказала вам эту историю нарочно, чтобы узнать помните ли вы, где живёте? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы. А поможет вам в этом схема-подсказка. Ваш рассказ будет записан и отправлен в нашем электронном письме.

 

(Дети берут в руку бутафорский микрофон и, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ «Дом, в котором я живу»)

 

Упражнения на словообразование:

Дом из кирпича – …(кирпичный);

дом из камня - … (каменный);

дом из бетона - … (бетонный);

дом из дерева - … (деревянный).

 

Дом, у которого один этаж – одноэтажный;

Дом, у которого два этажа - … (двухэтажный);

Дом, у которого три этажа - … (трёхэтажный);

Дом, у которого четыре этажа – … (четырёхэтажный);

Дом, у которого пять этажей – … (пятиэтажный);

Дом, у которого много этажей – … (многоэтажный).

 

 

Воспитатель: - Ну, что ж, ещё одна страничка нашего электронного письма готова.

 

4 зал  «Символика Вельского  района»

Воспитатель: - Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется – «Символика Вельского района. Перед вами герб Вельского района. Рассмотрите его внимательно. 

Воспитатель: - О гербе нашего города расскажет …

Рассказ так же подготовлен ребёнком дома

 Бочка является символом торговли. Во главе щита фрагмент национального русского северного орнамента с льняного полотенца: двойной скошенный крест - символ огня, а скошенная решётка — символ обработанной плодоносящей земли. Золотое поле герба символизирует стабильность, богатство, уважение. Герб Архангельской области, помещённый в верхнем углу, указывает на территориальную принадлежность к Архангельской области.

Серебро — символ благородства, мира, взаимопонимания.

Чёрный цвет — символ покоя, мудрости, вечности.

                               Упражнение на сочетание в падеже

 

 Воспитатель: - Это что? ( Герб Вельска).

 - Я убираю, не стало чего? (Герба Вельска)

 - Что ты увидел? (Герб Вельска), передай

 - Что ты передал? (Герб Вельска)

 - Мы гордимся чем? (Гербом Вельска)

 - Мы говорили о чём? (О гербе Вельска)

 

Слайд №4 «Символика Вельского района»

Воспитатель: - Изображение герба Вельского района мы обязательно поместим на следующую страничку нашего электронного письма.

                                                 Видеосалон

Воспитатель: - Сейчас вас, ребята, я приглашаю в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего города

(Демонстрируется видеофильм)

                                        (Воспитатель берёт в руки конверт с письмом)

Воспитатель: - Ну, что ж, друзья, как вы считаете, ответили мы на вопросы учёных? Я тоже так считаю, и электронное письмо у нас получилось просто замечательное!

Воспитатель: - Давайте, вспомним ещё раз, ответы на вопросы учёных. Я начну предложение, а вы его закончите:

Воспитатель: - Мы живём в городе ... (Вельске)
Жителей города зовут ... (вельчане)
Наш город расположен в устье двух рек … (Вель и Вага)
В городе есть улицы ... (Гагарина, Дзержинского и т.д.)
Наш детский сад находится на улице ... (Некрасова)
В городе есть... (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, дом культуры, стадион ...)
У Вельского района есть свой символ ... (герб)
Мы очень любим свой родной ... (город)
И хотим, чтобы он был уютным, ... (чистым, красивым)

 

Воспитатель: - Давайте мы с вами помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастите.

Игра - мечта «Когда я вырасту….»

 

Воспитатель: - А я мечтаю, чтобы вы выросли и ваши мечты сбылись, и в нашем городе обязательно будут…  (и цирк, и театр, и бассейн). Вы – настоящие вельчане! Каждый из вас достоин награды. Медалью «Юный вельчанин» награждается каждый.  Художники нашего города приготовили для вас небольшой подарок – изображения гербов Вельска и Вельского района, которые вы в свободное время сможете раскрасить.

Во время награждения в аудиозаписи звучит песня «Моя Россия»

Музыка Г.Струве, слова Н.Соловьёва

             Переключение на самостоятельную деятельность

 - Я хочу предложить вам самостоятельно посетить ещё один зал нашей выставки. В нём размещены книги, буклеты о нашем городе, а так же различные сувениры с изображением символики Вельска.

Мнемо стих 1

Мнемо стих 2

Мнемо цепочка 1

Мнемо цепочка 2

Мнемо таблица

 

Смотреть презентацию